Хозяиственная деятельность в вотчине архиепископа вологодского и белозерского гавриила (кичигина) в конце xvii века на лежском волоке

Февраль, 23 1694г
Архиепископ Гавриил( Кичигин) дает распоряжения о подготовке в Вологде к приезду государя Петра Алексеевича.
«Благословение преосвященного Гавриила, архиепископа вологодского и белозерского на Вологду, в дом... архиерейский, казначею иеромонаху Авраамию, приказному Ивану Александрову, дьяку Федору Быкову. В нынешнем (1694) году февраля в 23 день... послан к вам наш указ с слугою с Марком Яковлевым, чтобы послать в домовую вотчину в Лежский волок... о варенье,пив и о заготовленье сухарей и прочих запасов... чтоб было у вас то в береженьи... и что по нынешней осени в Засодимской вотчине готовлено к государеву шествию телег, и то б нынче все собрать., и велеть беречь, чтоб было все в целости, да вам же бы промыслить с ведро... ягод морошки... и прислать к Москве с ведомыми ездоками тотчас... да в запасе было б у вас ведра два или три рыжиков...»
«Писана на Москве, лета 7202 (1694) г., февраля в 23 день.» («Памятная книжка для Вологодской губернии, на 1860 год», стр. 61.)

На Лежском волоке в вотчине вологодского архиепископа Гавриила оброчная вотчина была самой крупной в архиепископском хозяйстве и по количеству земли, и по числу крестьянских дворов. В 1670-х годах на Лежском волокебыло сосредоточено около половины всех дворов, принадлежавших архиерейской кафедре, а именно 790 из 1693. По переписи 1702 г. на Лежском волоке в 176 деревнях и починках числилось 1149 дворов крестьянских и бобыльских Во дворах некоторых крестьян (даже многосемейных) жили беспахотные бобыли со взрослыми сыновьями и захребетники В составе коллекции находящейся в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), среди документов хозяйственного архива Вологодского архиерейского дома сохранилось 35 актов, оформлявших отход крепостных крестьян разных владельцев на работу по найму. Все акты относятся к одному, 1698 году, датированы разными числами трех весенних месяцев — марта, апреля и мая. Они принадлежали 47 крестьянам — отходникам Вологодского и Галицкого уездов.

Сохранившиеся акты по составу распадаются на две неравные группы: 1) акты отходников из монастырских крестьян и 2) акты отходников из помещичьих крестьян. 22 акта были выданы крестьянам властями шести вологодских

монастырей: Арсеньева (1) , Глушицкого (1) , Корнилиева Комельского (1) , Николо-Озерского (1) , Спасо-Каменного (3) Троицкого Павлова Обнорского (15), а пять актов — приказным вотчины Московского Симонова монастыря села Демьянова Вологодского уезда.

Ниже публикуются восемь документов, представляющих основные виды актов каждой из упомянутых групп.

№ 1

1698 г. Память, данная по указу властей Спасо-Каменного монастыря посельским старцем Селиверстом крестьянину деревни Старого села И. Елисееву, отпущенному для работы по найму на Лежский волок.

206 года, апреля в 3 день по указу Спасо-Каменного монастыря архимандрита Аврамия, келаря монаха Антония з братьею вологоцкого большого двора посельской старец Селиверст отпустил монастырского крестьянина Ондо[м]ской волости деревни Старого села Ивашка Елисеева хлебной ради скудости кормитца до 207 года до Филипова заговена, и иво, Ивашка, нанять кому в работу вольно, что он Ивашка сошел не бегом. Память писал по иво старца Селиверста веленью монастыря слуга Ларка Юшков.

На обороте: К сей памяти стряпьчей Михаило Свасьянов вместо старца Селиверста по его веленью руку приложил. (л. 37)

№ 2

1698 г. Расписка, данная властями Павлова Обнорского монастыря крестьянам подмонастырской вотчины деревни Заричного и деревни Прокунина Кузьме Исакову и Федору Стахиеву, отпущенным в наемные работники на Лежский волок.

