Малый бизнес и государственная система его поддержки

Бизнес–экономическая деятельность,осуществляемая за счётсобственных или заёмных средств, на свой страх и риск или под свою ответственность (в целях получения прибыли). Сложности, встре-чающиеся на пути предпринимателей: конкуренция; неустойчивость бизнеса из-за ограниченных финансовых возможностей; высокие на-логи; дорогие кредиты; хозяйственный риск, ответственность.

Малый бизнеспредставлен малыми предприятиями(МП).Дан-ная форма бизнеса широко распространена за рубежом и является наиболее простым и дешевым способом организации бизнеса, так как собственник сам себе хозяин, у него велик стимул к деятельности, он может ограничиваться затратами собственного труда или использо-вать наёмный.

Преимущества малых предприятий:

легкость учреждения и ликвидации; прибыльность на ограниченном рынке;

гибкость и быстрота реагирования на изменение рыночной си-туации;

внедрение инноваций, обновление ассортимента, лёгкое пере-ключение на выпуск нового товара;

незначительные первоначальные затраты; отсутствие громоздкого управленческо-обслуживающего аппарата;

удешевление работ за счёт экономии на управленческом персо-

нале;

создание новых рабочих мест;



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

самостоятельность, независимость, мобильность, динамичность, личная заинтересованность.

Недостатки малого бизнеса:

ограниченность финансовых ресурсов для дальнейшего роста; беспредельная ответственность предпринимателя перед креди-

торами (это означает, что он рискует не только активами своего пред-приятия, но и личным имуществом).

Для эффективного функционирования экономики нужно опти-мальное сочетание крупного, среднего и мелкого бизнеса. До перехо-да на рыночные отношения в России приоритет отдавался крупным и средним предприятиям. В настоящее время развитие МП – одно из основных направлений антимонопольной политики государства.

К числу малых предприятий относятся фирмы с небольшим коммерческим оборотом и незначительным числом работников (на-пример, в строительстве – до 100 человек).

Система поддержки малого бизнесав РФ сводится к следую-

щему:

размещение на МП не менее 15 % государственных заказов, предоставляемых на основе конкурса, гарантировано законодательст-вом РФ и освобождает их от проблемы реализации продукции на рынках, насыщенных аналогичным товаром, обеспечивает длительное использование производственных мощностей;

оформление госзаказа специальным соглашением, в котором фиксируются цена, объём, сроки, источники получения материалов, гарантированная оплата строительно-монтажных работ;

применение упрощенной системы налогообложения; исключение из налогооблагаемой прибыли части, направленной

на строительство, реконструкцию и обновление ОПФ, освоение но-вых ММО;

освобождение малых предприятий строительного профиля от уплаты налога на прибыль в первые два года работы;

использование льготных кредитов из Фонда поддержки малого бизнеса;

использование безвозвратного субсидирования, осуществляемое администрацией по делам малого бизнеса.

Одним из новых элементов инфраструктуры рынка является инжиниринг–комплекс услуг по технико-экономическому обосно-ванию создания новых предприятий, проектированию и эксплуатации производственных и непроизводственных объектов, организации



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

производства и реализации новых видов продукции, совершенствова-нию управления предприятиями. Эти функции выполняют самостоя-тельные инжиниринговые службы крупных строительных и промыш-ленных фирм.

Большое разнообразие инжиниринговых услуг привело к много-образию организаций, специализирующихся на оказании отдельных из них:

проектирование строительства новых объектов и всего комплек-са относящихся к нему исследований и работ;

организация деятельности вновь созданных предприятий, вклю-чая разработку проектов управления ими, подготовку кадров, изуче-ние рынков сбыта и маркетинг;

выработка рекомендаций по обеспечению качества продукции, оптимизации производственных процессов и утилизации отходов;

организация учёта и информационного обслуживания и др. ра-боты.

Виды инжиниринговыхфирм,функционирующих в сфере ка-питального строительства:

инжиниринго-проектныепредоставляют услуги:

предпроектного (предварительное исследование, технико-экономическое обоснование);

проектного (составление проектов, схем, рабочих чертежей); послепроектного (подготовка контрактных материалов, подряд-

ных торгов, инспекция СМР) характера;

информационно-инжиниринговыевнедряют вычислительнуютехнику, автоматические системы управления, готовят пакеты про-грамм и баз данных, организуют хозяйственный и бухгалтерский учёт;

маркетинго-инжиниринговыеисследуют рынки,разрабаты-

вают рекомендации по стратегии маркетинга и организации сбытовой деятельности;

консалтинговые(узкоспециализированные)предоставляют услу-ги в форме консультаций по вопросам экономической деятельности;

контроллинговыепредоставляют услуги,связанные с перспек-тивными направлениями работы предприятий. Их работники анали-зируют, прогнозируют, корректируют финансовую, коммерческую, производственную и хозяйственную деятельность любого хозяйст-вующего субъекта и помогают ему добиться успеха в недалёком бу-дущем.



