Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение.
Культовые сооружения Древнего мира и Древнего Египта.
Вопросы:
1. Мегалитические культовые сооружения: дольмены, менгиры, кромлехи.
2. Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение.
3. Древняя культовая архитектура на американском континенте (сакральная архитектура индейцев Месамерики).
Мегалитические культовые сооружения: дольмены, менгиры, кромлехи.
Мегалиты – (греч. «большой» и «камень») – сооружения из огромных каменных глыб, плит; характерные в основном для финального неолита и энеолита (4-3 тыс. до н.э. в Европе, позже – на других континентах – в Азии и Африке). Сооружения преимущественно культового назначения.
Менгир
Менгир (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный, переводится как «высокий камень») - простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Иногда в качестве материала использовались эрратические валуны, перенесенные в Европу в ледниковый период.
Менгиры устанавливались одиночно и группами - овальными и прямоугольными «оградами» (кромлехи), полуовалами, линиями, аллеями.
Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн).
Форма, как правило, неровная, часто сужающаяся к верху, иногда близкая к прямоугольной.
Менгиры - фактически первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить их возраст: в основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.
Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего неизвестно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы.
Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров), межевые. Зачастую последующие народы повторно использовали менгиры в своих культовых и иных целях, производя дорисовки, правки, нанося свои надписи и даже меняя общую форму, преобразуя в идолы.
Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн.
Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.
Менгиры широко распространены в различных частях Европы, Африки и Азии, однако чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии и французской провинции Бретань (в северо-западной Франции найдено 1200 менгиров, относящихся к различным периодам древней истории). На территории России менгиры (относящиеся к разным древним культурам) есть на юге, в частности на Кавказе, в Южном Зауралье, на Алтае, в Хакасии, в Саянах и Прибайкалье.
Армения | Зорац-Карер |
Англия | Биркригг | Блухендж | Боскеднан | Стрелы дьявола | Китс-Коути | Каслриг | en:Doll Tor | en:Drizzlecombe | en:Grey Wethers | Hurlers | Длинная Мег | en:Nine Ladies | Раунд-Лоуф | en:Rollright Stones | Радстонский монолит | Северн-Котсуолдские гробницы | Стентон-Дрю | Стоуни-Литлтон | Стоунхендж | Суинсайд | Эйвбери |
Джерси | Джерсийские дольмены | Ла-Хуг-Би |
Северная Ирландия | Оглиш | Каменный круг Баллино | Бихмор | Корик | Драмскинни | Легананни |
Уэльс | Барклодиад-и-Гаурес | Брин-Келли-Ди | en:Carreg Coetan Arthur | Парк-Кум | en:Pentre Ifan | en:St Lythans | Тинкинсвуд |
Шотландия | Анстен | Барпа-Лангас | Дворфи-Стейн | Carlin stone | Пиктские камни | Калланиш | en:Clach a' Charridh | Clach an Truiseil | Драйбридж | en:Dupplin Cross | en:Easter Aquhorthies | Квонтернесс | Круг Бродгара | Мегалиты Стеннеса | Мидхау | Нэп-оф-Хауар | Скара-Брэй | en:Sheldon Stone Circle | en:Steinacleit | en:Strichen Stone Circle |
Балканские страны | Кокино |
Германия | Альтендорф | Голленштайн | Донзен-Зиддернхаузен | Кальден | Лора | Нидертифенбах | Ольдендорф | Цюшен | Шпелленштайн |
Греция | Гробница Атрея |
Ирландия | Ардгрум | дольмен Браунсхилл | Бру-на-Бойн | камень Каслстрендж | Глантан-Ист | Дромбег | Каменное кольцо Ураг | Камень Туруа | Нокнакилла | Карроукил | Карроумор | Лох-Крю | Михамби | Пулнаброн | Риск |
Испания | Вьера | Куэва-де-Менга | Навета | Талайот | Таула | Эль-Ромераль |
Италия | Гробница гигантов | Домус-де-Джанас | Нураги | Сардинский зиккурат | Спеккья |
Мальта | Мегалитические храмы Мальты | Джгантия | Хаджар-Ким | Мнайдра | Та' Хаджрат | Скорба | Таршиен | Хал-Сафлиени |
Португалия | Алкалар | Алмендриш | Анта-де-Пендилье | Анта-Гранде-ду-Замбужейру | Коменда-да-Игрежа | Павия | Сан-Бриссуш |
Россия | Волконский дольмен | Дольмены Западного Кавказа | Каменный ящик | Кудепстинский культовый камень | Лабиринты севера | Мегалиты острова Веры | Мостищенский лабиринт | Сейды |
Абхазия | Дольмены Западного Кавказа |
Скандинавия | Stone circles | Каменная ладья | Клеккенде-Хёй | en:Picture Stone | Рёсе |
