Из правил преп. Феодора Студита
Вопрос: Если пресвитер поминает епископа еретика, то можно ли приобщаться с ним?
Ответ: Если же он поминает епископа еретика, то. хотя бы он ублажал, хотя бы мыслил православно, нужно воздерживаться от общественного приобщения (вместе с ним) и от общей трапезы.
Вопрос: О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересию, и занимаемых ими: можно ли в них входить для молитвы и псалмопения?
Ответ: Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей, ибо написано: «се оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23, 38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел хранитель тех мест, по словам великого Василия, и такой храм стал обыкновенным домом, «И не вниду», говорит псалмопевец, «в церковь лукавнуюших» (Пс. 25, 5), И апостол говорит: «кое сложение церкви Божией со идолы» (2 Кор. 6, 16).
Вопрос: О церквах, оскверненных теми же свяшениками, но не занимаемых ими: можноли петь и молиться в них?
Ответ: «Можно входить в такие церкви для пения и молитвы, если только они не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсегда. Впрочем, в этом случае постановлено, чтобы совершалось открытие церкви не совратившимся епископом или священником, с произнесением молитвы. Если это будет сделано, то и совершать литургию там не запрещается.» (письмо 214. К Мефодию монаху).
Вопрос: Можно ли входить в их часовню для молитвы, и можно ли совершать в ней святое приношение с собственною трапезою? Ответ: Нельзя ни того,
нидругого.
Вопрос: Как принимать неизвестного священ ника?
Ответ: «Непременно нужно изследовать, когда господствует ересь и, приняв исповедание, доволь- ствоваться им, если только оно не будет явноложным. Ибо могу сказать тебе, что мы научились от отцов не изследовать в такое время, когда не свирепствует ересь, и относительно лиц, не осужденных явно. Ныне же редко можно найти такого пресвитера, который бы не имел общения с еретиками.» (Письмо 49. К Навкратию сыну).
Вопрос: Является ли служителем рукоположенный еретиком?
Ответ: «Отлучены от свяшеннослужения те, ктоныне рукоположен епископом, оказавшимся еретиком, хотя и говорящим, что собор был дурной и мы погибли. Ибо почему он, признавая это, не убегнет погибели, уклоняясь от ереси, чтобы быть епископом Божиим?... А так как он находится в ереси, поминая еретика, то, хотя бы он и говорил, что содержит здравый образ мыслей, невозможно чтобы рукополагаемые им были истинными служителями Божиими.» (письмо 40. К Навкратию сыну).
«Разве вы не знаете, что говорит тот же отец(Василий Великий): "Не признаю епископом и не причислю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники." (Письмо Василия Великого 232). Таковы ныне те, которые не по неведению, но по властолюбию вторгаются на епископские престолы, добровольно выдавая истину и взамен получая председательство в нечестии.» (письмо 11. К Мавкратию сыну).
Вопрос: Омонахе, примявшемсвященныйобраз
по неведению от пресвитера рукоположенного низложенным епископом?
Ответ: «В другом месте сказано, что всякий грех, совершенный по неведению, очистится.» (Лев. гл. 4). «Поэтому не следует отвращаться от вкушения пищи вместе с такими и ни от чего другого подобного,способствующего согласию и дружбе.» (письмо 216.К Мефодию монаху).
Вопрос: Можно ли вкушать остатки от снедей еретиков по нужде, или без нужды, потому что на них сделан был знак креста, т. е. крестного знамения?
Ответ: «Если от священника, то нельзя, а еслинет, то можно вкушать по нужде.» (Имеется в видусвященник-еретик и мирянин-еретик), (письмо 49. К отцам гонимым).
Вопрос: Может ли вновь служить павший в ересь?
Ответ: Разрешение отлучения от священнослуже-
ния зависит от соборного доследования.
Вопрос: И если возможно для священника какое-то послабление, в случае если он под запрещением, то при каких условиях и в чем оно выражается?
Ответ: «Пресвитеру, обличенному в общении с еретиками, особенно если он и подписался, недозволительно священнодействовать до времени православного собора, на котором подобные дела будут рассмотрены и обсуждены, а разве в случае крайней нужды можно: крестить, выносить мертвого, преподавать одеяние монаху, освящать Богоявленскую воду, читать Евангелие на утрени и преподавать Святые Тайны, уже совершенные неповинным пресвитером; и это, как я сказал, в случае крайней нужды; ибо ему недозволительно делать и сказанное, если найдется священник, не имеющий общение с еретиками.» (письмо 204. К Ирине игумений).
