Жилых домов
Важнейшее и обязательное требование, которым рекомендуется руководствоваться при разработке мероприятий целевой программы развития каждого города, его района, жилого района либо микрорайона, а также городских и сельских поселений всех типов, заключается в том, что все проектируемое и планируемое строительство новых жилых, общественных и производственных зданий, за исключением одноквартирных домов, возводимых на правах частной собственности, должно вестись с точным и неукоснительным соблюдением требований действующих нормативных документов в области строительства, особенно в части обеспечения условий доступности для инвалидов.
Вся сложность проектирования жилых домов обусловлена тем, что это требование официально провозглашено, но фактически не подкреплено выпуском новых нормативных документов, что создает в обществе некоторую неопределенность. Необходим пересмотр большого количества СНиПов и ГОСТов на основе новой концепции, что невозможно сделать за короткий срок.
На сегодня в разных нормативах я нашла следующие официальные требования, касающиеся жилых домов, в части обеспечения доступа инвалидов:
• Ширина внутриквартирных кори
доров в жилых домах принимается не
менее 0,9 м.
• В передней квартиры или жилой
ячейки для инвалидов, пользующихся
креслами-колясками, или в непосред
ственной близости от передней следует
предусматривать место или кладовую
для хранения кресла-коляски.
• При проектировании в составе
предназначенной для проживания ин
валида квартиры кладовой для хране
ния инструментов, материалов и изде
лий, используемых при работах на
дому, площадь такой кладовой должна
быть не менее 4 кв.м.
• Площадь кухни в квартирах для ин
валидов, пользующихся креслом-коляс
кой, должна быть не менее 9 кв. м, а
ее ширина не менее 2,2 м.
• Ширина помещения уборной в
квартирах должна быть не менее 1,2 м,
а ее глубина- не менее 1,6м.
• Жилые помещения специализирован
ных жилых зданий и территориальных
центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.
• При устройстве выхода на придо
мовой земельный участок с расположен
ных на первом этаже здания балконов
квартир для инвалидов, пользующихся
креслами-колясками, этот выход должен
быть снабжен пандусом или подъемни
ком.
Согласитесь, что немного. Но больше всего меня настораживают фразы: «квартиры, предназначенные для проживания инвалидов», «специализированные жилые дома». Хорошо, если здесь речь идет о домах, строящихся для одиноких инвалидов, которые не могут жить самостоятельно даже в специально созданных условиях (например, лица с умственными недостатками). А если под этими фразами подразумевается жилье для всех инвалидов?!!
Во всем цивилизованном мире уже давно поняли, что строительство для инвалидов специальных жилых домов не способствует интеграции их в общество, а наоборот, еще больше отделяет их от обычного мира здоровых людей.
В Рекомендациях № R (92) 6 «О последовательной политике реабилитации инвалидов», принятых 9 апреля 1992 года в Страсбурге Комитетом Министров Совета Европы, в который входят тридцать два государства, содержится следующее положение: «Инвалиды должны быть в состоянии жить самостоятельно в обычных домах и быть интегрированными в общество. С этой целью:
• все новые жилые дома должны быть дос
тупными и приспособляемыми для инвали
дов;
• необходимы дотации и/или освобождение
от уплаты налога для переделки старых до
мов;
• архитекторы и строители должны прохо
дить обучение приспособлению жилых до
мов и общественных зданий для инвалидов;
• необходимо обеспечить надлежащий дос
туп инвалидов».
В РДС 35-201-98 так же указывается, что
• строительство, по возможности, всех
новых многоквартирных жилых зданий
должно основываться на проектной до
кументации, архитектурно-планировоч
ные решения которой учитывают воз
можности при необходимости адапта
ции каждой из квартир к потребнос
тям инвалидов любых категорий.
Исходя из всего вышеизложенного, организацией «Свободное движение» были разработаны новые подходы к проектированию жилых домов, которые исключают необходимость
проектирования каждой квартиры с учетом доступа инвалидов, но создают основу для возможной адаптации каждой квартиры, а также обеспечивают доступ в здание всех категорий маломобильных граждан, включая родителей с детскими колясками и инвалидов на колясках:
1. На каждой парковке выделить места
для специальных автотранспортных
средств инвалидов,максимально прибли
женные ко входу в подъезд, к пандусу схода
с тротуара на парковку или к пониженному
бордюру возле подъезда.
2. Определить основные пути передви
жения по тротуарным дорожкам инвали
дов на колясках и пешеходов с детскими
колясками.На всем протяжении этих путей
должно быть обеспечено их беспрепятствен
ное передвижение. Для этого необходимо:
- Понижение бортового камня до 2,5-4 см
в местах пересечения пешеходных путей с про
езжей частью улиц и дорог. Ширина пониже
ния - не менее 900 мм. Необходимо предус
мотреть также понижение бордюра перед каж
дым подъездом. Однако это иногда приводит
к тому, что автомобилисты, используя пони
жение, начинают парковать на площадке пе
ред подъездом свои машины. Поэтому сове
туем понижать бортовой камень не напротив
подъезда, а чуть в стороне, чтобы понижен
ный бордюр выходил на тротуарную дорожку.
Или же предусмотреть между двух подъездов
одно понижение с выходом на тротуар.
- На всем протяжении пешеходного пути
имеющиеся перепады, выполненные в виде
лестниц, продублировать пандусами. Все ле
стницы на пешеходном пути должны быть с
перилами с двух сторон. При уклоне более
5% пандусы оборудуются перилами с двух
сторон в двух уровнях.
- Пересечение пешеходных дорожек внут
ри двора должно быть выполнено в одном
уровне (выходы на спортивную площадку, на
мусорную контейнерную и т.д).
- При наличии покрытий из бетонных плит,
толщина швов между плитами должна быть
не более 1,5 см.
3. При проектировании входов стараться
обеспечить минимальное количество сту
пенек или их полное отсутствие.
Наличие поручнейобязательно при любом количестве ступенек. В подъезде обратить внимание на наличие перил на первом лестничном пролете, который ведет к лифту или на первый этаж.
Имеющиеся ступеньки при входе или внутри помещения должны быть продублированы пандусами(нормативными или ненормативными).
Ограждающие перила возле ступенек и пандуса должны быть выполнены в соответствии с требованиями ВСН 62-91* Госкомар-хитектуры «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».
4. Размеры тамбура и площадки перед
входом:глубина пространства перед дверью
при открывании «от себя»- не менее 1,2м,
при открывании «к себе» - не менее 1,5 м.
5. Ширинаодного из дверных полотен
наружных дверей в подъезд должна быть не
менее 900 мм. Ширина дверного проемав
ванную, в один из туалетов квартиры и на
балкон должна быть не менее 900 мм. Пре
дусмотреть отсутствие перепадов и порогов
высотой более 2,5 см. Попытаться найти но
вое техническое решение установки подъез
дных и балконных дверей, позволяющее
уменьшить высоту порогов. Рассмотреть воз
можность замены отдельных распашных две
рей на раздвижные.
6. Рекомендуемая глубина балкона-
1,4м.
7. Предусмотреть свободный доступ ин
валидов на колясках и родителей с детски
ми колясками до лифта. Желательна установ
ка лифта при любом количестве этажей. Ми
нимальная ширина дверного проема лифта
должна быть 850 мм, но мы пока не возража
ем против 800 мм.
8. Необходимо предусмотреть доступ ин
валидов к объектам нежилого фонда, распо
ложенным на первом этаже зданий.
Эти новые подходы уже в течение 1,5 лет реализуются в городе Екатеринбурге, что позволило повысить общий уровень комфортности жилья для обычных граждан и создать реальные удобства для женщин с детскими колясками.