Украина | Каменная могила, Мергелева гряда |
Франция | Барненес | Бугон | Гаврини | Гальярде | Диссиньяк | Кав-о-Фе | Карнакские камни | Керзерхо | Кукурудзу | Ла-Рош-о-Фе | Палагью | Табль-де-Маршан | Филитоса | Шан-Долан | Курган Эр-Грах | Менгир Эр-Грах |
Относящиеся к теме: | Вишапы | Дольмены | Каирны | Каменный ящик | Коридорные гробницы | Кромлехи | Мегалиты | Менгиры | Нураги | Ортостаты | Рёсе | Сеси | Торре | Хенджи |
См. также: Список мегалитических памятников Европы | Портал:Доисторическая Европа |
Ссылки: Всё о менгирах
Трилит
Трилит - (от греч. τρεϊς - три и λίθος - камень) – доисторическое культовое сооружение, состоящее из монолитов - двух вертикально поставленных камней и третьего, положенного сверху в качестве перемычки; в совокупности образуется подобие ворот. В других вариантах все три камня стоят параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, например, над доисторическими гробницами в Пруссии, по берегу Одера. Трилиты, как и мегалиты вообще, служили видом надгробных памятников в неолитический период или маркерами сакральных мест. Они также могут входить в культовый комплекс, например, трилиты входят в число элементов Стонхенджа (кромлех, Англия).
Трилит. Южная Корея (?).
Дольмен
Дольме́ны (от брет. taol maen - каменный стол) - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций - приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.
В самой архитектурно завершенной форме (что присуще дольменам Северного Кавказа) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик: на четырех плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем.
В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие - круглой (чаще всего), овальной, арочной, подтреугольной или квадратной формы, которое закрывается каменной пробкой, - однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или сбоку.
Плиты часто соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют.
Боковые стены и крыша могут выступать вперед портала или фасада, образуя портальную нишу, которая перекрывалась общей крышей или имела перекрытие из отдельной плиты.
Терминология. Термин вначале использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В России дольменами традиционно называют западнокавказские (теперь уже и уральские) каменные плиточные, составные и монолитные гробницы. Это распространяется и на похожие сооружения в других регионах мира.
Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.
Встречаются дольмены не из плит, а монолитные.
Лазаревский монолитный дольмен, Сочи
Распространение. Дольмены расположены большей частью в Северной Африке, Западной, Северной и Южной Европе. Наибольшее количество дольменов обнаружено в Корее (около 30000).
В России, на Западном Кавказе имеется большое количество дольменов.
Назначение
Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями. Однако эта точка зрения оспаривается.
Ориентировка дольменов (вектор, направленный от задней стены к фасадной плите) на местности различна, но, как правило, она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток-юг-северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север… наблюдения на отдельных памятниках показали, что они отмечают точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий.
Подобные наблюдения могут являться косвенным подтверждением предположения, что строителям дольменов был не чужд солярный культ.
| |
Кро́млех
Кро́млех – (от кельтского, Уэльс: crom (изгиб, изогнутый) и llech (каменная плита, каменная вымостка) – древнее сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, дольмен, или даже целый мегалитический комплекс.
Назначение: Назначение кромлехов не всегда до конца ясно. Среди известных применений - ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом», календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и, возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени.
Кромлех. Свинсайд, Англия.
Распространение. Кромлехи встречаются практически везде. На территории современной России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде – от Карелии до Кавказа.
Ссылки:
· Подкурганный дольмен с кромлехом, Кавказ
· Мегалитический комплекс с кромлехами Эвербери, Англия
· Гёбекли-Тепе: кромлех IX в. до н. э. (Турция)
· Гёбекли-Тепе
· Кромлех (Украина)
Самым известным кромлехом является Стоунхендж, расположенный неподалеку от города Солсбери в Великобритании.
