Анализ эксплуатационного состояния дороги
На участках концентрации ДТП для выявления дорожных условий, способствующих их формированию, следует оценить уровень безопасности дорожного движения, соответствующий фактическим показателям технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и искусственных сооружений.
На основе результатов диагностики состояния дорог и дорожных сооружений на участках концентрации ДТП выявляют показатели технического уровня и эксплуатационного состояния дорог, соответствующие предельному или низкому уровню безопасности дорожного движения.
Таблица 6.4
Категория дороги | Ширина полосы движения (в м), соответствующая отдельным уровням безопасности дорожного движения | |
Предельный | Низкий | |
I | 3,61-3,57 | Менее 3,57 |
II | 3,49-3,43 | Менее 3,43 |
III | 3,48-3,43 | Менее 3,43 |
IV | 3,48-3,41 | Менее 3,41 |
Таблица 6.5
Категория дороги | Ширина обочины (в м), соответствующая отдельным уровням безопасности дорожного движения | |
Предельный | Низкий | |
I | 3,15-3,00 | Менее 3,0 |
II | 2,80-2,75 | Менее 2,75 |
III | 2,60-2,5 | Менее ,50 |
IV | 1,90-1,75 | Менее 1,75 |
Таблица 6.6
Тип автомобильных дорог | Величина продольного уклона (в ‰), соответствующая отдельным уровням безопасности дорожного движения | |
Предельный | Низкий | |
Многополосные с разделительной полосой | 35-47 | Более 47 |
Многополосные без разделительной полосы | 35-55 | Более 55 |
Двухполосная | 35-60 | Более 60-80* |
Таблица 6.7
Тип автомобильных дорог | Радиусы кривых в плане (в м), соответствующие отдельным уровням безопасности дорожного движения | |
Предельный | Низкий | |
Многополосные с разделительной полосой | 1200-2400 | Менее 1200 |
Многополосные без разделительной полосы | 1200-2400 | Менее 1200 |
Двухполосная | 800-2000 | Менее 800 |
Таблица 6.8
Тип автомобильных дорог | Расстояние видимости (в м), соответствующее предельному уровню безопасности дорожного движения | |
Видимость в плане | Видимость в профиле | |
Многополосные без разделительной полосы при интенсивности движения, авт./сут: | ||
Менее 14000 | Менее 125 | Менее 200 |
14000-28000 | Менее 180 | Менее 280 |
Более 28000 | Менее 210 | Менее 350 |
Двухполосные при интенсивности движения, авт./сут: | ||
Менее 4000 | Менее 90 | Менее 150 |
4000-8000 | Менее 130 | Менее 250 |
Более 8000 | Менее 150 | Менее 300 |
Для того чтобы выявить основные причины возникновения ДТП необходимо охарактеризовать эксплуатационное состояние дороги[2]. Данные проведенные по заданному участку на соответствие параметров эксплуатационного состояния дороги НТД приведены в таблице 12.
