Двор пуст Дарьи Приходцы сошла в мир во ркs году
В Древней Руси сбор дани назывался полюдье.В ноябре каждого года князь с дружиною объезжал подвластные ему территории.Помимо сбора дани князь выполнял еще и судебные функции,все споры между крестьянами разрешал именно он.Кроме того он «выносил приговоры» ворам и разбойникам и мог на месте привести их в исполнение.Четкого размера повинности не было,и при попытках увеличения дани народ сопротивлялся и даже устраивал всяческие козни против своих угнетателей.
Позже княгиня Ольга установила фиксированный размер повинностей. Были определены места сбора податей: погосты и становища. Постепенно входит новая форма получения дани – повоз, т.е. доставка дани населением в специальные места.Крестьянское земледельческое хозяйство было в качестве еденицы обложения,например – дань от плуга,рало. Собранная дань являлась экспортом, которая прдавалась или обменивалась на другой товар (ткани,вино,фрукты).
В январе 1555 г. Иван IV выдал жалованную несудимую, тарханно-проезжую с элементами уставной грамоту Ростовскому архиепископу Никандру на домовые вотчины в Вологодском, Устюжском и Белозерском уездах. согласно которой владыка посылал десятильников с их приставами в города Ростовской архиепископии попрежнему для сбора доходов и духовного суда. Приставы могли брать подозреваемых на поруки и ставить перед десятильниками, а светские власти (наместники, волостели и тиуны) не должны были вмешиваться в церковный суд. Сборы в домовую казну осуществлялись приказными людьми владыки, «хто у него тут на годовой десятине собирает дань»
Крестьянское население нашего края никогда не знало гнета помещиков. Все деревни были церковными и являлись собственностью архиепископа.Село Раменье было хозяйственно- административным центром в вотчине вологодского архиепископа. В конце правления Петра I крестьяне в приходах стали именоватьсягосударственными крестьянами и считались лично свободными, хотя и прикрепленными к земле. Тем не менее это не освобождало их от налогов в денежной и натуральной форме. Также они были обязаны вносить деньги на земские нужды, подушную подать и.отбывать другие повинности..За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой .Под круговой порукой понималась ответственность всех членов общины за действия или выполнение обязанности каждым из её членов.Цель круговой поруки, как и всякого солидарного обязательства — гарантировать своевременное и немедленное исполнение обязательства
В 1795 г. по V ревизии Лежский волок состоял из пяти волостных присудов – Ивонинский, Левинский, Павловский, Раменский и Онохинский.
В Ивонинский присуд входили 28 деревень: Бакшино, Бекренево, Никулкино, Мартыново, Горица, Дор Большой, Гридино, Черниево, Дураково, Алферово, Савино, Головинское, Новогородово, Филино, Высоцкое, Илюшкино, Степаново, Полухино, Цепелка, Рындино, Ивонино, Елховка, Антипино, Черновка, Ваганово, Вохтога, Дресвище,Тарасово.
В начале 17 века церкви были не во всех приходах,но там были часовни. Часовенным был и Вохтожский приход. С конца XVII века церковная власть повела в отношении «часовенных приходов»жесткую ограничительную политику;часовенные земли и казна описывались и передавались приходской церкви под неусыпный,и и непосредственный контроль приходского клира. Деревня Вохтога была приписана к церкви Рождества Богородицы в Сидорове, которая упоминалась в окладной книге с 1668 года. 1664 г. – Челобитная архиеп. Симону священников и прихожан ц. Рождества Богородицы в Лежском стане на постройку нового храма.
Каменная, двухэтажная, пятиглавая церковь, 1820 г. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, мчч. Флора и Лавра, свт. Николая Мирликийского.