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

В современных условиях роль данных фирм, действующих на коммерческой основе, растёт.

Результат их деятельности – существенное повышение произво-дительности труда, качества строительно-монтажных работ и готовой продукции, рост прибыли.

Корпоративные организации

В России утверждаются новые формы интеграции хозяйствен-ных субъектов:

а) путём вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы);

б) на основе формирования горизонтальных образований. Именно крупные структуры являются каркасом индустриально

развитых стран и выступают в качестве партнёров государства. Интеграция–это организационно-экономическое слияние двух

или более субъектов в единое целое, приобретающее по сравнению

с арифметическим сложением частей более высокое качество. Объе-диняющиеся субъекты своё существование в прежнем виде, как пра-вило, прекращают полностью или частично.

Хозяйственная интеграция–объединение предприниматель-ских структур на основе развития их взаимоотношений, расширения взаимовыгодного сотрудничества.

Интеграция в рыночной экономике обусловлена, с одной сторо-ны, стремлением к укреплению конкурентоспособности (иногда до обеспечения монопольного положения), а с другой – необходимостью снижения издержек. Интеграция проявляется в том, что объединяю-щиеся структуры становятся необходимыми, взаимосвязанными и со-подчинёнными элементами более крупной структуры.

В зависимости от свойств объединяющихся фирм интеграция может быть горизонтальной, вертикальной и диверсифицированной.

Горизонтальная интеграция–объединение хозяйствующихструктур, выпускающих однородную продукцию, оказывающих оди-наковые услуги, выполняющих аналогичные технологические опера-ции.

Вертикальная интеграция–слияние предприятий различныхотраслей по принципу технологического единства производственных процессов. При этом возможны варианты развития деятельности:



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

в «прямом направлении» (к потребителю) или в «обратном» (к источ-никам сырья).

Диверсифицированная интеграция–проникновение крупнойкомпании в другие отрасли или сферы производства. Возникла новая форма организации производства (диверсифицированная многоотрас-левая компания), т. е. система комбинатов, ориентированных на ос-новную отраслевую деятельность и расширяющих отраслевую спе-циализацию.

Современные процессы интеграции протекают на основе:

концентрации капитала (увеличение размера капитала на основе капитализации части прибыли);

централизации капитала (слияние капитала отдельных субъек-

тов);

концентрации производства (накопление средств производства и рабочей силы за счёт концентрации и централизации капитала);

привлечения сбережений населения и средств юридических лиц (добровольная передача личных средств граждан и временно свобод-ных средств юридических лиц для превращения их в акционерный капитал при взаимной выгоде).

Наиболее распространённые формы концентрации производства – синдикаты, картели, тресты, комбинаты, концерны, корпорации, кон-сорциумы. На практике их называют хозяйствующими субъектами с гибкой структурой управления или корпоративными формами инте-грации. Завершающей формой интеграционного процесса стали конг-ломераты – объединения компаний не по производственному призна-ку, а на основе организационных и финансовых связей.

Сложился типовой порядок развития крупных корпораций: обра-зование материнской компании, банковской или инвестиционной ком-пании, приватизация материнской компании, приобретение крупных пакетов акций предприятий основной отрасли, привлечение стратегиче-ских инвесторов, концентрация капитала или интеграция производства и создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и холдингов.

Синдикат–организационная форма объединения,отличитель-ной особенностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли по контролю над сбытом продукции (по монопольно высоким ценам) и закупкой сырья (по монопольно низким ценам) с целью получения монопольной прибыли.

Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производствен-ную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерче-



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

скую. В синдикате происходит централизация всей коммерческой деятельности участников с целью преодоления трудностей, связанных со сбытом продукции. Сбыт продукции всеми участниками осуществ-ляется через единый орган – сбытовую контору, которая принимает продукцию по ценам, заранее установленным синдикатом. Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ.

Картель–объединение предприятий и организаций одной от-расли.

При образовании картеля его участники не утрачивают произ-водственной и коммерческой самостоятельности, между ними заклю-чается соглашение по ряду вопросов:

регулирование объёмов производства и сбыта продукции (про-изводство и сбыт по строго определённым квотам);

установление единых цен на производимую продукцию; разграничение рынков сбыта; единые условия найма рабочей силы;

установление единого уровня заработной платы.

Современная форма картеля предполагает максимизацию прибы-ли его участников на основе такого распределения квот производства, при котором минимизируются затраты. Особенностью картелей явля-ется выявление нарушений и применение санкций к нарушителям.