О местах спасения
Как видим из пророчеств святых. Господь избрал для спасения северную и отчасти центральную область европейской части России. Так старец Сампсон говорит, что Россия будет совсем небольшой державой, времен благоверного царя Иоанна Грозного, и пройдет по Печерам. Прп. Серафим Вырицкий говорил: «Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнутграбитьбогатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь - китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и, в конце концов, хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит. Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель».
Из этих и других пророчеств научаемся тому, что для спасения наиболее пригодны северные земли европейской части России. Однако, это не обозначает того, что в других местах совершенно невозможно спастись. Так преп. Нектарий Оптинский говорит: «...верные могут не бояться: их оградит Благодать. В последнее время будет с верными то же, что было с апостолами перед Успением Богоматери. Каждый верный, где бы он ни служил, - на облаке будет перенесен в одно место. Ковчег - Церковь. Только те, кто будут в ней, спасутся. Те, кто останутся верными Православной Церкви, где бы они ни были разбросаны. Господь всех соберет вместе, как апостолов при Успении Богоматери».
Конечно, зная пророчества святых, лучше заранее последовать им и приготовить себе убежите в север-
ных пределах. Но если это вдруг окажется невозможным по тем или иным причинам, предаваться унынию и отчаянию не следует. «Уповай на милость Божию, и она все устроит», - всегда повторял старец Николай.
Поселяться же лучше всего в местах богатых водою, ибо вначале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса иземля, содержимые тем же Словом, сберегаютсяогню на день суда и погибели нечестивых человеков (2Пет.З:5-7).
«Пищи не будет, воды не будет, жара несказанная, угрызения зверями, на каждом шагу будут удавленники висеть», - блаженная Пелагия.
«...Наступит время, когда солнце станет плакать иего слёзы упадут на огненные искры, сжигая растения и людей. Пустыни станут наступать как взбесившиеся лошади без седока, и пастбища превратятся в песок, и реки станут гнилым пупом земли. Исчезнут нежная трава лугов и листья деревьев», - Григорий Распутин.
«Наиболее страшными последствиями разъяренная природа грозит городам, - говорит старец Антоний, - ибо они полностью оторвались от нее... Города будут собой представлять ужасающее зрелише. Даже те, которые избегнут полного разрушения, лишенные воды и электричества, тепла и подвоза пищи, они будут напоминать огромные каменные гробы, так много людей будет умирать. Банды бандитов будут бесконечно совершать свои злодеяния, даже днем передвигаться в городе будет опасно, на ночь же люди будут собираться большими группами, дабы вместе попытаться дожить до утра. Восход солнца, увы, возвестит не радость нового дня, но горе необходимости прожить этот день. И над всем этим будет довлеть голод. Голод будет двоякий - и голод пищевой, и, самое главное, голод духовный. Будут несколько неурожайных лет, засухи, все это приведет к страшному голоду.
О сегодняшнем дне многие будут вспоминать на Страшном Суде со страшной горечью и раскаяньем, ибо не воспользовались им для стяжания Духа Святого. Не вняли призывам Церкви напояться реками живой воды - благодати Божией. Не захотели навыкнуть посту и молитве, добрым делам, духовному деланию. Стяжали смерть и смерть получат.
И вот тут и становится понятно, на сколько важно стяжать Духа Святого сейчас, только в этом залог спасения. Писание дни царствования антихриста называет точно - три с половиной года. Кажется, что там эти три года, но и этого хватит для того, чтоб едва ли одна душа верующая осталась, такая страшная брань будет, и настолько плохо будут подготовлены к ней люди. Не бдим, расслаблены, все, - на потом.На потом - пост, на потом - молитву, на потом - усердие к принятию Святых Тайн, на потом - смирение,на потом - добрые дела.
Важно - спасаться, а не разговоры вести о спасении. Суть «чудес» антихриста будет в их обольстительности. То есть, притягивающими будут эти лже-чудеса, заворажива - ющими. Поэтому, и смотреть на них и грех, и смертельная опасность. Нужно прятаться и прятать взор. Но и это еше не все. Смысл пришествия его ведь, опять-таки, абсолютная справедливость. Пришел Спаситель не во Свое Имя, но во Имя Отца - не приняли, более того, распяли. И сейчас суть поносят и распинают, отрицая Его Божество и извращая Его учение. Этот придет - яко бог,не бог, но как бог, и его примут, признают богом за лживые чудеса, прельстивые деяния... примут антихриста в каждом храме на земле, и будут поклоняться ему как богу.
