Жилых домов

Важнейшее и обязательное требова­ние, которым рекомендуется руковод­ствоваться при разработке мероприятий целевой программы развития каждого го­рода, его района, жилого района либо микрорайона, а также городских и сельс­ких поселений всех типов, заключается в том, что все проектируемое и планируе­мое строительство новых жилых, обще­ственных и производственных зданий, за исключением одноквартирных домов, воз­водимых на правах частной собственнос­ти, должно вестись с точным и неукосни­тельным соблюдением требований дей­ствующих нормативных документов в об­ласти строительства, особенно в части обеспечения условий доступности для ин­валидов.

Вся сложность проектирования жилых домов обусловлена тем, что это требование официально провозглашено, но фактически не подкреплено выпуском новых нормативных документов, что создает в обществе некоторую неопределенность. Необходим пересмотр большого количества СНиПов и ГОСТов на основе новой концепции, что невозможно сделать за короткий срок.

На сегодня в разных нормативах я нашла следующие официальные требования, каса­ющиеся жилых домов, в части обеспечения доступа инвалидов:

• Ширина внутриквартирных кори­
доров в жилых домах принимается не
менее 0,9 м.

• В передней квартиры или жилой
ячейки для инвалидов, пользующихся
креслами-колясками, или в непосред­
ственной близости от передней следует
предусматривать место или кладовую
для хранения кресла-коляски.

• При проектировании в составе
предназначенной для проживания ин­
валида квартиры кладовой для хране­
ния инструментов, материалов и изде­
лий, используемых при работах на
дому, площадь такой кладовой должна
быть не менее 4 кв.м.

• Площадь кухни в квартирах для ин­
валидов, пользующихся креслом-коляс­
кой, должна быть не менее 9 кв. м, а
ее ширина не менее 2,2 м.

• Ширина помещения уборной в
квартирах должна быть не менее 1,2 м,
а ее глубина- не менее 1,6м.

• Жилые помещения специализирован­
ных жилых зданий и территориальных

центров социального обслуживания сле­дует проектировать с балконами (лод­жиями) глубиной не менее 1,4 м.

• При устройстве выхода на придо­
мовой земельный участок с расположен­
ных на первом этаже здания балконов
квартир для инвалидов, пользующихся
креслами-колясками, этот выход должен
быть снабжен пандусом или подъемни­
ком.

Согласитесь, что немного. Но больше все­го меня настораживают фразы: «квартиры, предназначенные для проживания инвали­дов», «специализированные жилые дома». Хорошо, если здесь речь идет о домах, стро­ящихся для одиноких инвалидов, которые не могут жить самостоятельно даже в специаль­но созданных условиях (например, лица с ум­ственными недостатками). А если под этими фразами подразумевается жилье для всех ин­валидов?!!

Во всем цивилизованном мире уже давно поняли, что строительство для инвалидов специальных жилых домов не способствует интеграции их в общество, а наоборот, еще больше отделяет их от обычного мира здо­ровых людей.

В Рекомендациях № R (92) 6 «О последо­вательной политике реабилитации инвали­дов», принятых 9 апреля 1992 года в Страс­бурге Комитетом Министров Совета Европы, в который входят тридцать два государства, содержится следующее положение: «Инвалиды должны быть в состоянии жить самостоятельно в обычных домах и быть ин­тегрированными в общество. С этой целью:

• все новые жилые дома должны быть дос­
тупными и приспособляемыми для инвали­
дов;

• необходимы дотации и/или освобождение
от уплаты налога для переделки старых до­
мов;

• архитекторы и строители должны прохо­
дить обучение приспособлению жилых до­
мов и общественных зданий для инвалидов;

• необходимо обеспечить надлежащий дос­
туп инвалидов».

В РДС 35-201-98 так же указывается, что

• строительство, по возможности, всех
новых многоквартирных жилых зданий
должно основываться на проектной до­
кументации, архитектурно-планировоч­
ные решения которой учитывают воз­
можности при необходимости адапта­
ции каждой из квартир к потребнос­
тям инвалидов любых категорий.

Исходя из всего вышеизложенного, органи­зацией «Свободное движение» были разрабо­таны новые подходы к проектированию жи­лых домов, которые исключают необходимость



проектирования каждой квартиры с учетом до­ступа инвалидов, но создают основу для воз­можной адаптации каждой квартиры, а также обеспечивают доступ в здание всех катего­рий маломобильных граждан, включая роди­телей с детскими колясками и инвалидов на колясках:

1. На каждой парковке выделить места
для специальных автотранспортных
средств инвалидов,максимально прибли­
женные ко входу в подъезд, к пандусу схода
с тротуара на парковку или к пониженному
бордюру возле подъезда.

2. Определить основные пути передви­
жения по тротуарным дорожкам инвали­
дов на колясках и пешеходов с детскими
колясками.На всем протяжении этих путей
должно быть обеспечено их беспрепятствен­
ное передвижение. Для этого необходимо:

- Понижение бортового камня до 2,5-4 см
в местах пересечения пешеходных путей с про­
езжей частью улиц и дорог. Ширина пониже­
ния - не менее 900 мм. Необходимо предус­
мотреть также понижение бордюра перед каж­
дым подъездом. Однако это иногда приводит
к тому, что автомобилисты, используя пони­
жение, начинают парковать на площадке пе­
ред подъездом свои машины. Поэтому сове­
туем понижать бортовой камень не напротив
подъезда, а чуть в стороне, чтобы понижен­
ный бордюр выходил на тротуарную дорожку.
Или же предусмотреть между двух подъездов
одно понижение с выходом на тротуар.

- На всем протяжении пешеходного пути
имеющиеся перепады, выполненные в виде
лестниц, продублировать пандусами. Все ле­
стницы на пешеходном пути должны быть с
перилами с двух сторон. При уклоне более
5% пандусы оборудуются перилами с двух
сторон в двух уровнях.

- Пересечение пешеходных дорожек внут­
ри двора должно быть выполнено в одном
уровне (выходы на спортивную площадку, на
мусорную контейнерную и т.д).

- При наличии покрытий из бетонных плит,
толщина швов между плитами должна быть
не более 1,5 см.

3. При проектировании входов стараться
обеспечить минимальное количество сту­
пенек или их полное отсутствие.

Наличие поручнейобязательно при лю­бом количестве ступенек. В подъезде обра­тить внимание на наличие перил на первом лестничном пролете, который ведет к лифту или на первый этаж.

Имеющиеся ступеньки при входе или внутри помещения должны быть продуб­лированы пандусами(нормативными или ненормативными).

Ограждающие перила возле ступенек и пандуса должны быть выполнены в соответ­ствии с требованиями ВСН 62-91* Госкомар-хитектуры «Проектирование среды жизнеде­ятельности с учетом потребностей инвали­дов и маломобильных групп населения».

4. Размеры тамбура и площадки перед
входом:глубина пространства перед дверью
при открывании «от себя»- не менее 1,2м,
при открывании «к себе» - не менее 1,5 м.

5. Ширинаодного из дверных полотен
наружных дверей в подъезд должна быть не
менее 900 мм. Ширина дверного проемав
ванную, в один из туалетов квартиры и на
балкон должна быть не менее 900 мм. Пре­
дусмотреть отсутствие перепадов и порогов
высотой более 2,5 см. Попытаться найти но­
вое техническое решение установки подъез­
дных и балконных дверей, позволяющее
уменьшить высоту порогов. Рассмотреть воз­
можность замены отдельных распашных две­
рей на раздвижные.

6. Рекомендуемая глубина балкона-
1,4м.

7. Предусмотреть свободный доступ ин­
валидов на колясках и родителей с детски­
ми колясками до лифта. Желательна установ­
ка лифта при любом количестве этажей. Ми­
нимальная ширина дверного проема лифта
должна быть 850 мм, но мы пока не возража­
ем против 800 мм.

8. Необходимо предусмотреть доступ ин­
валидов к объектам нежилого фонда, распо­
ложенным на первом этаже зданий.

Эти новые подходы уже в течение 1,5 лет реализуются в городе Екатеринбурге, что по­зволило повысить общий уровень комфорт­ности жилья для обычных граждан и создать реальные удобства для женщин с детскими колясками.

Наши рекомендации