Определение уровня благоустройства района проживания
Функциональное зонирование территории
Схема функционального зонирования территории составляется для выявления и определения площадей жилой зоны, общественно-деловой зоны городского и районного значения. На плане, в масштабе 1:2000, выделяются площади выше перечисленных районов. Выделяются площади не только объектов, но и прилегающих земельных участков в соответствии с требованиями СНиП об озеленении территорий по функциональному назначению. Следует помнить, что зеленые насаждения санитарно-защитных зон не должны рассматриваться как городские зеленые насаждения и не учитываются в расчетах озеленения микрорайона.
К жилой зоне относят застройки с многоквартирными многоэтажными, среднеэтажными, малоэтажными жилыми домами, а так же индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками, площадки детского отдыха, территории аллей микрорайоного значения и т.д.
Общественно-деловая зона включает в себя объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, коммерческой деятельности, различных образовательных учреждений, стоянки автомобильного транспорта, многоэтажные гаражи и др. Общественно-деловая зона может быть как городского, так и районного значения.
Данные о площадях сведены в таблицу технико-экономических показателей.
Таблица 2 - Технико-экономические показатели
№ п/п | Наименование | Значение | Ед. из. |
S микрорайона | 31,72 | га | |
S общ.дел.зоны (гор.зн.) | га | ||
S общ.дел.зоны (район.зн.) | 0,55 | га | |
S жилой зоны | 31,06 | га | |
S жилой застройки | 2,32 | га | |
S застройки общественных зданий | 0,78 | га | |
S твердых покрытий | 0,93 | га | |
S озеленения | 2,9 | га | |
S озеленения на человека | 5,5 | м2/чел |
Показатели радиусов пешеходной доступности до объектов социально-бытового и культурного назначения
Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 7 СНиП 2.07.01-89.
Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного:
1. Для предприятия общественного питания-500м
В радиус доступности до предприятия общественного питания входит 100% площади микрорайона.
Экспертное заключение
Данная территория, формирующаяся как микрорайон, ограничивается следующими улицами: с севера – пр.Электрический , с юга –ул.Пушанина , с запада – соседний микрорайон, с востока- ул. Терновского. В настоящее время данный микрорайон представляет собой застройку из жилых домов.
На территории микрорайона нет промышленных объектов, то есть вред жителям не наносится.
При оценке улично-дорожной сети микрорайона был определен показатель средней удаленности от объектов жизненного обеспечения, который составил 2,75 км. Показатели удаленности по воздушным путям и по улично-дорожной сети соответственно составили 6,5 км и 7,91 км. Показатели средней удаленности свидетельствуют о том, что район находится в благоприятной зоне относительно объектов жизненного обеспечения, а, следовательно, не возникает проблема при передвижении до пунктов назначения пассажиров. Жилищная обеспеченность в рассматриваемом районе составляет 12 м2/чел, что не отвечает требованиям Жилищного Кодекса (18 м2/чел).
По нормам плотность застройки района при средней этажности, равной 3, не должна превышать 23%. При расчете плотность застройки составила 7,31 %, что говорит о необходимости ее увеличивать и о наличии в микрорайоне свободных территорий.
Плотность населения по нормативному показателю составляет 200 чел/га. В рассматриваемом микрорайоне плотность населения равна 204 чел/га. Плотность населения района мала.
Большое значение имеет организация транспортного и пешеходного движения в микрорайоне, доступности относительно остановочных пунктов. По картограмме доступности определены благоприятные и неблагоприятные зоны. В процентном соотношении 88,02 % территории микрорайона находится в зоне пятиминутной доступности до остановок, т.е. имеющееся количество остановочных пунктов достаточно для данного микрорайона.
По нормативным требованиям СНиП любой микрорайон должен обслуживаться объектами социально-бытового и культурного назначения. В рассмотренном жилом районе его не имеется.
По нормам СНиП для общеобразовательных школ обслуживание составляет 180 посадочных мест на каждую 1000 населения. При имеющемся населении 5235 человек необходимо 1 школа с общей численностью учащихся в 169 человек. В фактическом значении на территории микрорайона имеется 1 школа на 640 мест.
Площадь твердых покрытий в микрорайоне составила 0,62 га. По пешеходным связям (в случае чрезвычайной ситуации должен быть обеспечен быстрый и удобный подъезд пожарной службы) и гигиеническим требованиям (т.е. необходимостью постоянного вывоза бытовых отходов с хозяйственных площадок). В районе имеются как совмещенные проезды (3,5 м), так и двусторонние (5,5 м).
Большое внимание уделяется зеленым насаждениям, которые являются мощным регулятором температурного режима города, благоприятно влияют на состав и чистоту воздуха, создают ландшафтную привлекательность города и т.д. Площадь озеленения, приходящаяся на одного человека, должна быть не ниже 6м2/чел., а для исследуемого микрорайона показатель озеленения составляет 5,5 м2/чел.- достаточна.
На основе проведенной работы по оценке планировочной структуры микрорайона относительно его благоустройства можно сделать вывод, что данный микрорайон не достаточно благоустроен, имеет среднюю степень градостроительной ценности и нуждается в дальнейшем его развитии.
Главное, что следует отметить, это недостаточную жилищную обеспеченность жилого района, в то время, как плотность населения этого района ниже нормативной. Так как на сегодняшний день существует тенденция некоторого увеличения плотностей застройки и жилого фонда с целью повышения эффективности использования городской территории и экономичности инженерного благоустройства города без ухудшения при этом санитарно-гигиенических условий жизни населения, то имеется потребность в построении новых жилых домов на свободной территории микрорайона Микрорайон нуждается в школе, отделении связи и отделении банка, поликлинике и отделении молочной кухни и магазинах. Это можно осуществить, используя первые этажи жилых домов и имеющиеся свободные территории. Также необходимо увеличить число физкультурно-оздоровительны и детских площадок, числа гаражей и открытых стоянок.. Все это создаст условия для комфортного проживания жителей микрорайона и увеличит его инвестиционную привлекательность.