Китай захлестнет большую часть России, конечно, Украина часть ее. «Желтыми» будут все земли за горами и после них. Сохранится только держава благоверного Андрея, великого его потомка Александра и ближайших ростков от их корня. То, что устояло, то и будет стоять.
Желтое нашествие - не единственное. Будет нашествие черное - голодные, пораженные неизлечимыми болезнями африканцы наполнят наши города ивеси. И это будет много, много хуже того, что сейчас происходит от засилья выходцев с Кавказа, Средней Азии. Хотя и эти своим вниманием вас не оставят -их число будет расти. Они охотно примут все то, что им предложат за чечевичную похлебку: войдут в объединенную «церковь», примут антихриста...Да, легче будет спасаться в весях. И это просто объясняется - торопливость диавольская скажется. Тоже можно сказать и о Полесье нашем да Белорусском. Но важно не место, важно отрешение от всего, что связывает человека с сатанистской сущностью наших государств, со всем укладом жизни человека, который направлен на зависимость от некоего «центра». Сейчас много важнее, где лучше спасаться. Запомни, душа моя, самое плохое Господь обращает к нашей вящей радости и пользе. Все деревни и села вымерли, земля покрылась непроходимым подлеском и заболотилась. Там жизни нет! А как ты думаешь, почему Господь попускает подобное? Тверская - это ведь источник вод не только всей России, но и многой части Европы. А Полесье, закрытое для людей ядом Чернобыля? Это ведь тоже источник вод. - Это места спасения! Наказуя нас за упование на горделивый разум, Отец наш Небесный, однако, сохраняет для нас пустыню с источниками вод, ибо иссушенность последнего времени, жажда людей -она будет не только духовной. Жажда будет и обычная, плотская, человеческая. Вот, скажем, ты захотел пить сейчас, как ты утолишь свою жажду без воды водопроводной или этой, в бутылках? А никак! Потому, как нет воды. Выпьешь из речки или пруда -отравишься. Колодцев не осталось совсем в городах, да и вода в большинстве из них не лучше речной.
Это одно, второе. Сидел со мной один бывший партизан из этих мест, рассказывал истории их боевых действий и то, что база партизанская была в лесу. Именно лес был порукой безопасности отважных защитников Родины, убежищем для них, возможностью сохранять провиант и оружие без опаски на немецкие обыски в городе.
Лес строевой повырубят везде - это деньги, все та же жажда богатства от неумеренности. Но потом заболотится земля, подлеском Господь благословит - и будет где душе православной спасаться. А в подлеске-то и ягоды, и грибков поболее чем в старом лесу, да и найти человека труднее. Поэтому и дичают эти края, становясь новоявленной пустыней, будущим убежищем для всех, кто не хочет идти на поводу у диавола.
Сбережения в последнее время нужны, даже обязательны, но стоит собирать и сохранять скарбы духовные. Хотя и мирское не помешает, только не деньги или мебель с приборами. Вся ценность и того и другого высока только в условиях мира устойчивого, в другое время она призрачна.
На самом деле истинную ценность обретут те вещи, которых сейчас даже замечатьмногиене хотят - печи старого образца,«буржуйки», как окрестили их коммунисты. Топоры, пилы, молотки -- это тоже весьма нужные в хозяйстве вещи, вот что будет иметь цену. Тот, кто покупает новые электрические приборы, закапывает свои деньги в землю, а точнее - часть своей жизни пускает на ветер. А это излишество сродни самоубийству.
Готовящийся сейчас уже к жизни вне существующего общества, вне его законов, тот будет более защищен и от вериг диавольских. Не приобретай всего того, что имеет ценность только при «если»: если есть электричество, если есть батарейки, если тебе просто позволят всем этим пользоваться. Сейчас, конечно, весь продающийся хлам работает, и на покупку этих вещей настраивает сам уклад духа нынешнего века. Только ценность их относительна даже в условиях сегодняшних. А потом все это вообще обратится в груду ненужного мусора, на приобретение которого было потрачено время жизни».
Устройство убежища
Лучше всего, конечно, заранее позаботься об устройстве возможного убежища, приобрести добротный дом, изучить прилегающую местность. Но, к сожалению, это невсем и не всегда возможно. И можно точно сказать, что если не многим, то хотя бы некоторым придется устраивать свой быт в самых неблагоприятных, экстремальных условиях.
Оказавшись без крыши над головой и не найдя заброшенного дома или подходящего естественного убежища (к примеру, пешеры), лучше всего соорудить землянку из подручных средств. Землянки по сравнению с другими полевыми необоронительными постройками - наиболее совершенный вид жилья. Они являются наилучшим укрытием от холода и непогоды в любое время года и особенно зимой.
При возведении землянок надо стараться, чтобы они имели прочную конструкцию, полное и тщательно выполненное оборудование, обеспечивающее лучшее их санитарное состояние. Строительство землянок с минимально допустимыми размерами по внутренней площади и высоте, устройство упрощенных входов и применение неошкуренного леса допускается в самых крайних случаях.
Ниже мы приведем некоторые виды землянок, ознакомим с требованиями, которые предъявляются к ним, с их устройством и организацией работ.
Землянки необходимо строить как можно быстрее и главным образом из подручных материалов (земли, дерева, кустарника). Землянки должны быть прочными, рассчитаны на длительный срок эксплуатациии обеспечены от заливания грунтовыми и поверхностными водами. При строительстве землянок весьма важно правильное расположение и посадка землянок на местности. Землянки следует располагать небольшими группами под деревьями у строений, заборов, кустарника, развалин, В тени различных местных предметов.
Если землянки размещаются в лесах, то их не следует располагать на опушке и рядом с дорогами, а надо удалять в глубину леса на 30-50 м.
Для постройки землянок надо выбирать участки с низким уровнем грунтовых вод, а также участки, имеющие уклон, обеспечивающий сток поверхностных вод. Не следует располагать землянки в низинах, в котлованах и оврагах, куда стекает вода с окружающих участков.
На пересеченной местности, имеющей большой уклон, землянки располагают длинной стороной поперек ската (по горизонтали) и, устраивая нагорную канаву, предохраняют их от заливания дождевой водой. Такие же водоотводные канавы необходимо устраивать вокруг землянок. Уклон канав должен быть 0,01-0,02. Вода отводится в пониженные участки. На случай появления грунтовых вод в верхних слоях грунта необходимо предусмотреть устройство по дну землянки дренажной канавки с уклоном 0,01-0,02, с деревянным желобом или заполненной хворостом. Эта канавка выпускается в водосборный или поглощающий колодец перед входом в землянку.При устройстве землянок их заглубляют, обсыпают землей и устраивают печное,отопление. Заглубление делают на 1-1,5 м от горизонта в зависимости от уровня фунтовых вод и типа землянки. Пол землянок должен быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 50 см. Если выбрать участок с достаточно глубоким залеганием грунтовых вод невозможно, то заглубление пола землянки соответственно уменьшают; при глубине грунтовых вод меньше 50 см применяют землянки с расположением пола на уровне горизонта или даже выше его на 10-15 см. Толщина обсыпки в целях утепления зависит от климатических условий и назначения землянки. Для среднего климатического пояса толщину обсыпки делают в пределах 20-60 см.
В отношении маскировки землянки представляют собой наиболее благоприятный тип сооружений. Чтобы это свойство землянок могло быть использовано в полной мере, необходимо строить их таких размеров и типов, которые позволяли бы успешно применять их к местности. Так, например, располагать землянки следует в лесу (по возможности без рубки деревьев), а также на скатах высот и оврагов, сливая контур обсыпки с рельефом местности. Наружному покрову землянки придают вид одинаковый с окружающей местностью, все пересечения делают в виде плавных закруглений. Землянкам, расположенным в населенном пункте, придают вид погреоов, овощехранилищ,
примыкают их к существующим постройкам. При расположении в лесу землянки маскируют ветками, воткнутыми в крышу. Зимой их засыпают снегом, придавая им вид сугроба. Вертикальные наружные стенки, торцы землянок и двери окрашивают известью или мелом; трубы печей окрашивают в белый Цвет и следят, чтобы на крыше не накапливалась сажа. Применение землянок к рельефу местности и ограничение высоты их вызывает необходимость строить землянки двух типов; двускатные и односкатные вместимостью на одно и два отделения. Двускатные землянки (рис. 16) располагают на ровной местности или на пологих скатах с уклоном от 0,02 до 0,10; односкатные землянки (рис. 17) - на косогорах с уклоном от 0,20 до 0,30 и более. В двускатных землянках ширину допускают до 5 м; односкатные землянки делают шириной 3-4 м. Так как узкие постройки менее выгодны в отношении использования площади и расхода строительных материалов, применяют преимущественно двускатные землянки. Односкатные же землянки устраивают только там, где этого требуют условия рельефа.
