Правила безопасности в работе с различными инструментами
Работа с молотком:
- сбор деталей с помощью молотка выполняется на верстаке или предназначенном для этого месте с использованием досок и опор;
- правильно держи молоток во время работы;
- соблюдай дистанцию во время работы с молотком.
Правила пользования ножовкой:
- проверь крепление обрабатываемого материала на верстаке;
- во время работы пользуйся исправной ножовкой;
- правильно держи ножовку во время работы;
- не дергай, держи ножовку аккуратно и прямо;
- левую руку держи на расстоянии, не наклоняй ее сильно.
В азбуке-тетради предложены работы с бумагой, природным материалом, тканью и различные виды конструирования. Для достижения намеченных целей важную роль играет обеспеченность нужными инструментами, правильная постановка воспитательных задач, использование эффективных методов обучения.
Предлагаемую азбуку-тетрадь с картинками, рекомендуется использовать на 'занятиях и во внеурочное время.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-1-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: Грузовые машины.
Цель урока:
Уточнить представление детей о транспорте, разнообразии его видов, зависимости строения машины и ее назначения.
Научить различать и называть строительные детали.
Научить строению по образцу в определенной последовательности.
Видоизменять и создавать различные конструкции одного и того же объекта с учетом определенных условий (грузовик и молоковоз).
Развивать интерес к конструктивной деятельности.
Методические приемы:Беседа, рассматривание и анализирование образца, сравнение, художественное слово, обыгрывание постройки.
Оборудование, наглядность, ТСО: Наборы строительных материалов, дидактический материал - таблица "Виды транспорта", азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Чтение рассказа А.Д.Горохова "Грузовики". Наблюдение грузового транспорта с целью определения его практического назначения (для перевозки грузов, продуктов, мебели и т.п.) и соответствия формы и размеров основных частей машин этому назначению (грузовая машина для перевозки мебели имеет высокий крытый кузов, а для перевозки строительного материала - длинный, открытый и т.д.). | |
Беседа по содержанию занятия | |
Во время беседы воспитатель с детьми выясняют, какие бывают транспортные средства (воздушные, водные, наземные), их назначение (пассажирские, грузовые). На прогулке напоминает о необходимости наблюдения за грузовыми машинами и уточняет их назначение. Дети называют основные части машины: мотор, кабина, кузов, рама, колеса. Затем рассматривают образец машины в азбуке-тетради, выделяют основные части и детали, из которых она построена (кирпичики, бруски, пластины). В конце занятия воспитатель читает стихотворение: Возле сада два шофера Чья, как солнышко, блестит, Увлеклись серьезным спором: И, как перышко, летит Чья машина всех новее, А затеяли тот спор Чья сильнее и быстрее, Сын - шофер, Отец - шофер. И машина, как машина: Есть и фары, стекла есть. И резиновые шины. Даже номер - вот он здесь. Не беда, что вся машина Ростом меньше - пол-аршина. Ох, как видно, два шофера Кончат спор еще не скоро. | |
Практическая работа. | |
После анализа образца воспитатель предлагает детям построить грузовую машину для перевозки строительного материала, а затем видоизменить ее, заменив одну-две детали, в молоковоз (кирпичики заменить цилиндром). В процессе создания построек воспитатель следит за точностью воспроизведения заданной конструкции и контролирует действия детей. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Итог урока. | |
И завершая занятие, он говорит детям: "Ну, а мы не будем долго спорить и посмотрим, какие грузовые машины у вас получились, и поиграем". (Анализирует работы детей). Игра "Диспетчер". | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-2-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: Гаражи
Цель урока:
Научить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек (большие и маленькие машины).
Научить детей работать совместно (парами), согласовывая план работы.
Закрепить умение различать и называть детали строительных материалов.
Методические приемы:Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций, анализ образца, сравнение, игра.