Нарушение соглашения в виде превышения квоты или вторже-ния на чужие рынки влечёт за собой уплату штрафа в картельную кассу.

Хотя картель является типичной формой монополии и противо-речит основным принципам антимонопольного законодательства, ряд стран используют их в качестве помощи отраслям, переживающим спад, поэтому «депрессионный картель» выполняет положительную роль в экономике.

Трест–объединение предприятий одной или нескольких отрас-лей в форме акционерной компании. Более высокая, чем в синдикате и картеле, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение уровня конкурентоспособности, а его участнику – более высокую прибыль.

Участники треста полностью утрачивают свою производствен-ную и коммерческую самостоятельность. Они подчиняются единому руководству. Во главе треста стоит правление, которое руководит производством и сбытом продукции, а также финансовыми опера-циями участников, входящих в трест. Каждый участник получает оп-



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

ределённый пакет акций в соответствии со своей долей капитала. Со-ответственно этому он получает право на участие в делах треста и оп-ределённую долю прибыли, что препятствует созданию единого ин-вестиционного фонда.

По уровню слияния тресты подразделяются на:

1) объединения полностью слившихся предприятий одной от-расли (горизонтальное объединение), образующие собственно трест;

2) объединения предприятий одной или различных связанных друг с другом отраслей (вертикальное объединение), представляющие собой разновидность комбинатов;

3) объединения, участники которых сохраняют формальную са-мостоятельность при фактическом подчинении головному финансо-вому центру – холдинговой компании, где контроль над фирмами, входящими в трест, обеспечивает обладание контрольным пакетом акций или особым доверительным сертификатом

Комбинатыимеют преимущества перед другими видами объе-динений: их доходы более устойчивы вследствие объединения пред-приятий различных отраслей; есть возможность варьировать матери-альными, финансовыми, трудовыми ресурсами и создавать технологи-ческие цепочки по выпуску готовой продукции, снижающие издержки производства и увеличивающие прибыль объединения.

В современных условиях синдикаты, картели, тресты и комби-наты утрачивают своё значение, уступая место более сложным и гиб-ким формам объединения фирм, таким как концерны, корпорации, консорциумы.

Концерн–форма крупных договорных объединений юридиче-

ских лиц промышленного, финансового и торгового направления с целью установления единого руководства с ограничением хозяйст-венной самостоятельности вошедших в него фирм (обычно моно-польного типа). Это позволяет использовать возможности крупно-масштабного производства, кооперирования, комбинирования благо-даря наличию производственно-технологических связей.

В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и благодаря масштабам концентрации капитала, произ-водственным мощностям, широким возможностям диверсификации производства обладают устойчивостью к колебаниям рыночной конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их на наиболее рентабельных, окупаемых направлениях.



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

Важнейший признак–единство собственности входящихв них фирм и банков. Преимущества – централизованная система контроля и высокий уровень кооперирования производства. Участни-ки концернов взаимозависимы не по договору, а по существу эконо-мических отношений.

Корпорация–это акционерное общество,объединяющее дея-тельность нескольких фирм для достижения общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо корпорация несёт ответствен-ность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и вы-ступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.

Преимущества корпораций:чётко определена доля собствен-ности, которую впоследствии можно продать; ограниченная ответст-венность акционеров по обязательствам корпорации.

Недостатки корпораций:сложность регулирования правовойдеятельности, двойное налогообложение (налоги платит акционер и корпорация), значительные издержки на управление. Корпорации способствуют решению двух проблем рыночной экономики. Первая заключается в привлечении капитала для осуществления крупных проектов, вторая – в диверсификации риска, т. е. его распределении. Инвестор предлагает разделить свои сбережения на части, вложив их в большое число компаний, снижая степень риска.

Консорциум–временное добровольное объединение предпри-ятий, фирм, банков, научных центров (чаще всего в форме товари-ществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ) для решения конкретных задач, реализации крупных целевых про-грамм и глобальных проектов, в т. ч. научно-технических, строитель-ных, природоохранных и др. Участники консорциума полностью со-храняют свою хозяйственную самостоятельность. Консорциумы соз-даются для совместного проведения научно-исследовательских работ, обычно возглавляются крупными банками. После выполнения проек-та объединение распадается. Хотя существуют и постоянные консор-циумы.

Появились и консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства, например ИНТЕЛСАТ – Международный консорциум спутниковой связи.