206 года мая в 11 день живоначальной троицы Павлова монастыря архимандрит Сергий и келарь монах Иона з братьею того же Павлова монастыря подмонастырной вотчины деревни Заричного да Прокунина отпустили монастырских крестьян Кузьку Исакова да Федьку Стахиива в архиепископлю вотчину на Лежскои волок на время в наем в работники, у ково в той вотчине похотя нанятца, до сроку 207 года до Дмитриива дни и отжив до того сроку им крестьянам ся росписка принесть к нам в монастырь, в том им крестьянам ся росписка дана. К сеи росписке казначей старец Димитрии казенную печать приложил. (л. 29)

№ 3

1698 г. Кормежная, данная властями Павлова Обнорского монастыря крестьянину своему села Флоровского, деревни Курицына Кузьме Кирилову, отпущенному в мир для найма на работу.

206 года, апреля в 26 день живоначальнои троицы Павлова монастыря власти архимандрит Сергии и келарь старец Иона з братьею того же Павлова монастыря села Флоровского деревни Курицына отпустили крестьянского сына Кузьку Кирилова в мир для пропитания покормитца или где похочет в наем нанятца на время до Дмитриева дни. В том ему Кузьке сю и кормежную дали. К сеи кормежной казначеи старец Димитрии для утверждения казенную печать приложил. (л. 31)

№4

1698 г. Отпускная, данная властями Павлова Обнорского монастыря крестьянину своей вотчины села Флоровского, деревни Высокова Илье Иванову, отпущенному в наем в работники.

Лета 7206 года, апреля в 17 день живоначальной троицы Павлова монастыря архимандрит Сергии и келарь монах Иона з братьею отпустил того ж Павлова монастыря вотчины села Флоровского крестьянина[172]деревни Высокова Илеику Иванова в наем в работники впредь до 207 года до сроку, до Дмитриева дни, где угодно до того вышеописанного сроку, тут и живет, а отжив сю отпускную принесть ему Илюшке в монастырскую казну. К сеи работнои отпускнои каз[ен]ная печать приложена. Сю отпускную Илеика в селе Раменье явил.

№ 5

Память жилая, данная приказным вотчины Симонова монастыря села Демьянова Кондратьем Алексеевым крестьянину деревни Богданова Андрею Иванову, нанявшемуся в летние работники на Лежском волоке.

206 года, апреля в 20 день пресвятые богородицы Симонова монастыря села Демьянова приказнои Кондратеи Алексеев дал сию жилую память того же села крестьянину деревни Богданова Андрею Иванову. Нанялся я, Андреи, в лето жить в работники преосвященного Гавриила архиепископа вологодского и белозерского Леского волоку у крестьянина Данила Никифорова деревни Ваганова. Жить мне, Андрею, у него, Данила, с нынешнего апреля, с 20 числа до сроку Филипова заговенья 207 года. Найму я, Андреи, взял денег 8 гривен все наперед да четверть овса взаймы, а порукою по мне тое же деревни и в заемном хлебе крестьяне Федор Максимов, Василеи Иванов. И тот заемной овес заплатить на срок на николин день осенней 207 года. В том я, приказнои, ему, Андрею, и жилую дал кормежную. Писал по велению приказного того же села дьячек Ивашко Савин.

На обороте: К сей жилои памяти села Демьянова Васильевской поп Демид вместо приказнова человека Кондратья Алексеева по его веленью руку приложил. (л. 9)

№ 6

1698 г. Память, данная вологодским помещиком М. И. Колотынянским крестьянину своему Титу Оксенову, отпущенному в летние работники на Лежский волок.

206 года, мая в память мне Матвею Иванову сыну Колтынянскому в том, что отдал я, Матвеи Колтынянскои, крестьянина своего, Титка Оксенова, в летние работники преосвященного архиепископа вологодского и белозерского вотчины его Леского волоку крестьянину его Сидору Васильеву деревни Минкалева. И жить крестьянину моему у него, Сидора, в летных работниках, работа всякая работать, и он, крестьянин Титка Оксенов, ни солдат, ни солдатской сын, ни пришлои, ни беглой, вечной наш помесной мужик. А рядил крестьянин мой Титка за работу 40 алтын 6 денег, а деньги те брать по срокам, а наперед взял 5 алтын. В том я, Матвеи Колтынянскои, ему и память дал. А память писал я, Матвеи Колтынянскои, своею рукою. (л. 38)

№ 7

1698 г. Память наемная, данная помещиком Н. И. Нелидовым крестьянину своему Ф. Елфимову, отпущенному в наемные работники на Лежский волок в деревню Ваганово.

