Тема 3. История русской архитектуры
Русское зодчество от древних периодов до XVIII века. История русской архитектуры восходит к народному зодчеству славянских племен, населявших в древнейшие времена территорию Южной, Центральной и Северо-Западной Руси. Об искусстве древних строителей дают представление национальные типы крестьянского жилого дома (дошедшие до нас в переработанном виде) и более поздние деревянные культовые постройки: церкви, погосты и колокольни русского Севера. Памятники XI – ХII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества. В древнем Киеве – крупнейшем культурном, торговом и политическом центре средневековой Европы, отличавшемся высоким уровнем городской культуры и благоустройства, были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры (собор св. Софии). В эпоху феодальной раздробленности (XII – XIV вв.) своеобразная архитектура сложилась также в Новгороде, Пскове, Полоцке и других центрах древней Руси.
Строгие кубовидные объемы новгородских храмов XI – XII вв. (собор Софии, церковь Спаса-Нередицы и др.), их белые стены, золоченые купольные главы гармонируют с зеленой равниной и густым лесом, обычно составляя с ними природный фон этих монументальных сооружений. В конце XIII – начале XIV вв. в строительстве Новгорода, отстоявшего свою независимость от власти татар и нанесшего сокрушительный удар ливонским рыцарям, начался новый период подъема (церкви Николы на Липне, Федора Стратилата, Спаса на Ильине и др.).
Зодчество другого крупного центра Северо-Западной Руси – Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Светогор-
ского и Мирожского монастырей XIV – ХV вв.), создало замечательный комплекс оборонительных сооружений – Детинец. Образцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения, в частности, каменные жилые дома богатых горожан ХV – ХVII вв. (палаты торговых людей Поганкиных, дом Яковлева и др.).
Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на р. Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире – XII в. и др. Памятники Владимира, в отличие от строгой простоты новгородской архитектуры, носят характер парадного столичного строительства, Успенский и Дмитриевский соборы и по своим масштабам, и по сложной композиции, и по богатой пластической обработке поверхностей являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Наряду с храмами, гражданские сооружения Владимира, а также монастырские и церковные комплексы соседнего Суздаля составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества.
Развитие русской архитектуры, задержанное почти повсюду в XIII в. нашествием монголов и установлением татарского ига, приходит к новому высокому подъему в ХV в, когда центром страны сделалась Москва. В ХV – ХVI вв. был создан новый Кремль, композиционным центром которого явился Успенский собор (архит. А. Фиораванти). Это комплекс крепостных сооружений, дворцов и монументальных храмов, один из величайших архитектурных ансамблей, с исключительной силой и художественной глубиной воплотивший идеи национальной независимости и политической мощи Московского Государства. В начале XVI в. была начата постройка колокольни Ивана Великого (достроена в 1600 г.) – многоярусной башни (85-метровой высоты), ставшей главной доминантой кремлевского ансамбля. В 30-х годах XVI в. в селе Коломенском близ Москвы был воздвигнут столпообразный храм Вознесения, увенчанный высоким каменным шатром. Этот памятник входит в число самых выдающихся произведений мирового зодчества (архит. Петрок Малый).
В 1555-1560 гг., в память взятия Иваном IV Казани, в Москве на Красной площади был воздвигнут Покровский собор, "что на рву" (за которым позднее закрепилось название "Василий Блаженный") – шедевр русской национальной архитектуры XVI в., созданный русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым.
Монументальный стиль московского зодчества XV – XVI вв., сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы представителей нового общественного строя – посадских людей. Церкви стали строить теперь палатным образом. Усложняющаяся композиция церковных построек,
прихотливость их силуэта, применение многоярусных «кокошников», стремление к живописным эффектам, декоративная насыщенность архитектурного убора дворцов, палат и теремов – все это характеризует зодчество Московского государства, развивающегося в XVII в. в громадную абсолютистскую державу. В эту пору создаются (или перестраиваются) обширные ансамбли укрепленных монастырей и городских кремлей (Новодевичий и Донской монастыри в Москве, Троице-Сергиева лавра и Иосифо-Волоколамский монастырь в Подмосковье, Кирилло-Белозерский монастырь, кремль в Ростове Ярославском и др.), которые являются выдающимися образцами русского архитектурного ансамбля с его свободной живописной группировкой отдельных строений и глубокой органической связью с окружающей природой. В это время развивается строительство сомкнутых сводов большого пролета, обеспечивающих создание обширных внутренних пространств в бесстолповых храмах и палатах многочисленных каменных гражданских зданий. В конце XVII в. особенное развитие получает в Москве строительство многоярусных церквей из кирпича с широким применением металлических связей, позволившим осуществлять весьма смелые конструкции. Архитектура их отличается сложным декоративным убором (так называемый "нарышкинский стиль" – церковь в Филях под Москвой, трапезная в Троице-Сергиевой лавре и др.). Эти же черты характерны и для гражданских зданий того времени (Крутицкий терем, палаты Аверкия Кириллова в Москве).
Наряду с Москвой, прекрасные образцы зодчества XVII в. были созданы в Ярославле, где сложилась самобытная архитектурная школа (церкви Иоанна Предтечи, Ильи Пророка и др.).
Русская архитектура XVIII, XIX веков и начала XX века. С конца XVII в. и первых лет XVIII в. начинается новая эпоха в истории России и ее культуры. Преобразования Петра I, превращение Московского государства в могущественную Российскую империю дали сильнейший толчок развитию гражданского строительства. Строятся правительственные и общественные здания, промышленные и портовые сооружения, городские дворцы и загородные резиденции и т.д. Громадную роль в становлении и развитии русской архитектуры XVIII в. сыграло основание Петербурга (1703 г.) – русского города нового типа, сочетавшего принципы "регулярной" планировки с живым чувством природы и со свойственными русскому зодчеству свободой и мощью громадных пространственных композиций. Ведущую роль в планировке Петербурга играли в 30-40-х годах XVIII в. русские архитекторы П.М. Еропкин, И.Г. Земцов, И.К. Коробов. Уже в середине XVIII в. Петербург превосходил все другие города Европы архитектурной организованностью своей центральной части.