Наименование элемента дороги | № п/п | Параметр дороги | Показатели и характеристики состояния дорог при различном уровне обеспечения безопасности дорожного движения | |||
высокий | средний | предельный | критический | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Проезжая часть | 1.1. | Предельная ровность покрытия, см/км, по категориям дорог: | ||||
I-а | Менее 75/450 | 75-90/450-500 | 90-100/500-560 | Более 100/560 | ||
I-6, II | Менее 90/480 | 90-110/480-515 | 100-120/515-600 | Более 120/600 | ||
III | Менее 100/515 | 100-120/515-600 | 120-140/600-700 | Более 140/700 | ||
IV | Менее 150/750 | 150-165/750-810 | 165-180/810-900 | Более 180/900 | ||
V | Менее 280/1400 | 280-320/1400-1600 | 320-3SO/1600-1800 | Более 380/1800 | ||
1.2. | Максимальный просвет под трехметровой рейкой в местах заделки выбоин и других повреждений | Не более 3 мм | Не более 5 мм | Не более 7 мм | Более 7 мм | |
1.3. | Коэффициент сцепления при условиях движения: | |||||
легких | Более 0,38 | 0,38-0,34 | 034-0,28 | Менее 0,28 | ||
затрудненных | Более 0,42 | 0,42-0,36 | 036-030 | Менее 030 | ||
опасных | Более 0,53 | 0,53-0,38 | 038-0,32 | Менее 032 | ||
1.4. | Уровень содержания покрытия проезжей части (для показателей, не вошедших в п.п. 1.1-1.3) | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: посторонние предметы, создающие аварийную обстановку полосы загрязнения у кромок покрытия; необработанные места выпотевания битума; раскрытые необработанные трещины на покрытии и незаполненные мастикой деформационные швы ни цементобетонных покрытиях; площадь повреждений (выбоин) превышает допустимые значения, имеются выбоины размерами более 15´60´5 см (длина ´ ширина ´ глубина) | |
2. Обочины | 2.1. | Уровень содержания обочин | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: возвышение или занижение обочин относительно кромки проезжей части; наличие на обочинах древесно-кустарниковой растительности; наличие повреждений, просадок и застоя воды на обочинах; наличие посторонних предметов, препятствующих безопасному съезду на обочину |
3. Кривые в плане | 3.1. | Наличие и поперечный уклон виража | Наличие и поперечный уклон виража соответствуют нормам СНиП 2.05.02-85 | Вираж имеется. Поперечный уклон виража имеет отклонение от норм СНиП 2.05.02-85 в пределах 10% | Вираж имеется. Поперечный уклон виража имеет отклонение от норм СНиП 2.05.02- 85 в пределах 20%. | Вираж отсутствует или его поперечный уклон имеет существенное отклонение от норм СНиП 2.05.92-85 |
4. Габарит моста | 4.1. | Габарит моста | Габарит моста соответствует нормам для данной категории дороги | Габарит моста превышает на 1 м ширину проезжей части дороги | Габарит моста равен ширине проезжей части дороги | Габарит моста меньше ширины проезжей части дороги |
4.2. | Уровень содержания искусственных сооружений | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: выбоины на покрытии тротуаров; повреждения ограждений; просадки в местах сопряжения моста с насыпью | |
5. Переходно-скоростные полосы | 5.1. | Наличие и параметры переходно-скоростных полос | Наличие и параметры переходно-скоростных полос соответствует нормам СНиП 2.05.02-85 | Переходно-скоростные полосы имеются в необходимых местах. Их протяженность менее предусмотренной нормами СНиП 2.05.02-85 (в пределах 10%) | Переходно-скоростные полосы имеются в необходимых местах. Их протяженность менее предусмотренной нормами СНиП 2.05.02-85 (в пределах 20%) | Переходно-скоростные полосы отсутствуют в необходимых местах или их параметры существенно менее норм СНиП 2.05.02-85 |
5.2. | Уровень содержания технических средств организации дорожного движения на участках с переходно-скоростными полосами | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания участков с переходно-скоростными полосами в т.ч.: установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил; износ дорожной разметки превышает допустимые значения. | |
6. Автобусные остановки | 6.1. | Размещение и инженерное оборудование | Размещение и инженерное оборудование автобусных остановок соответствует нормам СниП 2.05.02-85 | Размещение и инженерное оборудование автобусных остановок соответствует нормам СНиП 2.05.02-85. Автобусные остановки не отделены от основных полос движения разделительной полосой шириной не менее 0,5 м | Размещение и инженерное оборудование автобусных остановок в целом соответствует нормам СНиП 2.05.02-85. Ширина остановочной площадки имеет отклонения (в пределах 0,5 м) от ширины основных полос движения и не отделена от них разделительной полосой. Длина остановочной площадки менее 10 м | Отсутствие остановочных площадок, переходно-скоростных полос; автобусные остановки не смешены по ходу движения на расстояние не менее 30 м (на дорогах без разделительной полосы); расположение автобусных остановок в зоне примыканий и пересечений не соответствует СНиП 2.05.02-85 |