Стоунхедж
Один из крупнейших мегалитов планеты находится в Англии, в 128 километрах от Лондона, посереди Солсберийского плоскогорья.
Стоунхендж представляет собой каменное кольцо из песчаника с водруженными сверху большими каменными плитами. Внутри кольца располагается еще одна постройка в форме подковы — глыбы большего размера сгруппированы попарно и перекрыты третьим камнем. Внутри большой подковы — маленькая, состоящая из голубых камней. Датируется постройка 4-2 тыс. до н.э. (за несколько столетий до падения Трои), само собой ни о каких технических помощниках речь идти не может. Каждая глыба, из которых состоит Стоунхендж, весит не менее 50 тонн, а ближайшая скала находится в 350 км от того места, на котором он стоит.
Очевидно также то, что место, на котором Стоунхендж стоит сейчас, выбрано абсолютно не случайно. Каждый мегалит находится прямо над подземным потоком воды, причем ровно в тех точках, где реки пересекаются друг с другом. Под самим Стоунхенджем обнаружено огромное количество подземных рек и ручьев. Мистики говорят, что вода помогает накоплению и сохранению энергии и информации.
Стоунхендж представляет собой каменное кольцо из песчаника с водруженными сверху большими каменными плитами. Внутри кольца располагается еще одна постройка в форме подковы - глыбы большего размера сгруппированы попарно и перекрыты третьим камнем. Внутри большой подковы - маленькая, состоящая из голубых камней.
Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение.
Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н. э. на территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (Двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства.
Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названиям городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии 4-2 тыс. до н. э. именуется шумеро-аккдкской. По Вавилону на юге (1894–7З2 гг. до н. э.) и Ассирии на севере (1380–625 гг. до н. э.) – ассиро-вавинлонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской, культуры (626–538 гг. до н. э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.
Итак,Шуме́р - первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н. э.
Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели cвoeгo владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов.
Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Eгo размеры определял масштаб окружающего мира: гopы, долины, реки.
Частые, а временами кaтaстрофические подъемы соленых гpyнтoвыx вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
Главным богом у шумеров считался Энлиль, «владыка-ветер», бог воздуха, царь богов и людей. Он отделил небо от земли, сотворил деревья и злаки, изобрел для возделывания земли и строительных работ мoтыгy, установил изобилие и процветание.
Энлиль, общешумерский бог.
Не менее значимые функции выполнял Энки, владыка воды и мудрости, судья богов и людей. В образе ярого быка он соединился с рекой Тигр, представленной в образе дикой коровы, и наполнил ее свежей, сверкающей, животворящей водой. Он «назвал по имени… (т.е. дал жизнь) животворящий дождь, заставив eгo падать на землю, болота и тростниковые заросли, наделив их рыбой».
Энки (Эа), шумерский Бог-создатель реки Тигр, бог вод (воды), упоминается в Ветхом Завете. Река Тигр, по мифологии, течет из Эдема, рая.
Третьим главным богом был бог неба Ану.
На этих землях не было достаточно дерева и камня, поэтому храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять мecта и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в шумеро-аккадском эпосе о Гильгамеше повелели выстроить перед Всемирным потопом.
Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.
Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Культовая ярусная башня, зиккурат, имела 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича.
Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода.
Возможно, так выглядел зиккурат в древности.
Шумеры строили зиккураты трехступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона - бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану.
Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.
Зиккурат в Уре:
Ур - расположен в устье Евфрата.
Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) - наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведен в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царем Набонидом.
Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.
Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.
Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами.
Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.
Три подъема наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище - храм бога луны Наннара. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение - верхний объем, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Надстройка не сохранилась. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы все сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору.
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю.
Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни.
В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.
На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.
Современное состояние:
В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован.
На рубеже XXI века памятник подвергся новым испытаниям. Саддам Хуссейн распорядился воссоздать фасады здания и монументальную лестницу, чем исказил его облик. В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город - Насирия.
Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все - 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).
Ссылки:
· Вавилонская башня
· Зиккурат в Уре