Оборудование, наглядность, ТСО: Азбука-тетрадь, набор строительных материалов, машинки разной величины, иллюстрации.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Рассматривание гаража на прогулке, наблюдение за въездом в него машины. | |
Беседа по содержанию занятия | |
Воспитатель напоминает детям, какой гараж они видели на прогулке и как в него въезжала машина. Краткая беседа по вопросам: Для чего нужны гаражи? Какие бывают гаражи? (Большие, маленькие, высокие, металлические, кирпичные, бетонные). Какие вы знаете машины? (грузовые, легковые). Воспитатель предлагает детям построить гаражи для больших и маленьких машин. Рассматривание образца - из чего он сделан, сколько нужно материала для стен, крыши, дверей. Показать, как нужно соизмерять машину с постройкой. | |
Практическая работа. | |
Рассматривание последовательности построения гаражей в азбуке-тетради. Сначала строится задняя стена (кирпичики или бруски), затем устанавливаются две боковые. Постройка и машина соизмеряются по длине, ширине и высоте. Затем строится крыша - из широкой или тонкой пластины и двери в зависимости от величины машины: одностворчатые или двухстворчатые (кирпичики, бруски). После рассматривания дети делятся на пары и начинают строительство гаражей для своих машин. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Во время индивидуальной помощи воспитатель напоминает детям, как нужно соизмерять и располагать детали, чтобы постройка была прочной и устойчивой. С готовыми постройками дети играют. | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-3-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Автостоянка" (коллективная работа)
Цель урока:
Активизировать знания детей, учить их творчески применять ранее приобретенные конструктивные умения.
Учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей.
Работать коллективно.
Методические приемы:Беседа, анализ образца, игра.
Оборудование, наглядность, ТСО: Наборы строительных материалов, иллюстрации, игрушки-машинки разной величины, азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Продолжить наблюдение за транспортом на прогулках. | |
Беседа по содержанию занятия | |
Вначале воспитатель проводит предварительную беседу, в которой выясняется, для чего дети строили гаражи на прошлом занятии. Сколько машин можно поставить в гараж? (Одну). А если нужно поставить много машин, как нужно поступить? Ответы детей. Делается вывод: Нужно построить автостоянку. Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением разных автостоянок. | |
Практическая работа. | |
В азбуке-тетради анализируется образец последовательности построения автостоянки: - из длинных брусков строятся задняя и боковые стены; - из кирпичиков строятся отсеки для машин; - из длинных пластин строится крыша над стенами. Затем воспитатель сообщает детям, что они будут коллективно строить автостоянку (дети делятся на подгруппы), могут придумать рекламу, дополнить постройку. Во время выполнения построек воспитатель следит за взаимоотношениями и взаимодействием детей. Готовые автостоянки сравниваются, отмечается оригинальность конструкций. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
В конце занятия проводится игра "Водители". | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-4-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Лестница"
Цель урока:
Познакомить детей с металлическими конструкторами, их крепежными деталями и видами соединения деталей - подвижными и неподвижными.
Научить детей работать с металлическими конструкторами, выполнять простые конструкции.
Ознакомить со способами соединения деталей: свинчиванием с помощью ключа, винта и гайки.
Методические приемы:Беседа, рассматривание, показ и обследование образца.
Оборудование, наглядность, ТСО: Конструкторы "Механик №1" или "Механик №2", азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Беседа по содержанию занятия | |
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Дети: Осень. Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете? Дети: Дни становятся короче, холоднее, идут дожди, дуют холодные ветры, желтеют и опадают листья. Птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся в теплые норки и щели. Воспитатель: Молодцы ребята. А, чем богата осень? Дети: Осень богата овощами, фруктами, хлебом и т.д. Воспитатель: Правильно ребята, осень богата урожаем овощей и фруктов. А, какие фрукты вы больше всего любите? Дети: Яблоки, груши... Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит в садах? Дети: Идет сбор урожая. Выставляется картина "Сбор урожая в саду". Воспитатель: Ребята, что вы видите на кратине? Дети: Садоводы собирают урожай яблок. Воспитатель: Как вы думаете, с помощью чего можно собрать яблоки с верхушек деревьев? Дети: С помощью лестницы. Воспитатель: Правильно. Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам построить такую лестницу из металлического конструктора. Но сначала давайте познакомимся с металлическим конструктором. Читая его название, воспитатель предлагает рассмотреть коробку, в которой находится конструктор, снять крышку и положить ее под коробку, затем внимательно рассмотреть детали. Он обращает внимание детей на то, что каждая деталь имеет свое место, и только там следует ее хранить. Потеря некоторых деталей приведет к тому, что с помощью этого конструктора нельзя будет строить. | |
Практическая работа. | |
Работая с азбукой-тетрадью, воспитатель предлагает расмотреть образец лестницы. Лестница состоит из 2-х планок и перекладины. Одна длинная планка состоит из 3-х коротких планок, которые крепятся с помощью гаек и болтов. Если дети затрудняются, то воспитатель подсказывает: "Нужно взять две планки, наложить одну на другую, чтобы совместить четыре отверстия и скрепить их двумя болтами и двумя гайками". Для того чтобы лестница получилась длинная, нам необходимо соединить две длинные планки между собой. Получается одна длинная основа лестницы. Для того чтобы сделать вторую основу для лестницы, необходимо соединить еще две длинные планки -это вторая основа лестницы. Чтобы получилась лестница необходимо 5 коротких планок прикрепить к двум основам. Самостоятельная деятельность детей. В ходе этого процесса воспитатель оказывает помощь детям,у которых возникают трудности. Анализ работы детей. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Воспитатель предлагает сделать самые прочные лестницы для работы по сбору урожая. | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-5-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Тележка"
Цель урока:
Научить детей конструировать двигающиеся модели из металлического конструктора. Сформировать навыки крепления и соединения деталей, познакомить с новыми деталями.
Методические приемы:Показ и обследование образца, беседа.
Оборудование, наглядность, ТСО: Конструкторы "Механик-Г' или "Механик-2", груз для тележек (мелкие предметы), азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Рассматривание иллюстраций. | |
Беседа по содержанию занятия | |
Преподаватель говорит, что на прошлом занятии дети конструировали лестницу, с помощью которой садоводы собирают яблоки с верхушек деревьев. Лестницы очень пригодились садоводам и яблоки, которые они собрали, были уложены в очень большие и тяжелые ящики. Каждый ящик весит около 30-40 кг. Чтобы эти яблоки сохранить, их нужно отвезти в хранилище, которое находится недалеко от яблоневых садов. Что необходимо садоводам, чтобы доставить эти яблоки в хранилище? Дети отвечают - тележки. Сегодня на занятии мы сконструируем тележки, которые облегчат перевозку яблок в хранилище. К нам поступил заказ на эти тележки. Выставляется модель тележки. Посмотрите внимательно на образец и на свои конструкторы и скажите, какие детали необходимы для построения тележки. (Дети отбирают детали и называют их). Воспитатель: Тележка имеет площадку. Для чего нужна площадка? Дети: Для того, чтобы поставить на нее груз. Воспитатель: Что еще есть у тележки? Дети: Колеса. Воспитатель: Сколько колес у тележки? Дети: Четыре. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего крепятся колеса к площадке? С помощью осей (показывает на рисунке). Сколько осей потребуется? Дети: Две. | |
Практическая работа. | |
Вначале необходимо продеть оси в отверстие площадки, после чего закрепить эти оси шайбами. Затем на ось с двух сторон надеть колеса и закрепить их с помощью гаек и болтов. Тележка готова для работы. При самостоятельной работе дети используют азбуку-тетрадь, где изображена последовательность сбора тележки из деталей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Детям, легко справившимся с заданием, предлагается дополнить тележку спинкой и бортиком - приспособлениями для перевозки разных грузов. | |
Итог урока. | |
Анализ работы - опробовать тележки на подвижность, устойчивость креплений. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-6-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Мосты"
Цель урока:
Познакомить с разными видами мостов и с элементами конструкций мостов (спуски, опоры, перекрытия).
Развивать умение создавать конструкции по заданным условиям.
Методические приемы:Экскурсия, рассматривание иллюстраций, анализ образца, последовательности построения, конструирование по заданным условиям.
Оборудование, наглядность, ТСО: Наборы строительного материала, машинки, фигурки людей, таблица "Виды мостов", азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Экскурсия к находящемуся по близости мосту, рассматривание иллюстраций с изображением мостов. | |
Беседа по содержанию занятия | |
В начале анализируется образец и проводится короткая беседа с целью уточнения представления детей о различных конструкциях мостов. Воспитатель предлагает вспомнить, какие мосты они видели, что у них общего (опоры, ездовая часть, спуски, перила) и чем отличаются. Например, у моста для транспорта - пологие спуски, а у пешеходного - имеются ступеньки. | |
Практическая работа. | |
Затем проводится анализ образца и показ последовательности построения моста для пешеходов и моста для транспорта, изображенных в азбуке-тетради. Воспитатель обращает внимание детей на имеющиеся дополнительные предметы (машинки, фигурки людей) и предлагает им выбрать необходимые для работы. Затем дети, выбравшие фигурки людей, строят мост для пешеходов, а дети, выбравшие машинки, строят мост для транспорта. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Если дети быстро и хорошо справятся с заданием, можно предложить им поменяться дополнительными материалами и видоизменить свои конструкции. При обсуждении готовых построек отмечается их соответствие заданным условиям, выделяются общие черты и различия. | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. В конце занятия дети играют со своими постройками. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-7-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: Пешеходный мост через железную дорогу (коллективная работа)
Цель урока:
Закрепить умение конструировать различные виды мостов.
Научить детей создавать замысел конструкции с учетом нескольких условий, выраженных словесно и предметно.
Самостоятельно подбирать строительный материал в соответствии с замыслом, договариваться о совместной работе, планировать ее.
Методические приемы:Анализ образца, беседа, загадки, обыгрывание постройки.
Оборудование, наглядность, ТСО: Наборы строительных материалов, игрушечные суда (пароходик, кораблик), игрушечные поезда, вагончики, рельсы, листы голубой или серой бумаги различной ширины, машинки, фигурки людей, азбука-тетрадь, таблица "Виды мостов".
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Воспитатель загадывает загадку: Я на том берегу И на этом берегу. Через речку перебраться Я тебе помогу. (Мост). | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
В начале проводится предварительная беседа, в ходе которой выясняется, какие мосты строили на прошлом занятии (пешеходный и для транспорта), чем они отличаются друг от друга и что у них общего. Делается вывод, что мосты бывают разных конструкций в зависимости от их практического назначения. | |
Беседа по содержанию занятия | |
Затем воспитатель обращает внимание на имеющиеся материалы и предлагает построить мосты на выбор. Мост через речку определенной ширины (лист голубой бумаги) для пешеходов и транспорта так, чтобы по нему могли разъехаться две машины, а под ним могли свободно проплыть суда (кораблик, пароход). Мост над железной дорогой определенной ширины для пешеходов и транспорта так, чтобы по нему могли разъехаться две машины, а под ним могли свободно проехать в противоположные стороны поезда. | |
Практическая работа. | |
Дети, разделившиеся на подгруппы, строят мосты. В процессе выполнения задания воспитатель наблюдает, последовательно ли дети анализируют условия и как контролируют свои практические действия. (Например, соизмеряют ли длину моста с шириной реки, ставят ли опору под серединой моста и т.п.). | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Обсуждая готовые постройки, дети обращают внимание на разнообразие конструкций и их соответствие всем условиям. Воспитатель отмечает тех детей, которые научились выполнять работу сообща. | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-8-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Дом"
Цель урока:
Сформировать обобщенное представление о домах.
Научить сооружать прочную постройку, делать различные перекрытия, закрепить умение отбирать нужные для постройки детали, умение анализировать образец (фундамент, стены, крыша, окна, крыльцо).
Методические приемы:Беседа, рассматривание домов на прогулке, анализ образца, обыгрывание построек.
Оборудование, наглядность, ТСО: Наборы строительных материалов, азбука-тетрадь, мелкие игрушки.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Рассматривание домов разной конструкции, фасадов домов, беседа о том, какие бывают дома. | |
Беседа по содержанию занятия | |
Обращаясь к детям, воспитатель сообщает, что сегодня они будут строить красивый дом, в котором много окон, прочная крыша, удобное крыльцо. А чтобы было интереснее строить, он предлагает выбрать игрушку, для которой предназначается это жилище. Затем педагог напоминает детям, что на прогулке они видели одноэтажные и многоэтажные дома, подводя детей к обобщению о том, что дома бывают разные - большие и маленькие, низкие и высокие, но у всех домов есть фундамент, стены, крыша, окна, двери. | |
Практическая работа. | |
Проводится анализ образца. Последовательность постройки в азбуке-тетради. Дети рассматривают образец дома и выясняют, из чего сделаны основание, фундамент, стены, как сделаны перекрытия. Обращается внимание на то, как сделаны окна: кирпичики поставлены на бруски, сверху кирпичики накрыты длинной пластиной, которая их скрепляет. Благодаря этому они стоят прочно. Крыша дома сделана из призмы. Крыльцо дома - это перила, ступеньки - призмы, бруски. Дети строят дом для своих игрушек. Воспитатель предлагает детям украсить сделанный дом и место вокруг него, чтобы жильцам было приятно в нем жить. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Итог урока. | |
Анализ детских работ от имени будущих жильцов проводят дети, рассмотрев постройки друг друга (прочный фундамент, крепкие стены, красивая крыша, удобное крыльцо, окна и двери). Игра "Соседи". | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-9-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Многоэтажный дом."
Цель урока: Научить детей строить многоэтажный дом.
Сформировать умение осуществлять пространственный анализ образца, выделять части, из которых сделан образец (стены, перекрытия, балкон, подъезд и т.п.) и определять формы частей (призма, куб).
Развивать умение делать постройку прочной, распределять ее в высоту.
Методические приемы:Беседа, анализ образца, установление общего и различного, показ последовательности построения.
Оборудование, наглядность, ТСО: Наборы строительных материалов, мелкие игрушки, азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Рассматривание многоэтажных домов на прогулке, оформление подъездов, балконов. | |
Беседа по содержанию занятия | |
В беседе с детьми воспитатель уточняет, какой дом они строили на прошлом занятии (одноэтажный), и из каких частей состоит дом (стены, крыша, окна, двери, фундамент, крыльцо). Затем он предлагает детям научиться строить многоэтажные дома. Вначале они самостоятельно анализируют образец трехэтажного дома с одним подъездом и двумя балконами на втором этаже (установление общего и различного). | |
Практическая работа. | |
Воспитатель предлагает особенно внимательно рассмотреть, как и из каких деталей сделан балкон и рассказать об этом. (Балкон расположен на пластине и построен из кубика и двух кирпичиков.) Анализ последовательности построения образца дети рассматривают в азбуке-тетради и затем приступают к построению дома. Сначала строят фундамент из кирпичиков или брусков, затем кладут пластины для пола, возводят стены из кирпичиков и кубиков, которые чередуются между собой, делают перекрытия из пластин. Перекрытия опираются на стены и выступают за стены для построения балкона на 2-м этаже. Затем строятся стены 3-его этажа, перекрытия и на них крыша. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Если дети испытывают трудности в постройке балкона, воспитатель может подсказать, как это сделать лучше. В процессе выполнения задания он отмечает уровень технических навыков детей, а также их старание сделать постройку устойчивой, прочной и красивой. | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-10-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Моя улица"
Цель урока:
Закрепить навыки конструирования одноэтажных и многоэтажных домов.
Научить детей творчески строить здания разных видов, закрепить умение самостоятельно отбирать строительный материал, развивать художественный вкус, продолжать создание коллективных построек.
Воспитывать любовь к Родине, родному городу.
Научить видеть красоту зданий, построек.
Методические приемы:Экскурсия, беседа, рассматривание, анализ образца, использование грамзаписи.
Оборудование, наглядность, ТСО: Наборы строительных материалов, мелкие игрушки, дидактический материал, таблица "Архитектурные сооружения", азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Экскурсия по улице, находящейся недалеко от детского сада, рассматривание открыток с видами городов. | |
Беседа по содержанию занятия | |
Воспитатель, привлекая детей к беседе, просит их вспомнить, что они увидели и услышали во время экскурсии по улице Абая. Примерные ответы детей: - Широкую дорогу, машины, людей, различный транспорт, магазины, цветы, деревья, дома и др. - Голоса людей, шум машин. - В честь кого названа эта улица? - В честь великого казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева. Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу "Архитектурные сооружения", где изображены красивые здания (театр, музей, мечеть и др.). - Кто же строит все эти красивые здания? - Строители. - Строитель - кто это? Что можно о нем сказать? (Ответы детей). Затем воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут строителями и построют новую улицу в нашем городе. - Нужно дать название улице. (Ответы детей). Выбирают название - улица Мира. | |
Практическая работа. | |
Воспитатель предлагает детям рассмотреть в азбуке-тетради дома, которые можно построить из строительного материала, показывает место, где будет проложена их улица. Он напоминает детям, что от красоты каждой постройки зависит вид улицы. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Дети коллективно строят улицу и дополняют ее мелкими игрушками. Проводится анализ проделанной работы (красота, творческий подход, устойчивость). В конце занятия воспитатель предлагает детям спеть песню о мире. Ведь улица, которую они построили, именно так и называется. Песня: "Мир - это главное слово на свете! Мир очень нужен нашей планете!" | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
Абай
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-12-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: Крупногабаритный конструктор. Виды транспорта. "Пароход."