6.2. | Уровень содержания автобусных остановок | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания автобусных остановок | |
7. Пешеходные переходы, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки | 7.1. | Наличие и инженерное оборудование | Наличие и инженерное оборудование пешеходных переходов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек полностью соответствует нормам на проектирование | Наличие и инженерное оборудование тротуаров и пешеходных дорожек соответствует нормам на проектирование. Отсутствуют пешеходные переходы в разных уровнях в местах, где их устройство предусмотрено нормами. Отсутствие велосипедных дорожек в необходимых местах | Несоответствие ширины тротуаров нормам СНиП 2.05-02-85. Отсутствие пешеходных и велосипедных дорожек, пешеходных перезолов в разных уровнях в местах, где их устройство предусмотрено нормами | Отсутствие тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, оборудованных пешеходных переходов в одном уровне в необходимых местах |
7.2. | Уровень содержания пешеходных переходов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил на участках дорог общего пользования в пределах населенных пунктов; наличие выбоин на покрытии тротуаров | |
8. Площадки для остановки и стоянки автомобилей | 8.1. | Размещение, вместимость и инженерное оборудование | Размещение, вместимость и инженерное оборудование остановок и стоянок автомобилей соответствует нормам на проектирование СНиП 2.05.02-85 | Инженерное оборудование остановок и стоянок автомобилей соответствует нормам на проектирование. Вместимость менее предусмотренной СНиП 2.05.02-85 | Частично оборудованные (с отделением от проезжей части). Параметры переходно-скоростных полос и вместимость менее предусмотренных СНиП 2.05.02-85 | Необорудованные (без отделения от проезжей части, без переходно-скоростных полос); вместимость менее предусмотренной СНиП 2.05.02-85; не обеспечено требуемое нормами расстояние видимости в зонах въезда и съезда |
8.2. | Уровень содержания площадок для остановки и стоянки автомобилей | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания | |
9. Наружное освещение | 9.1. | Наличие и состояние | Наличие и состояние наружных осветительных установок соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85 и СНиП II-4-79 | Наличие наружных осветительных установок соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85 и СНиП II-4-79. Имеются отдельные изменения положения ламп, кронштейнов и светильников, выбывающие снижение яркости покрытия и показателя ослепленности | Наличие наружных осветительных установок не полностью соответствует требованиям СНиП II-4-79. Снижение количественных показателей осветительных установок до 15% по сравнению с нормами СНиП II-4-79. Горит не более 95% ламп. Несвоевременное включение освещения | Отсутствие наружных осветительных установок в необходимых местах, предусмотренных СНиП II-4-79; снижение количественных показателей осветительных установок более чем на 15% по сравнению с нормами СНиП II-4-79; горит менее 95% ламп |
10. Дорожные знаки, ограждения, разметка | 10.1. | Уровень содержания дорожных знаков, ограждений, разметки | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил; наличие грязи на дорожных знаках, затрудняющее их восприятие водителями и пешеходами. Износ дорожной разметки превышает норму; повреждение элементов ограждений |
11. Пересечения примыкания автомобильных дорог | 11.1. | Наличие и состояние элементов пересечения и примыкания | Наличие и параметры переходно-скоростных полос, длина покрытий на съездах и въездах, наличие и ширина укрепления обочин соответствуют нормам СНиП 2.05.02-85 | Наличие и параметры переходно-скоростных полос соответствуют указанным в п.5.1 для среднего уровня безопасности дорожного движения. Отсутствие укреплений обочин на съездах и въездах | Наличие и параметры переходно-скоростных полос соответствуют указанным в п. 5.1 для предельного уровня безопасности дорожного движения. Длина покрытий на съездах и въездах менее предусмотренной СНиП 2.05.02-85 | Отсутствие переходно-скоростных полос в случаях, когда их устройство предусмотрено СНиП 2.05.02-85. Отсутствие покрытий на съездах и въездах |
11.2. | Уровень содержания съездов и въездов | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты содержания, в т.ч.: наличие неорганизованных съездов; недопустимые дефекты проезжей части и технических средств организации движения та съездах и въездах | |
12. Зимнее содержание дорог | 12.1. | Уровень зимнего содержания дорог | Высокий | Средний | Допустимый | Имеются недопустимые нормами дефекты зимнего содержания дорог |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ НА УЧАСТКАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДТП