Анализ эксплуатационного состояния дороги

На участках концентрации ДТП для выявления дорожных условий, способствующих их формированию, следует оценить уровень безопасности дорожного движения, соответствующий фактическим показателям технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и искусственных сооружений.

На основе результатов диагностики состояния дорог и дорожных сооружений на участках концентрации ДТП выявляют показатели технического уровня и эксплуатационного состояния дорог, соответствующие предельному или низкому уровню безопасности дорожного движения.

Таблица 6.4

Категория дороги Ширина полосы движения (в м), соответствующая отдельным уровням безопасности дорожного движения
Предельный Низкий
I 3,61-3,57 Менее 3,57
II 3,49-3,43 Менее 3,43
III 3,48-3,43 Менее 3,43
IV 3,48-3,41 Менее 3,41

Таблица 6.5

Категория дороги Ширина обочины (в м), соответствующая отдельным уровням безопасности дорожного движения
Предельный Низкий
I 3,15-3,00 Менее 3,0
II 2,80-2,75 Менее 2,75
III 2,60-2,5 Менее ,50
IV 1,90-1,75 Менее 1,75

Таблица 6.6

Тип автомобильных дорог Величина продольного уклона (в ‰), соответствующая отдельным уровням безопасности дорожного движения
Предельный Низкий
Многополосные с разделительной полосой 35-47 Более 47
Многополосные без разделительной полосы 35-55 Более 55
Двухполосная 35-60 Более 60-80*

Таблица 6.7

Тип автомобильных дорог Радиусы кривых в плане (в м), соответствующие отдельным уровням безопасности дорожного движения
Предельный Низкий
Многополосные с разделительной полосой 1200-2400 Менее 1200
Многополосные без разделительной полосы 1200-2400 Менее 1200
Двухполосная 800-2000 Менее 800

Таблица 6.8

Тип автомобильных дорог Расстояние видимости (в м), соответствующее предельному уровню безопасности дорожного движения
Видимость в плане Видимость в профиле
Многополосные без разделительной полосы при интенсивности движения, авт./сут:    
Менее 14000 Менее 125 Менее 200
14000-28000 Менее 180 Менее 280
Более 28000 Менее 210 Менее 350
Двухполосные при интенсивности движения, авт./сут:    
Менее 4000 Менее 90 Менее 150
4000-8000 Менее 130 Менее 250
Более 8000 Менее 150 Менее 300

Для того чтобы выявить основные причины возникновения ДТП необходимо охарактеризовать эксплуатационное состояние дороги[2]. Данные проведенные по заданному участку на соответствие параметров эксплуатационного состояния дороги НТД приведены в таблице 12.


Наименование элемента дороги № п/п Параметр дороги Показатели и характеристики состояния дорог при различном уровне обеспечения безопасности дорожного движения
высокий средний предельный критический
1 2 3 4 5 6 7
1. Проезжая часть 1.1. Предельная ровность покрытия, см/км, по категориям дорог:        
I-а Менее 75/450 75-90/450-500 90-100/500-560 Более 100/560
I-6, II Менее 90/480 90-110/480-515 100-120/515-600 Более 120/600
III Менее 100/515 100-120/515-600 120-140/600-700 Более 140/700
IV Менее 150/750 150-165/750-810 165-180/810-900 Более 180/900
V Менее 280/1400 280-320/1400-1600 320-3SO/1600-1800 Более 380/1800
         