Сдержанность архитектурных форм петровского времени сменилась в 30-50 гг. пышным, полным декоративного блеска стилем так называемого "русского барокко", наиболее видными создателями которого были архитекторы: В.В. Растрелли (перестройка Екатерининского дворца и парковые постройки в Царском селе, 1748-1757 гг.; дом Строганова, 1754; Зимний дворец, 1745-1762 гг. в Петербурге и многие другие); Д.Д. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1742 г.); С.И. Чевакинский (работы в Царском селе, Никольский Морской собор в Петербурге, 1752 г. и др.). Этот стиль, характерный при первых преемниках Петра I, не отвечал новым государственным задачам. Перепланировка старых городов, основание ряда городских центров на юге России, дальнейшая застройка столицы, наконец, строительство громадного числа помещичьих усадеб во второй половине XVIII и начале XIX вв. производились уже на новой архитектурной основе. Основоположники этого нового в то время направления архитектуры – русского классицизма – архитекторы В.И. Баженов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков и др. – стремились сочетать принципы классического зодчества с переработкой и развитием русского архитектурного наследия. Творчество Баженова было посвящено исканиям нового образного языка русской национальной классики. Например, дом Пашкова, 1784-1786 гг., дворцовый ансамбль Царицыно под Москвой, 1775-1785 гг. и др. Казаков создал (главным образом в Москве) многочисленные правительственные и общественные здания, дворцы, жилые дома, городские и загородные усадьбы, церкви и др., с большой свободой и поразительным мастерством применяя классические мотивы и формы (здание Московского сената в Кремле 1776-1787 гг., особняк Разумовского, 1793 г., Петровский дворец, Голицинская больница, 1796-1801 гг. и др.) Во второй половине XVIII в. создаются многочисленные усадебные ансамбли, в том числе Архангельское, Кусково, Останкино. Выдающаяся роль в этом строительстве принадлежит зодчим из крепостных крестьян (П. Аргунов, М. Миронов, Г. Дикушин и др.).
Развитие русского классицизма как ведущего направления архитектуры продолжается в течение первой трети XIX в. Эта завершающая стадия классицизма ознаменовывается созданием мощных ансамблей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы и широким городским и усадебным строительством на периферии.
Выдающиеся архитекторы начала XIX в. – А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и др. – создают в Петербурге монументальные здания, играющие огромную роль в создании замечательных ансамблей центральной части города. Архитектурная композиция Адмиралтейства (1806 – 1820гт., архит. А.Д. Захаров) и его великолепный скульптурный убор воплощают идею морского могущества России, символизируя назначение ее северной
столицы. Той же теме посвящена архитектура другого монументального здания – Биржи (1804 – 1816 гг.), воздвигнутого на стрелке Васильевского острова (архит. Т. Томон). Характер монументального здания-ансамбля носит Казанский собор (I800 – I811 гг.), образующий своей колоннадой торжественную площадь, примыкающую к Невскому проспекту (архит. А.Н. Воронихин).
Историческая победа русского народа в Отечественной войне 1812 г, находит свое отражение в триумфальных архитектурных образах. В 1820 – 1830 гг. создаются крупнейшие монументальные сооружения и ансамбли Петербурга (Дворцовая площадь с аркой Главного штаба, 1819 – 1829 гг.; здание Сената и Синода, 1829 – 1834 гг. – архит. К. Росси; Павловские казармы, 1817 – 1819 гг. – архит. В. Стасов и др.). Огромное строительство велось в Москве после пожара 1812 г. Сочетание простейших архитектурных элементов – стенной плоскости и портика, применение "типовых" скульптурных деталей, преобладание геометрически четких объемов здания, двуцветная окраска фасада – характерные черты московского классицизма первой трети XIX в.
Развитие промышленного капитализма в России привело к распаду русского классицизма как целостного архитектурного стиля.
Архитектура второй половины XIX в. не сумела широко использовать значительных успехов русской строительной техники, достигнутых в строительстве больших промышленных и транспортных сооружений, мостов и т.п. Попытки отдельных архитекторов в 70 – 80-х годах применить к постройкам города декоративные мотивы старого русского зодчества привели к искусственным стилизациям (работы И.П. Петрова-Ропета, Д.П. Чичагова, А.Д. Померанцева и др.).
В начале XX в. в русскую архитектуру проникло влияние так называемого стиля "модерн". Интересна архитектура 1900 – 1917 гг. исканиями отдельных архитекторов, направленных к глубокой, творческой переработке традиций древнерусского зодчества и русского классицизма (архит. И.А. Фомин, А.В. Щусев, В.А. Покровский и др.). В этом состоянии русскую архитектуру застала Октябрьская социалистическая революция [1,3,4,6,7].
Вопросы для самопроверки:
1. Какие конструктивные и стилевые школы сложились в архитектуре русских удельных княжеств XII – XIV вв.?
2. Каковы особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества?
3. Каков процесс формирования архитектурной школы Московского княжества?
4. В чем заключаются основные тектонические и стилистические особенности русской деревянной архитектуры?
5. В чем состоит конструктивное и художественное своеобразие Петровской эпохи?
6. В чем заключается отличие русского барокко от западноевропейского?
7. В чем проявились различия московского и петербургского классицизма?
8. Каковы основные этапы стилистического развития русской архитектуры XVIII – XIX вв.?