Ремонта и содержания дорожнотранспортных сооружений
Инвестиции–это все виды имущественных и интеллектуаль-ных ценностей, направляемых инвестором на создание, обновление основных фондов, расширение действующих производственных мощностей или других объектов предпринимательской деятельности.
Государственные инвестициифинансируются за счёт налогов,займов.
В качестве инвестиций инвестор может использовать:
денежные средства, депозитные вклады, акции, облигации, век-селя и другие ценные бумаги, имеющие официальный статус на фон-довом рынке; движимое и недвижимое имущество (здания, сооруже-ния, машины);
Глава 4. Инвестиционно‐строительная деятельность
интеллектуальные ценности, закрепленные авторскими правами на открытия, изобретения, ноу-хау, проектные и конструкторские разработки;
земельные участки и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности инвестора и представляющие собой ценность.
Источниками инвестициймогут быть бюджетные,собствен-ные, привлечённые и заёмные средства. Из федерального бюджета обычно выделяются средства для реализации общегосударственных крупномасштабных программ и проектов, к которым относятся авто-дороги федерального значения. В качестве собственных источников инвестиционных средств любой фирмы, прежде всего, выступают прибыль и амортизационные отчисления, а также средства от прода-жи акций.
Заинтересованность лиц во вложении капитала в определенную сферу определяется величиной дохода. Если вкладываемые инвести-ции будут приносить более высокий доход по сравнению с вложе-ниями денежных средств в другие сферы, например в коммерческие банки, инвесторы будут вкладывать свои средства в капитальное строительство, в строительство платных автомобильных дорог.
Инвестициив новое строительство,реконструкцию,ремонти содержание дорожно-транспортных сооружений называют капиталь-ными вложениями или реальными инвестициями. Это долгосрочные вложения денежных средств, направленные в строительство объектов недвижимости (автомобильных дорог, мостов, путепроводов и пр.).
Капитальные вложения–инвестиции в основной капитал,т.е.затраты денежных, материальных и трудовых ресурсов на воспроизвод-ство основных фондов, а также на приобретение машин, механизмов, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и др. Ка-питальные вложения представляют собой инвестиции в основной ка-питал (не обязательно с целью получения прибыли).
Формами воспроизводства основных фондовявляются новоестроительство, капитальный ремонт, реконструкция, содержание до-рожных сооружений, техническое перевооружение, модернизация и расширение действующих производственных предприятий, нахо-дящихся на балансе организаций дорожной отрасли.
Инвестиции в основной капитал реализуются через инве-
стиционный проект.Он должен содержать обоснование экономиче-ской целесообразности капитальных вложений в строительство имен-но этого объекта, проектно-сметную документацию, бизнес-план, т. е.
Глава 4. Инвестиционно‐строительная деятельность
описание практических действий по осуществлению инвестиций, с указанием объёма капитальных вложений, сроков осуществления проекта. Все ресурсы должны использоваться целенаправленно и эф-фективно. Цель и способ определяются строительным проектом, а эффективность – инвестиционным проектом, в котором рассчиты-ваются показатели эффекта и эффективности.
Эффект–это абсолютная величина превышения результата надего затратами. Эффективность – соотношение результата и затрат применительно к интересам инвесторов и другим участникам проекта.
Рассчитываются следующие виды эффективности инвестиций: общехозяйственная, бюджетная, коммерческая.
ДСО, как правило, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для поддержания производства. Перед ними всегда возни-кает проблема обоснования перед будущими инвесторами привлека-тельности инвестиционного проекта на основе оценки его эффектив-ности и доказательства необходимости строительства новых объек-тов, капитального ремонта, реконструкции, содержания дорожных сооружений, а также технического перевооружения, модернизации и расширения действующих производственных предприятий, нахо-дящихся на балансе организаций дорожной отрасли.
Эффективность инвестиционного проекта характеризуется следующими показателями:
предполагаемая доходность от вложения средств в проект; коммерческая эффективность с учётом финансовой выгоды его
непосредственных участников; экономическая эффективность с учётом затрат и результатов; социальные и экологические последствия;
предполагаемые затраты, связанные с социальными мероприя-тиями и охраной окружающей среды.
Этапы разработки и реализации инвестиционного проекта:
формирование инвестиционного замысла (идеи); исследование условий реализации проекта; технико-экономическое обоснование проекта; приобретение, аренда или отвод земельного участка; подготовка контрактной документации; осуществление СМР;
эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.