Память мне, Никифору Ивановичу Нелидову, в том, что нанялся крестьянин мои Филька Елфимов деревни Великия ре[ки] во архиепископове вотчине у крестьянина ево Василья Васильева деревни Ваганова нынешнего 206 году, от сроку месяца апреля с 4-го числа до сроку до Филиппова заговинья 207 году. А жить крестьянину Фильке по сеи памяти вольно[173]безо всякия боязни, и привязи никакои не будет, а после сроку ево ничем не задержать. В том я, Никифор Иванович Нелидов, крестьянину своему Фильке и память дал. А память писал Никифора Ивановича Нелидова дворовои человек Макарко Иванов.

206 года, апреля в 8 день.

На обороте: К сеи наемной памяти Никифор Нелидов руку приложил. (л. 14)

№ 8

1698 г. Память жилая, данная помещиком Вологодского уезда Ильей Чайковским крестьянину своему деревни Ядрова Шилегоцкой волости Кондратию Андрееву, нанявшемуся в работники к крестьянину Лежского волока, деревни Бродина.

Вологоцкого уезду Шилегоцкия волости Моньского улусца пречистенского приходу деревни Ядрова Ильин крестьянин Чаиковскова Кондратеи Аньдриев. Отпустил я, Илья Иванов сын Чайковскои, крестьянина своего Кондрашку Андриева сына жить в наем в архиепископлеву вотчину волока Лескова Спасскова приходу деревни Бродина крестьянину Ивану Борисову жить с нынешнаго 206 года с благовещеньева дни да впредь до строку до Филипова заговенья 207 года. И ему, Конке Андриеву, жить у того владышня крестьянина Ивана Борисова до вышеписанного строку безпенно. И мне Илье Чаиковскому того своего крестьянина Конку Андреева до того строку, что писан выше сего, дать выжить, держать его безпенно ему, Ивану Борисову и привези никакой не учинить и [у]бытка не привесть. В том я, Илья Иванов сын Чаиковскои, ему крестьянину своему Кондрашке Андрееву, до того строку и жилую дал. А сю жилую писал по велению брата своего Ильи Чаиковскова на крестьянина его, Кондрашку Андреева, Петр Иванов сын Чаиковской. 206 года, апреля в день.

На обороте: К сеи жилои Илья Чаиковскои руку приложил. (л. 17)

Материалы документов Вологодского архиерейского дома знакомят нас с интересным явлением — движением отходников, крестьян разных владельцев, в иных случаях группами по 5-7 человек на работу в хозяйстве крестьян вологодского архиепископа Гавриила(Кичигина) на Лежский волок, где находилась самая большая его вотчина, состоявшая на оброке. Они нанимались там весной 1698 г. у крестьян 12 деревень работать с марта, апреля, мая до Дмитриева дня (21 сентября), Михайлова дня (8 ноября), или Филиппова заговенья (14 ноября по старому стилю). За свою работу в хозяйстве крестьян они получали по 40 алтын, по одному рублю, по восьми гривен, а иногда и по 20 алтын. Некоторые из отходников при самом найме брали у хозяина взаймы хлеб (за порукою). Время отхода, срок найма, получение денег вперед, заем хлеба служат показателем трудного хозяйственного положения отходника, который, чтобы прокормить себя и семью, вынужден искать заработка в чужой вотчине, бросая свое хозяйство на полгода и более.

ГИМ. Отдел письменных источников, ф. 226, ед. хр. 24.

хозяиственная деятельность в вотчине архиепископа вологодского и белозерского гавриила (кичигина) в конце xvii века на лежском волоке - student2.ru

Богоявленская церковь в деревне Раменье. Лежский волок.

Наши рекомендации