Определение грузоподъемности ледовой переправы
1. Допускаемые нагрузки на ледяной покров водоема или водотока при известной толщине льда или требуемую толщину льда при пропуске нагрузки с известной полной массой определяют одним из приведенных ниже способов:
а). Требуемая толщина льда (в см) для пропуска нагрузок может быть определена по следующей формуле
, (П.2.1)
где P - полная масса нагрузки, т;
nи - коэффициент, учитывающий интенсивность движения:
N, авт./сут | < 500 | 500 - 2000 | > 2000 |
nи | 1,0 | 1,1 | 1,25 |
При оттепелях не свыше 3 сут требуемая толщина льда увеличивается на 25%.
б). Допускаемые нагрузки на ледяной покров при проезде по нему гусеничных автомобилей массой до 60 т определяются по данным табл. П.2.1. или графикам на рис. П.2.1, составленным для прозрачного без трещин намерзшего снизу льда.
Допускаемые нагрузки на ледяной покров при проезде по нему колесных автомобилей массой до 40 т определяются по данным табл. П.2.2. или графикам на рис. П.2.2, составленным для прозрачного без трещин намерзшего снизу льда.
Таблица П.2.1.
Допускаемая нагрузка (масса перемещаемого агрегата), т | Необходимая толщина ледяного покрова, см, при средней температуре воздуха за трое суток | ||
-10 °С и менее | -5 °С | 0 °С (кратковременная оттепель) | |
Рис. П.2.1. Допустимые нагрузки на ледяной покров при пропуске по нему гусеничных автомобилей
Таблица П.2.2.
Допускаемая нагрузка (масса перемещаемого агрегата), тL | Необходимая толщина ледяного покрова, см, при средней температуре воздуха за трое суток | ||
-10 °С и менее | -5 °С | 0 °С (кратковременная оттепель) | |
Рис. .2.2. Допустимые нагрузки на ледяной покров при пропуске по нему колесных автомобилей
Примечания:
1. При перевозке по льду трейлеров с числом осей более трех допускаемые нагрузки следует находить как средние значения показателей табл. П.2.1 и П.2.2.
2. После получения достаточных данных по определению несущей способности ледяного покрова может быть допущено использование табл. П.2.1 и П.2.2 до указанной в них допускаемой нагрузки соответственно 100 и 90 т без специальных дополнительных испытаний.
3. Во всех случаях транспортировка грузов массой более 60 т для гусеничных и более 40 т для колесных нагрузок может быть допущена лишь после провоза контрольного блока с массой, увеличенной на 10% от номинала. При этом данный эксперимент должен сопровождаться обязательной проверкой прогибов ледяного покрова водоема (см. раздел 6).
При наличии трещин в ледяном покрове и неравномерности структуры льда показатели табл. П.2.1 и П.2.2 необходимо разделить на коэффициентК4, определяемый по табл. П.2.3.
Таблица П.2.3.
Состояние ледяного покрова | Значение коэффициента К4, в зависимости от структуры льда | |||
Прочный кристально-прозрачный лед без включений | Слабый кристально-прозрачный лед с вертикальными трубочками небольших размеров (по длине и диаметру) | Очень слабый кристально-прозрачный лед с полыми вертикальными трубочками значительного диаметра | Очень слабый кристально-прозрачный лед. Зернисто-шуговой лед. | |
Ровный без трещин | 1,00 | 0,85 | 0,70 | 0,50 |
Имеются сухие несквозные трещины до 3 см | 0,85 | 0,75 | 0,60 | 0,45 |
Имеются мокрые сквозные трещины до 5 см (отдельные льдины) | 0,50 | 0,45 | 0,35 | 0,25 |
2. Расчетная толщина пресноводного льда с раковистой структурой определяется по формуле
h = hпр+0,5×hмут, (П.2.2)
где hпр - толщина прозрачного льда, см;
hмут - толщина мутного льда, см.
Толщину снегового льда в расчетную толщину льда не включают.
3. При усилении естественного ледяного покрова послойным намораживанием сверху расчетная толщина его принимается по формуле
h = (hе + К2×hнам) К3, (П.2.3)
гдеhе - толщина естественного льда;
hнам - толщина намороженного льда;
К2 = 0,8 - коэффициент изменения общей структуры ледяного покрова при наращивании дополнительного льда насосом;
К2 = 0,7 -то же, при намораживании льдодождеванием установкой типа "Град". При этом не учитывается верхний слой льда (фирн) с плотностью менее 0,7 г/см3;
К3 = 1 - 0,05 nд - дополнительный коэффициент запаса прочности, вводимый при частых оттепелях, где nд - число дней с момента появления воды на ледяном покрове.
4. При необходимости транспортировки по ледяному покрову груза с массой, превышающей показатели табл. П.1.1 и П.2.2, допускается предварительно ориентироваться на показатели табл. П.2.4, но с обязательным предварительным протаскиванием контрольного груза с массой, превышающей на 10% массу транспортируемого груза (см. раздел 6).
Таблица П.2.4.
Допускаемая нагрузка (масса перемещаемого агрегата), т | Необходимая толщина ледяного покрова, см, при средней температуре воздуха за трое суток | ||
-10 °С и менее | -5 °С | 0 °С (кратковременная оттепель) | |
Гусеничные автомобили | |||
--- | |||
Колесные автомобили | |||
--- | |||
--- | |||
--- | --- |
Приложение 3.