Королевская загородная резиденция Версаль
Для начала, мы должны понять что такое дворцово-парковый ансамбль. Дворцо́во-па́рковый анса́мбль — произведение садово-паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции.Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются культурно-историческими и архитектурными памятниками.
Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль. Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. Парк Версальского дворца состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В Версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон и т.д. В процессе его строительства был проделан огромный объём работ: например, всё мелколесье на месте парка вырубили для посадки деревьев благородных пород. Андре Ленотр мастерски использовал рельеф местности — почти плоский, с незначительным перепадом высот — для создания торжественной картины, а также впервые применил широкие радиальные аллеи, которые связали большие пространства в единое целое. Центральная перспектива воспринимается бесконечной за счёт постепенного понижения глубоких и невысоких террас, которые завершаются бассейнами с фонтанами. В символике Версаля ведущую роль играют мотивы бога Аполлона. Орнаментальный «лик Гелиоса» украшает интерьеры дворца; один из главных фонтанов — «колесница Аполлона», другой — «Латона», мать Аполлона, в третьем — дракон, поражённый стрелой Аполлона.Несколько монотонный, сдержанный декор Версальского дворца с мотивами итальянского Ренессанса подчёркивает протяжённость здания и его монументальность. При перестройке прежнего здания Жюль Ардуэн-Мансар обустроил зеркальную галерею, выходящую в сад. Впоследствии подобные галереи стали почти обязательным интерьером в дворцовых постройках. Версаль задал программу-максимум для строительства барочных аристократических резиденций во Франции. Художественной сущностью Версаля является архитектура сада, выраженная через постоянную смену перспектив, радующих взор, торжественных картин и просторных видов, растворяющихся вдали, игру ближних и дальних планов.
42. Архитектура городских аристократических домов «отель».
Такое понятие как «отель» возникает как следствие потребности в просторных и упорядоченных жилищах, которые с трудом вписываются в скученное пространство средневекового города, что ведёт к урбанизации предместий.
Французский и, в частности, парижский отель это городской, отдельно стоящий, богатый частный дом между прилежащими к нему двором, отделяющим его от улицы, и садом с тыльной стороны здания. Первые из особняков появились в XVI веке, однако большинство было отстроено в XVII—XVIII веках аристократией, духовенством и в некоторых случаях привилегированными чиновниками. Дома третьего сословия строились впритык к другим домам и назывались просто частными домами. Городские дома французской аристократии унаследовали множество особенностей, присущих традиционному замку. Отель почти всегда располагается между двором и садом, от улицы его отделяет стена с более или менее роскошным порталом, он может иметь обращенные назад крылья или же состоять из одного главного здания с боковыми флигелями.
Самой типичной формой особняка считается построенный в 1544-46 годах по проекту итальянского архитектора Себастьяно Серлио Hôtel de Ferrare a Parigi (Grande Ferrare) во Дворце Фонтенбло. Именно он стал прототипом многих городских особняков привилегированных членов сословия. Распространение подобных особняков началось с Парижа в XVI—XVII веках. В XVIII веке особняк становится типичной моделью знатных домов.
Архитектура французского особняка указывает не только на функции особняка, но и на топологическое расположение ансамбля. Изначально три здания располагались в форме буквы П: средняя (основная) часть называлась корделож (Corps de Logis). В XVIII веке эта часть также называлась дворцом. От неё отходили два крыла. Таким образом внутренний двор был ограничен с трёх сторон. В XVIII веке композиция часто дополнялась еще одним зданием, закрывавшим последнюю сторону. К задней стороне главной части особняка обычно примыкал сад.