Уклон покрытия землянок должен хорошо обеспечивать отвод атмосферных вод. Этому условию наиболее полно удовлетворяет уклон ската 1:2 или 1:2,5. Быстрое возведение землянок достигается применением таких конструкций, которые не требуют сложных соединений в узлах и трудоемких работ, а такжедопускают применение простых средствмеханизации, например, круглой пилы, электропилы,электрифицированного инструмента, бензомоторной пилы и т. д.
Рис. 16. Двускатная землянка на одно отделение
При строительстве землянок целесообразно применять поперечные или продольные рамы. Рамы соединяют непосредственно на месте постройки около отрытых котлованов или на дне их. Скреплять узлы желательно гвоздями или скобами. Применять для этого проволоку рекомендуется только в тех случаях, когда нет гвоздей и скоб.
Строят землянки в основном из подручных материалов. К основным подручным материалам относятся прежде всего грунты различных видов и заготовляемые на месте лесные материалы. Из грунтов наиболее пригодны глины, применяемые для устройства водонепроницаемых прослоек перекрытий и стен, а также для кладки печей и дымовых труб. Если глинистых грунтов нет, их можно заменить лесом или растительной землей.
Из лесных материалов чаще всего применяются 5-12 см жерди. 13-15 см накатник и 16-22 см бревна. Все эти материалы должны быть преимущественно хвойных пород. Следует иметь в виду, что иногда большое количество различных строительных материалов можно получить от разборки разрушенных строений.
Чтобы обеспечить землянкам большую продолжительность службы, их конструкциям придают соответствующую прочность. Однако для упрощенных землянок трудно заранее определить срок их эксплуатации. Конструкция таких землянок должна предусматривать возможность последующего усиления при необходимости эксплуатации на более длительный срок, чем, предполагалось вначале.
Рис. 17. Односкатная землянка на одно отделение
Например, упрощенные землянки, возводимые зимой, могут не иметь в своем покрытии водонепроницаемых прослоек. С наступлением же весны возникает необходимость придания покрытию таких землянок водонепроницаемости и одинакового вида с окружающим фоном, что достигаетсянакладкойповерх существующего покрытия глиняной или глиняно-хворостяной оболочки и маскирующего слоя в виде одернования. Конструкция несущей части покрытия таких землянок должна быть рассчитана на увеличение нагрузки от этих слоев.
Землянки устраивают на 10 человек (см. рис. 16, 17) с одним рядом нар и боковым проходом, на 20 человек (рис. 18) - с двумя рядами нар и с проходом посредине. Ширину нар делают 1,80 м, а длину из расчета по 0,60-0,65 м на одного человека.
Как построить двускатную землянку на 10 человек? Прежде всего разбивают и трассируют место постройки землянки, снимают с него растительный грунт и отрывают котлован. Затем заготовляют упорные бревна, лежни, стоики, прогоны, стропила, накатник, жерди на одежду стен, входы и лестницы. После отрывки котлована стены его одевают жердями (досками, плетнем и т. д.), укладывают по сторонам котлована упорные бревна и лежни; устанавливают стойки, закрепляют прогоны, укладывают стропила, а на них сплошной ряд жердей и заделывают жердями или досками торцы стен, устраивают входной тамбур и окно, покрывают землянку ветками или соломой, затем мятой глиной, а сверху укладывают слой грунта. Закончив все эти работы, землянку маскируют.
Односкатную землянку на 10 человек устраивают в таком же порядке, как и двускатную; только в этомслучае предусматривают устройство входа с торца иотрывают с нагорной стороны водоотводную канавку.
Все открытые деревянные части землянок-укрытий для защиты от светового излучения при взрыве атомной бомбы и зажигательных смесей типанапалма обмазывают глиной, известью или землей. Вокруг таких сооружений, расположенных в лесу, убирают хворост, хвою и сухую траву.
Рис. 18. Двускатная землянка на два отделения