1.2. Максимальный просвет под трехметровой рейкой в местах заделки выбоин и других повреждений Не более 3 мм Не более 5 мм Не более 7 мм Более 7 мм
1.3. Коэффициент сцепления при условиях движения:        
легких Более 0,38 0,38-0,34 034-0,28 Менее 0,28
затрудненных Более 0,42 0,42-0,36 036-030 Менее 030
опасных Более 0,53 0,53-0,38 038-0,32 Менее 032
1.4. Уровень содержания покрытия проезжей части (для показателей, не вошедших в п.п. 1.1-1.3) Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: посторонние предметы, создающие аварийную обстановку полосы загрязнения у кромок покрытия; необработанные места выпотевания битума; раскрытые необработанные трещины на покрытии и незаполненные мастикой деформационные швы ни цементобетонных покрытиях; площадь повреждений (выбоин) превышает допустимые значения, имеются выбоины размерами более 15´60´5 см (длина ´ ширина ´ глубина)
2. Обочины 2.1. Уровень содержания обочин Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: возвышение или занижение обочин относительно кромки проезжей части; наличие на обочинах древесно-кустарниковой растительности; наличие повреждений, просадок и застоя воды на обочинах; наличие посторонних предметов, препятствующих безопасному съезду на обочину
3. Кривые в плане 3.1. Наличие и поперечный уклон виража Наличие и поперечный уклон виража соответствуют нормам СНиП 2.05.02-85 Вираж имеется. Поперечный уклон виража имеет отклонение от норм СНиП 2.05.02-85 в пределах 10% Вираж имеется. Поперечный уклон виража имеет отклонение от норм СНиП 2.05.02- 85 в пределах 20%. Вираж отсутствует или его поперечный уклон имеет существенное отклонение от норм СНиП 2.05.92-85
4. Габарит моста 4.1. Габарит моста Габарит моста соответствует нормам для данной категории дороги Габарит моста превышает на 1 м ширину проезжей части дороги Габарит моста равен ширине проезжей части дороги Габарит моста меньше ширины проезжей части дороги
4.2. Уровень содержания искусственных сооружений Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: выбоины на покрытии тротуаров; повреждения ограждений; просадки в местах сопряжения моста с насыпью
5. Переходно-скоростные полосы 5.1. Наличие и параметры переходно-скоростных полос Наличие и параметры переходно-скоростных полос соответствует нормам СНиП 2.05.02-85 Переходно-скоростные полосы имеются в необходимых местах. Их протяженность менее предусмотренной нормами СНиП 2.05.02-85 (в пределах 10%) Переходно-скоростные полосы имеются в необходимых местах. Их протяженность менее предусмотренной нормами СНиП 2.05.02-85 (в пределах 20%) Переходно-скоростные полосы отсутствуют в необходимых местах или их параметры существенно менее норм СНиП 2.05.02-85
5.2. Уровень содержания технических средств организации дорожного движения на участках с переходно-скоростными полосами Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания участков с переходно-скоростными полосами в т.ч.: установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил; износ дорожной разметки превышает допустимые значения.
6. Автобусные остановки 6.1. Размещение и инженерное оборудование Размещение и инженерное оборудование автобусных остановок соответствует нормам СниП 2.05.02-85 Размещение и инженерное оборудование автобусных остановок соответствует нормам СНиП 2.05.02-85. Автобусные остановки не отделены от основных полос движения разделительной полосой шириной не менее 0,5 м Размещение и инженерное оборудование автобусных остановок в целом соответствует нормам СНиП 2.05.02-85. Ширина остановочной площадки имеет отклонения (в пределах 0,5 м) от ширины основных полос движения и не отделена от них разделительной полосой. Длина остановочной площадки менее 10 м Отсутствие остановочных площадок, переходно-скоростных полос; автобусные остановки не смешены по ходу движения на расстояние не менее 30 м (на дорогах без разделительной полосы); расположение автобусных остановок в зоне примыканий и пересечений не соответствует СНиП 2.05.02-85
6.2. Уровень содержания автобусных остановок Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания автобусных остановок
7. Пешеходные переходы, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки 7.1. Наличие и инженерное оборудование Наличие и инженерное оборудование пешеходных переходов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек полностью соответствует нормам на проектирование Наличие и инженерное оборудование тротуаров и пешеходных дорожек соответствует нормам на проектирование. Отсутствуют пешеходные переходы в разных уровнях в местах, где их устройство предусмотрено нормами. Отсутствие велосипедных дорожек в необходимых местах Несоответствие ширины тротуаров нормам СНиП 2.05-02-85. Отсутствие пешеходных и велосипедных дорожек, пешеходных перезолов в разных уровнях в местах, где их устройство предусмотрено нормами Отсутствие тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, оборудованных пешеходных переходов в одном уровне в необходимых местах
7.2. Уровень содержания пешеходных переходов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил на участках дорог общего пользования в пределах населенных пунктов; наличие выбоин на покрытии тротуаров
8. Площадки для остановки и стоянки автомобилей 8.1. Размещение, вместимость и инженерное оборудование Размещение, вместимость и инженерное оборудование остановок и стоянок автомобилей соответствует нормам на проектирование СНиП 2.05.02-85 Инженерное оборудование остановок и стоянок автомобилей соответствует нормам на проектирование. Вместимость менее предусмотренной СНиП 2.05.02-85 Частично оборудованные (с отделением от проезжей части). Параметры переходно-скоростных полос и вместимость менее предусмотренных СНиП 2.05.02-85 Необорудованные (без отделения от проезжей части, без переходно-скоростных полос); вместимость менее предусмотренной СНиП 2.05.02-85; не обеспечено требуемое нормами расстояние видимости в зонах въезда и съезда
8.2. Уровень содержания площадок для остановки и стоянки автомобилей Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания
9. Наружное освещение 9.1. Наличие и состояние Наличие и состояние наружных осветительных установок соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85 и СНиП II-4-79 Наличие наружных осветительных установок соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85 и СНиП II-4-79. Имеются отдельные изменения положения ламп, кронштейнов и светильников, выбывающие снижение яркости покрытия и показателя ослепленности Наличие наружных осветительных установок не полностью соответствует требованиям СНиП II-4-79. Снижение количественных показателей осветительных установок до 15% по сравнению с нормами СНиП II-4-79. Горит не более 95% ламп. Несвоевременное включение освещения Отсутствие наружных осветительных установок в необходимых местах, предусмотренных СНиП II-4-79; снижение количественных показателей осветительных установок более чем на 15% по сравнению с нормами СНиП II-4-79; горит менее 95% ламп
10. Дорожные знаки, ограждения, разметка 10.1. Уровень содержания дорожных знаков, ограждений, разметки Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил; наличие грязи на дорожных знаках, затрудняющее их восприятие водителями и пешеходами. Износ дорожной разметки превышает норму; повреждение элементов ограждений
11. Пересечения примыкания автомобильных дорог 11.1. Наличие и состояние элементов пересечения и примыкания Наличие и параметры переходно-скоростных полос, длина покрытий на съездах и въездах, наличие и ширина укрепления обочин соответствуют нормам СНиП 2.05.02-85 Наличие и параметры переходно-скоростных полос соответствуют указанным в п.5.1 для среднего уровня безопасности дорожного движения. Отсутствие укреплений обочин на съездах и въездах Наличие и параметры переходно-скоростных полос соответствуют указанным в п. 5.1 для предельного уровня безопасности дорожного движения. Длина покрытий на съездах и въездах менее предусмотренной СНиП 2.05.02-85 Отсутствие переходно-скоростных полос в случаях, когда их устройство предусмотрено СНиП 2.05.02-85. Отсутствие покрытий на съездах и въездах
  11.2. Уровень содержания съездов и въездов Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: наличие неорганизованных съездов; недопустимые дефекты проезжей части и технических средств организации движения та съездах и въездах
12. Зимнее содержание дорог 12.1. Уровень зимнего содержания дорог Высокий Средний Допустимый Имеются недопустимые нормами дефекты зимнего содержания дорог

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ НА УЧАСТКАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП

Наши рекомендации