Цель урока:
Познакомить детей с различными видами судов (военные, грузовые, пассажирские). Закрепить умение анализировать схемы.
Учить детей конструировать по схеме пассажирские суда.
Учить находить новые конструктивные решения и воспитывать интерес к изобретательству.
Методические приемы:Беседа, анализ схемы.
Оборудование, наглядность, ТСО: Наборы строительных материалов, мелкие игрушки (фигурки людей, предметы-заменители), таблица "Виды судов", азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Чтение рассказов о различных кораблях, рассматривание иллюстраций судов, наблюдение. | |
Беседа по содержанию занятия | |
В предварительной беседе о разнообразии водного транспорта и его назначении дети узнают о том, что суда бывают большие и маленькие, пассажирские, грузовые, военные. Сравнивая суда по таблице выясняют, что основание всех кораблей имеет овальную форму. Устанавливают зависимость скорости и маневренности судна от его формы. Например, военное судно должно быстро передвигаться, разворачиваться, уклоняясь от нападения; поэтому оно продолговатой формы. В строительстве баржи главное - вместимость; поэтому она широкая, медленно ходит, с трудом разворачивается. Пассажирские суда бывают средней длины и ширины. Загадка Паровоз без колес. Вот так чудо-паровоз. Не с ума ли он сошел: Прямо по морю пошел. (Пароход). | |
Практическая работа. | |
Затем детям предлагается сконструировать пароход по чертежу-схеме. Воспитатель напоминает об основных частях пассажирских судов - палубе, машинном отделении, каютах. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
Оказывая индивидуальную помощь ребенку, воспитатель уточняет с ним особенности каждого судна, помогает завершить начатую постройку, предлагает дополнительный материал (предметы-заменители) и подсказывает, как его можно использовать. Проводится анализ детских работ, игра "Морское путешествие". | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-13-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Мебель."
Цель урока:
Продолжить работу с различным бросовым материалом, бумагой.
Научить детей изготавливать мебель для игрушек (кукол, зверюшек).
Объединять свои поделки общим замыслом.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Методические приемы: Беседа, анализ образца и последовательности изготовления поделки, игровая ситуация, рассматривание мебели и иллюстраций.
Оборудование, наглядность, ТСО: Катушки, спичечные коробки, цветной картон, клей, кисточки, ножницы, азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Экскурсия в магазин "Мебель". Беседа о тех, кто делает мебель, зачем мебель нужна людям, из чего она делается. | |
Беседа по содержанию занятия | |
Воспитатель предлагает детям рассмотреть материалы, приготовленные на столе (катушки, спичечные коробки) и говорит, что они пустые и взрослым не нужны, а вот умелые руки детей могут сделать из них красивую мебель для кукол. Воспитатель в краткой беседе вспоминает с детьми виды мебели, ее части и тех, кто делает мебель. Говорит детям, что они сегодня будут плотниками и столярами. | |
Практическая работа. | |
Анализ образца. Последовательность изготовления мебели в азбуке-тетради. Стол- на четыре вертикально стоящие катушки наклеить картон прямоугольной формы (катушки - это ножки стола, прямоугольный лист картона - крышка стола). Стул- на вертикально стоящую катушку наклеить сложенную пополам полоску картона, затем раскрыть полоску, чтобы получилась спинка стула (катушку надо располагать посередине сиденья стула). Шкаф- горизонтально расположенные внутренние коробочки спичек склеить между собой (3-4 штуки). Книжный шкаф- на две вертикально стоящие катушки наклеить полоску картона, затем сверху поставить еще две катушки и опять наклеить полоску и т.д. Диван- на две вертикально стоящие катушки наклеить сложенный пополам прямоугольный лист картона, затем раскрыть сложенный лист, чтобы получилась спинка дивана (катушки надо располагать по краям листа). Кровать- к спичечному коробку с коротких сторон наклеить квадратные листики картона. | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
После изготовления мебели для кукол дети объединяются и расставляют мебель в одну большую комнату. Далее они оценивают свои работы и играют в игру "Семья" или "В гостях у кукол". При оценке работы детей воспитатель применяет пословицу: "Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться". | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-14-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс
Тема урока: "Человечки из проволоки "
Цель урока:
Научить изготавливать игрушки из проволоки.
