Рейдовый тральщик-водитель пр. 1253В
БТ-360(зав. № 255, шифр_Аметист). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):
Был заложен 25.09.1970 г.
Спущен на воду 06.05.1971 г.
Вступил в строй ДКБФ 28.12.1971 г.
Прибыл в состав 40 Гвардейского Краснознамённого
дивизиона базовых тральщиков - январь 1972 г.
Объявлен ОТЛИЧНЫМ - октябрь 1973 г.
Бортовые №:
№819(1971 г.) №745(1974) №541(1993)
С 1982 г. — входил в состав КФл.
С 1990 г. – РТ-360
В ноябре 1992 г. был исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.
Списан 30.06.1993 г.
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение, т:
— полное 275,0
Главные размерения, м:
— наибольшая (по KBJ1) (38,1)
— ширина корпуса наибольшая (по KBJ1) 7,7
— осадка средняя 2,1
Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 33 (5)
Автономность по запасам провизии, сут 5
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная
— количество х тип основных ДД суммарная мощность, л. с 2 х — 1200
— количество х тип движителей 2 х ВРШ
Скорость хода, уз:
— полная 14
— экономическая 10
Дальность плавания ходом 10 уз, мили: 1000
Вооружение:
Артиллерийский комплекс:
— количество АУ х стволов (тип АУ) 1x2 — 25-мм (2М-ЗМ-Б)
Радиоэлектронное:
— ГАС миноискания «Лань» (МГ-69)
— навигационная РЛС «Волга»
Согласно модели боевого использования тральщиков-шнуроукладчиков пр. 1253, последним при укладке ШЗ (что, прежде всего, планировалось на глубинах постановки ДНМ против надводных кораблей и судов) на 10-60 м приходилось передвигаться по минному полю с риском собственного подрыва. Это требовало их безэкипажного использования, для чего был необходим корабль управления. В 1969 г. один из кораблей пр. 257Д согласно ТТЗ, выданному Западному ПКБ, был переоборудован под корабль-водитель ТЩШУ (пр. 257В). Результаты проведенных работ показали, что указанное переоборудование уже построенных кораблей сопряжено либо с большим объемом работ, либо с заведомым ухудшением эксплуатационных характеристик корабля и что дня этой цели более целесообразна постройка корабля по специальному проекту. В 1969 г. Западному ПКБ было выдано ТТЗ на разработку корабля-водителя ТЩШУ Рейдовый ТЩК-водитель (шифр «Аметист») (пр. 1253В), в 1971 – 1972 гг. по этому проекту было построено два корабля. Корпус выполнен из дерева, оклеенного стеклотканью, а фундаменты под механизмы и основное оборудование, а также водонепроницаемые переборки — из алюминиево-магниевых сплавов. Корабль пр. 1253В входил в состав противоминного комплекса, состоявшего из одного ТЩК-водителя и двух ТЩК-шнуроукладчиков пр. 1253А при их действиях без экипажей. На кораблях устанавливалась разработанная ЦНИИ-49 аппаратура "Кожимит", обеспечивающая телеуправление двух ТЩШУ пр. 1253А
Продольный разрез рейдового ТЩК-водителя пр. 1253В
1 — румпельное отделение; 2 — цистерна дизельного топлива; 3 — кормовой якорный шпиль; 4 — тамбур; 5 — дымоход генераторного отделения; 6 — коридор; 7 — шахты вентиляции моторного отделения; 8-выгородка вентиляторов; 9 — АП РЛС «Волга»; 10 — прожектор; 11 — антенна радиопеленгатора; 12-ходовой мостик; 13 — штурманская рубка; 14 — перископический визир; 15-ходовая рубка; 16- помещение ЗИП; 17-25-мм АУ 2М-ЗМ-Б; 18- погреб артиллерийского боезапаса; 19 — текстильная кладовая; 20- носовой якорный шпиль; 21 — цепной ящик; 22 — малярная и шкиперская кладовая; 23 — форпик; 24 — кладовая мокрой провизии; 25 — трюмный отсек; 26 — антенна ГАС миноискания «Лань»; 27 — шахта подъемно-опускного устройства (ПОУ); 28 — кубрик команды (на 26 человек + 10 запасных коек); 29 — гиропост; 30 — моторное отделение; 31 — генераторное отделение; 32 — столовая команды (запасной кубрик команды на 10 спальных мест + 20 мест для сидения); 33- кладовая КИП и аппаратуры РТУ.
315 Краснознамённый отряд им. АС.Попова в\ч 87233(23.11.72-21.04.73)
ком.роты:каплей Шпагин
в\ч 49357 Кронштадт ул.Зосимова-15,(25.04.73-06.06.73)
в\ч 22886-3 Таллин – ДМБ 04.12.1975
БТ-176(зав. № 256, с 1990 г. — РТ-176). ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск):
Входил в состав ЧФ. В ноябре 1991 г. был выведен в резерв, а в марте 1993 г. — исключен из списков флота и передан ОРВИ для утилизации.