Конгломерат –организационная форма объединения предпри-ятий, которая возникает в результате слияния различных форм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. В его



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

структуру входят крупные финансовые инвестиционные компании. Это придаёт конгломератам бóльшую устойчивость в конкурентной борьбе и уменьшает риск убытков от рыночных колебаний. Сферой интересов конгломератных слияний становятся молодые, передовые в технологическом отношении фирмы и отрасли, связанные с произ-водством и использованием наукоёмкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники. Происходит поглощение перспек-тивных и инновационных фирм. Есть несколько типов конгломера-тов: функциональные, рыночно ориентированные, чисто конгломе-ратные. Конгломераты – образования, объединяющие под единым финансовым контролем сеть разнородных компаний, не имеющих производственной общности, ориентированных на развитие и макси-мизацию прибыли, независимо от сфер их деятельности.

Способы образования конгломератов: 1)слияние,в результатекоторого одна из фирм выживает, а остальные утрачивают свою са-мостоятельность и прекращают существование; 2) поглощение пред-приятий различной производственной и коммерческой ориентации.

Конгломератам свойственна децентрализация управления. Их от-деления пользуются бóльшей свободой и автономией в определении аспектов своей деятельности, чем аналогичные структуры в концернах. В условиях децентрализации в качестве основных рычагов управления в конгломератах используют финансово-экономические методы, а также косвенное регулирование деятельности подразделений со сто-роны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании.

Ассоциация–добровольное договорное объединение фирм,создаваемое для совместного выполнения однородных функций и ко-ординации общей деятельности на основе хозрасчёта, самофинанси-рования и самоуправления. Она не является вышестоящим органом по отношению к входящим в неё самостоятельным организациям, а вы-полняет лишь те функции и обладает лишь теми полномочиями, ко-торыми её наделяют участники. Ассоциации обладают правом собст-венности только на переданное им имущество, но не имеют права собственности на имущество входящих фирм. Они относятся к одной из самых мягких форм объединений, минимально ограничивающих действия входящих в них членов ассоциации, которые обладают правом входить в другие ассоциации. В России многоуровневые корпоративные структуры управления бизнесом представлены финансово-промышлен-ными группами и холдинговыми компаниями. Экономически выгодно создавать крупные фирмы, концентрирующие значительные объёмы



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

материальных, финансовых и кадровых ресурсов. При такой концен-трации производства создаётся благоприятная почва для образования предпринимательских групп, внутри которых устанавливаются имуще-ственные и контрактные отношения между крупными, средними и мел-кими структурами. В таком объединении на добровольной основе (пу-тём делегирования полномочий) образуется многоуровневая структура с вертикалью управления, которая, обеспечивая жёсткий финансовый контроль и создавая льготные условия работы, способствует сокраще-нию издержек и эффективному использованию всех видов ресурсов (финансовых, материальных, технических, трудовых).

Финансово-промышленные группы–форма интеграции бан-

ковского и промышленного капитала. В их состав включаются малые, средние, крупные предприятия разнообразного профиля. В настоящее время постоянно растёт зависимость промышленных структур от внешних источников финансирования и рынка ссудных капиталов, так как концентрация значительных инвестиционных ресурсов невоз-можна без кредитных заимствований. В итоге объединения различ-ных структур – производственных, финансовых, торговых, строи-тельных, снабженческих – в выигрыше оказывается каждая из них. ФПГ создаются на добровольной основе или в результате приобрете-ния одним из участников пакетов акций других. Из числа участников выделяется центральная компания. По её обязательствам все осталь-ные несут солидарную ответственность. Государство заинтересовано

в создании ФПГ и установило для них льготы: зачёт задолженностей участников группы; выдача льготных кредитов; предоставление госу-дарственных гарантий; передача в доверительное управление государ-ственного пакета акций; разрешение представлять консолидированный баланс; самостоятельно определять сроки амортизации. Современные ФПГ – диверсифицированные многофункциональные структуры, обра-зующиеся в результате слияния капиталов фирм, кредитно-финансовых инвестиционных институтов. Развитие ФПГ становится перспективным путём формирования современного крупного производства.

Холдинг–коммерческая операция,суть которой состоит в при-обретении контрольных пакетов акций различных компаний с целью установления контроля над их деятельностью и получения дохода

в виде дивидендов; она требует крупных инвестиций и осуществляет-ся на основе объединения капиталов. Холдинговая компания – АО открытого типа, во главе которой стоит держательская (владеющая) компания, имеющая контрольный пакет акций других юридически



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

самостоятельных компаний, действующая через нижестоящие фирмы и осуществляющая контроль над их деятельностью и распределением доходов. По структуре она близка к тресту, но объединение фирм в ней ограничивается объединением финансов. Холдинговые компа-нии концентрируют инвестиции на нужных направлениях за счёт своих капиталов и заимствований. Строительные организации в со-ставе этих компаний имеют большие возможности для получения за-казов. При этом у предприятий-участников компании сохраняется юридическая и оперативно-хозяйственная самостоятельность.

Наши рекомендации