Научить накручивать спираль, соединять детали, оформлять игрушки.
Познакомить со свойствами проволоки (прочная, металлическая, сверху гладкая, разноцветная, блестящая, хорошо гнется и режется ножницами).
Развивать творческие способности детей.
Методические приемы:Рассматривание и обследование проволоки, анализ образца и последовательности изготовления поделки, чтение стихотворения.
Оборудование, наглядность, ТСО: Проволока в оболочке, карандаши, ножницы, цветная бумага, фломастеры, клей, салфетки, азбука-тетрадь.
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Организация рабочего места. | |
Предварительная работа. | |
Беседа по содержанию занятия | |
I. Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем учиться делать из проволоки человечка. Сначала рассмотрим проволоку, какая она. (Тонкая). Возьмите ее в руки. Проволоку можно легко согнуть, значит она не только мягкая, но и упругая. Проволока прочная, она не ломается, внутри металлическая, сверху гладкая, разноцветная. Ее можно легко разрезать ножницами. II.Далее вдет рассматривание рисунков, на которых изображены поделки из проволоки. Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько можно сделать поделок из проволоки. Обратите внимание на лапки зверей, руки и ноги человека. Какие они? Спиралеобразные. Вот такую спираль мы будем сегодня делать, а затем уже из спирали соберем человечка. | |
Практическая работа. | |
III.Изготовление спирали. Воспитатель: Возьмите карандаши и проволоку. Смотрите внимательно, как я буду наматывать проволоку на карандаш. Карандаш держите в левой руке, прижав указательным пальцем конец проволоки. Указательным и большим пальцами правой руки держите проволоку и делайте круговые движения вокруг карандаша, тем самым, наматывая на него проволоку. Наматывать нужно так, чтобы между нашими "колечками" не было просвета. После этого снимем пружину и слегка растянем ее. Теперь разделим пружину следующим образом: сначала отрежем короткий отрезок - это для туловища и два отрезка подлиннее - это для рук и ног. (Напомните, что с ножницами нужно работать аккуратно, не торопиться). IV. Показ соединения деталей. Воспитатель: Теперь сделаем нашему человечку руки. Возьмите короткую и длинную пружины. Закрутите длинный отрезок на короткий. Примерно в этом месте. (Показывает). Вторую длинную пружинку закрутите с другой стороны короткой. (Если дети не справляются, помогите им). | |
Физкультминутка. | |
Продолжение практической работы. | |
V. Оформление игрушки. Голова делается из двух одинаковых бумажных частей. Приготовьте их, намажьте клеем и вложите конец проволоки между ними. Хорошо прижмите детали, иначе голова не будет держаться. А теперь фломастерами нарисуйте человечку лицо. VI. Прочитайте отрывок из стихотворения К.Чуковского. Жил на свете человек- Скрюченные ножки! И ходил он целый век По скрюченной дорожке... VII.Воспитатель: Из строительных материалов мы построим город для наших веселых человечков. В этом городе они будут жить. (Обыгрывание поделок). | |
Итог урока. | |
В конце урока демонстрируют лучшие образцы, разбирают допущенные ошибки. | |
Рефлексия | |
(Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.)
|
Для разработки данного урока использованы:
Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Методическое пособие. Конструирование и ручной труд. Издательство «Алматыкитап».
Азбука – тетрадь. Жумабекова Ф.Н., Ойшыбаева А.А. Издательство «Алматыкитап».
Картинки Offise Online
КОНСТРУИРОВАНИЕ
-15-
Дата «___»________ 200_ г ________________________
Группа, класс