Формирование инвестиционного замысла (идеи) включает:
разработку и предварительное обоснование замысла;
Глава 4. Инвестиционно‐строительная деятельность
инновационный, экологический анализ технических решений; проверку соответствия сертификационным требованиям; согласование инвестиционного замысла с муниципальными
и отраслевыми органами управления; подготовку информационного обеспечения.
Исследование условий реализацииинвестиционного проектаосуществляется по следующим параметрам:
установление спроса на продукцию; оценка уровня базисных, текущих и прогнозных цен на продукцию;
подготовка предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;
оценка предполагаемого объёма инвестиций; предварительная оценка эффективности проекта; разработка контрактной документации на выполнение проекта;
подготовка инвестиционной оферты для потенциального инве-стора.
Технико-экономическое обоснование проектапредусматривает:
проведение маркетингового исследования и выработку стратегии; подготовку программы выпуска продукции; разработку исходно-разрешительной документации;
разработку технических решений (генеральный план, состав до-рожно-строительных машин, механизмов, оборудования, технология, загрузка действующих производственных мощностей);
инженерное обеспечение; описание системы управления предприятием;
планирование мероприятий по охране окружающей среды и со-блюдению безопасности;
составление сметно-финансовой документации (оценка издер-жек производства и источников финансирования, расчёт капитальных затрат, прибыли, потребности в оборотных фондах, выбор кредитов, оформление соглашений);
описание организации строительства; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; установление сроков осуществления проектов;
анализ эффективности при использовании бюджетных инвестиций; формулирование условий прекращения реализации проекта.
Формирование контрактной документации –подготовка пере-
говоров с потенциальными инвесторами и тендерных торгов по реа-лизации инвестиционного проекта.
Глава 4. Инвестиционно‐строительная деятельность
Составление рабочей документации –подготовка проектно-
сметной документации на стадии рабочих чертежей, определение из-готовителей и поставщиков нестандартного технологического обору-дования.
Осуществление строительных и монтажных работ это на-
ладка оборудования, обучение персонала, выпуск пробной партии продукции.
Эксплуатация объекта включает:сертификацию продукции;создание центров сервисного обслуживания; мониторинг экономиче-ских показателей.
Инвестиционный процессможно представить как ход всех ви-дов инвестиционной деятельности, необходимых для создания объек-тов недвижимости, который непосредственно связан с процессом проектирования, строительства и эксплуатации объекта и делится на следующие этапы: предпроектный (научный поиск и обоснование строительства (анализ рынка), инженерные изыскания); проектирова-ние ; подготовка объекта к строительству; строительство; ввод объек-тов строительства в эксплуатацию; освоение производственных мощ-ностей. Начало инвестиционного процесса фиксируется с даты выда-чи задания на разработку ТЭО проекта.
Жизненный цикл продукции(ЖЦП) –период времени от на-
учных поисков и обоснований строительства автомобильной дороги до полной выработки ресурса (полной амортизации автомобильной дороги как объекта основных производственных фондов). После этого принимается решение либо о новом строительстве объекта, либо ре-шается вопрос о реконструкции существующей дороги, либо её капи-тальном ремонте. Но и то и другое открывает новый жизненный цикл дорожной продукции.
Жизненный цикл инвестиционного проекта(ЖЦИП) –пери-
од времени от начала вложения денег до окончания службы объекта (до тех пор, пока объект приносит прибыль).
Состав мероприятий и трудоёмкость производства работпофазам жизненного цикла инвестиционного проекта:
выбор концепции (выявление общественных потребностей и жизнеспособности проекта: трудоёмкость производства работ – около 3 %);
планирование (эскизные разработки, составление предваритель-ной сметы и графика работ, уточнение кадрового состава, определе-ние финансовых возможностей: трудоёмкость – около 5 %);
Глава 4. Инвестиционно‐строительная деятельность
проектирование (разработка плана, эскизов, стандартов, сметы, графика работ, уточнение затрат, подготовка документов: трудоём-
кость – 20 %);
строительство – реализация проекта (производство всех СМР, испытание инженерных сетей и всех видов оборудования: трудоём-
кость – 60 %);
завершение работ (подготовка эксплуатационных кадров, пере-дача проектных документов, документирование результатов реализа-ции проекта, использование остатков ресурсов, реформирование ко-манды управления проектом и передача функций управления экс-плуатационной службе: трудоёмкость – 12 %);
эксплуатация объекта до тех пор, пока он приносит прибыль.
Под инвестиционным циклом дорожного объектабудем по-
нимать время, в продолжение которого осуществляется инвестирова-ние проекта и полностью возмещаются все затраты на создание авто-мобильной дороги (или другого дорожного сооружения) прибылью (доходами).