Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма

В условиях сохраняющегося дефицита относительно дешевого госу­дарственного и муниципального жилья и невозможности для публичной власти нести все расходы по его содержанию, а с другой стороны — появ­ления различных новых форм удовлетворения жилищных потребностей граждан бесплатное предоставление жилья в пользование становится не основным, как ранее, а исключительным способом решения жилищ­ного вопроса, доступным лишь для наименее социально защищенных и потому наиболее нуждающихся категорий граждан. В связи с этим законодательство жестко нормирует условия, порядок предоставления и использования такого жилья, что и создает особый правовой режим обязательств, складывающихся на основе рассматриваемого договора. Прежде всего это относится к порядку их возникновения, который обу­словлен не свободным взаимным волеизъявлением сторон, а наличием определенных законом административно-правовых предпосылок.

К предпосылкам (условиям), при наличии которых гражданин может претендовать на бесплатное получение жилого помещения из государст­венного или муниципального жилищного фонда (фонда социального использования) по договору социального найма, относятся:

1. признание его нуждаемости в жилом помещении (п. 2 и 3 ст. 49 ЖК) и,

2. принятие его на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении (п. 1 ст. 52 ЖК).

Жи­лищное законодательство не рассматривает теперь постоянное (а ранее нередко — еще и длительное) проживание в данном населенном пунк­те в качестве необходимого условия для предоставления в пользование государственного или муниципального жилья (тем более при замене прежних требований прописки правилами о регистрации своего пре­бывания, необходимой для реального функционирования предусмот­ренного ст. 18 ГК права граждан избирать место жительства).

Нуждаемость в данном случае понимается как острая потребность в улучшении жилищных условий данного гражданина и его семьи, которая определяется не субъективной оценкой гражданином своих жи­лищных условий, а объективными критериями, предусмотренными за­конодательством. При этом закон (п. 1 ст. 51 ЖК) содержит исчерпывающий перечень ос­нований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

При наличии перечисленных условий и их документальном под­тверждении у гражданина возникает право требовать принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Если у него имеется несколько оснований для принятия на учет, гражданин по своему вы­бору вправе требовать принятия его на учет по одному или по несколь­ким (всем) основаниям (например, в качестве малоимущего и одно­временно относящегося к одной из определенных законом иных ка­тегорий граждан). Данное требование в виде письменного заявления с приложением необходимых документов адресуется органу местного самоуправления, осуществляющему принятие на учет.

Последний по результатам рассмотрения заявления должен при­нять соответствующее решение (п. 3-6 ст. 52 ЖК). Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со­гласно п. 1 ст. 54 ЖК допускается только при отсутствии у него необ­ходимых документов (если они не представлены или не подтверждают его право состоять на таком учете) либо при намеренном совершении гражданином действий, в результате которых он может быть признан нуждающимся в целях постановки на учет (например, при умышлен­ном ухудшении своих жилищных условий путем совершения прода­жи своего жилья или его обмена на худшее либо дополнительного все­ления в него новых лиц). В последнем случае гражданин может быть принят на учет, однако не ранее пяти лет со дня совершения указан­ных действий. Решение об отказе в принятии на учет может быть об­жаловано гражданином в суд как необоснованное.

С момента принятия на учет у гражданина возникает право состо­ять на учете (п. 2 ст. 52 ЖК) как элемент соответствующего жилищного правоотношения, субъектами которого являются гражданин и орган, осуществляющий принятие на учет. По своей природе это правоотно­шение административно-правовое. Учет заключается в том, что граж­данин, подавший соответствующее заявление (с приложением необ­ходимых документов), записывается в специальную книгу, содержа­щую список лиц, подавших аналогичные заявления.

Право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жи­лом помещении охраняется законом. Оно сохраняется за граждани­ном до получения им жилого помещения либо до выявления предусмотренных законом оснований для снятия его с учета. Снятие с учета допускается только в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 56 ЖК. При не­обоснованном снятии с учета гражданин вправе обратиться в суд с жа­лобой на неправомерные действия органов местного самоуправления, допустивших нарушение.

Наши рекомендации