Богородская Сидоровская церковь
в Лежском Волоке Фото картины художника Подгорного
1675 г. июня 17–29.— Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы о поставлении дьячка Федора Яковлева сына Попова во иерея
Великому господину Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоезерскому, бьют челом Вологоцкаго уезду Лежскаго Волоку пречистенския прихожана Исидорова государевы холопы Григорей Андреев сын Волоцкой, Богдан Васильев сын Погорельской, Михайло Андреев сын Волоцкой, Исак Богданов сын Погорельской, да твои государевы рабы: Федор Шестаков, Василей да Семен Ивановы дети Головковы, Гаврило, да Кирило, да Ондрей Григорьевы дети Блиновы, Никита Матфеев сын Блинов, Иван Федоров сын Шестаков, староста церковной Максим Малофеев, Григорей Емельянов, Исак Ларионов, Козма Иванов, Авдей Иванов, Дорофей Прокофьев, Горден Естефеев, Яков Селиванов, Борис Денисов, Гаврило Яковлев, Леонтей Евсевьев, Яков Яковлев, Кирило Михайлов, Леонтей Петров, Михайла Павлов, Гаврило Антипьев, Никита Артемьев, Сава Осипов, Козьма Иванов, Алексей Титов, Харлам Титов, Кирило Лукьянов, Кирило Ксенефонтов, Михайло Стефанов, Иван Гриорьев, Констентин Кузмин, Нассон Федоров, Иван Тимофеев, Иван Назаров, Иван Васильев, Никита Лукьянов, Клим Захаров, Василей Петров, Александр Стефанов, Павел Ефремов, Григорей Исаков, Иван Карпов, Никон Андронов, Иван Андреев, Семен Иванов, Карп Стефанов, Семен и Иван Ильины, Никита Иванов, Григорей Козмин, Кирило Дементьев, Киприян Никифоров, Василей Пантелеев, Михайло Селиванов, Исак Денисов, Анофрей Артемьев, Сила Вислин, Перфилей Алексеев, Сидор Федоров, Антипа Алексеев, Иван Сергеев, Антон Антропьев, Иван Петров, Харитон Иванов, Федор Никитин, Борис Лукиянов, Еремей Филипьев, Федуло Федоров, Логин Естефеев, Кондратей Федоров, Ермола Титов, Иван Андреев, Назар Иванов, Савелей Осифов, Ярофей Савельев, Никита Якимов, Осип Савельев, Мартьян Ларионов, Василей Филипьев, Третьяк Яковлев, Давыд Филипьев, Федор Тимофеев, Стефан Естефеев, Стефан Алексеев, Алексей Иванов, Лука Володимеров, Мелентей Гаврилов, Нестер Иванов, Гаврило Фаддеев, Матфей Иванов, Иван Гаврилов, Григорей Гаврилов, Веденей Устинов, Никита Поликарпов, Тимофей Матфеев, Пров Ведениктов, Семен Матфеев, Федор Логинов, Терентей Данилов, Григорей Терентьев, Гаврило Никитин, Павел Панкратьев, Петр Григорьев, Иван Матфеев, Анисим Ермолаев, Фалей Алексеев, Авдоким Малафеев, Козьма Власьев, Иван да Дементей Дорофеевы дети.
В нынешнем во 183-м месяца июня в 17 день выбрали и излюбили церковного дьячка Федора Яковлева сына Попова на Лежской Волок в попы к церкви Рождеству Пречистой Богородицы в Сидорова в попы[t] на место отца его попа Иякова, что он человек доброй, и грамоте умеет, и смирен, и церковному правилу искусен, и от Божественных книг сказателен, и не пьяница, и не зернщик, и не тать, и не разбойник, и не душегубец, и креста на суде не целовывал, и во крестьянех и в боярском дворе в холопях не бывал, и в стрельцах, и в казаках, и в солдатях не бывал же, и женат первым браком по закону на девице с венчанием, а лет тритцеть и боле. Отец его поп Ияков отто[u] Фролова дня головой болен, ушми не слышит и очми туп, мало видит. Умилостивися, великий господин Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоезерский, и пожалуй, государь, нас поставь того дьячка Федора в свещеносцы, и в четцы, и в подьяконы, и во дьяконы к церкви Рожеству Пречистыя Богородицы в Сидорово на место отца его попа Иякова и соверши в попы. Государь великий святитель, смилуйся пожалуй[v].
ЯВЛЕНИе ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога».
22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.
В каждой деревне отмечался свой праздник. В Антипино и Чёрновке – Ильин день (2 августа), в Дресвище – Афанасьев день (18 июля), в Вохтоге – Казанская (21 июля). Для проведения праздников в деревнях Антипино,Вохтога, Ваганово ,Дресвище и Чёрновка были часовни. Но жителям деревень хотелось хотелось иметь свой православный храм и 12 июня 1900 года в деревне Вохтога на средства мирян был заложен храм Казанской Божией Матери.
Строительство церквей, часовен, а то и просто крестьянской селитьбы, начиналось с выбора места, при котором дело не обходилось без особого обряда.
Ритуал этот был языческим по своим истокам. Срубленное в лесу строевое дерево отпускали на волю волн либо на произвол молодого неезженого жеребца. Куда попадало таким образом первое бревно, там и строили храм или хоромы. По мере усиления христианизации дерево сочеталось с иконой, а зачастую и вытеснялось ею. Так происходило и здесь. Место для храма выбирали при помощи иконы,которую пускали по реке от начала деревни, и каждый раз она прибивалась к берегу в одном и том же месте., невдалеке от слияния рек Вохтожки и Елховки. И на противоположном от деревни на высоком берегу порешили возвести храм.
Но начало строительства затягивалось,и как бы в напоминание об этом на второй день Казанской в 1909 году по деревне прошелся сильный пожар. Жители сочли это как наказание за грехи и отступничество и вскоре приступили к строительству церкви. Принимали участие в богоугодном деле сельчане и соседних деревень – собирали .деньги, продукты, яица шли на кладку стен,Помогали и при строительстве,- подвозили на своих лошадях кирпич, месили раствор, вели кладку, В 1911 году был устроен свод над главным корпусом Храма, покрыта железом крыша над ним и устроена средняя глава. 14 сентября поднят крест. В 1912 г. сделаны своды над алтарем и трапезной. В 1913 г. сделаны 4 главы и докончена колокольня, 9 июня того же года подняты кресты. В 1914 г. сооружен шатер над колокольней, 12 июля поднят крест на колокольню. Этими работами руководил гражданский инженер Н.Е.Анохин. Длина храма составляла 14 сажен, высота 9 сажен 2 аршина до главы, ширина главного корпуса 9 сажен I аршин; четырехугольная колокольня с восьмигранным шатром.
Освящение храма проходило 21 июля 1918 года в празднование Казанской Божией Матери,где собрались все жители как Вохтоги, так и соседних деревень. Службы в храме шли с 1917 по 1937 год. Долгие годы(1920 – 1937гг) в церкви д.Вохтога служил священником Шергин Виктор Николаевич. Родился он в селе Вохтога , сын диакона.,выпускник Казанской Духовной Академии. С юных лет, воспитываясь в церковной обстановке, он был широко образован, обладал прекрасными душевными качествами, был любим прихожанами, принимал видное участие в церковных делах, которыми любил и умел заниматься. Благодаря своим удивительным и духовным качествам, своему величию духа, успел запомниться местным жителям, которые полюбили его всею силою своей души.
Храм иконы Казанской Божией Матери.
В годы «Большого террора» репрессии против духовенства резко возросли. шло закрытие храмов, а в 1937 г. процесс резко ускорился, и Русская Церковь лишилась более 90 % имевшихся храмов. Помимо арестов и расстрелов священников практиковались и другие меры, например отказ в выдаче паспортов. В 1937 году Шергин Виктор Николаевич был арестован и за принадлежность к священству и лишен всех гражданских прав. Церковь была закрыта, кресты сняты , а иконы сожжены и растащены по домам В помещении разрушенного храма сначала разместили школу, клуб,а затем колхозный склад. В 1930-х годах храм лишился своего завершения. Изящная шатровая колокольня была разобрана,кресты сняты. Ему не уделяли должного внимания - прогнили и провалились полы ,внутреннее убранство полностью уничтожено,на крыше выросли деревья и кустарник, Кругом заросли шабашника и крапивы Можно войти и как бы потрогать руками старину. Время обнажило старинную кладку,пахло сыростью. Величественный красавец до сих пор сохранил ощущение силы и вид первозданной грандиозной задумки. А как хочется сохранить память о былой красоте, созданной руками простых русских крестьян. Их творение оказалось бессильным перед злым умыслом человека и жерновами времени.
Несмотря на закрыти е храма и отсутствие православных пастырей, жители прихода крепко держались своих религиозных убеждений, и время от времени делали попытки к открытиию храма.Неоднократно жители деревень писали прошение об открытие храма Подписывались все,равнодушных не было.
Архимандрит Макарий Веретенников: ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В ВОЛОГОДСКОМ КРАЕ (ХРАМ В Д ВОХТОГА).
Мне приходится слышать о том, что колхозное крестьянство продолжает отмечать великие праздники, как то: Благовещение, Св. Пасху, День Св. Троицы, Святителя Николая Чудотворца, Рождество Христово, Богоявление Господне и др., а равно престольные праздники своих, ныне закрытых и в большинстве случаев используемых для хранения зерна и овощей, храмов. Празднование носит хотя и мирской характер, но всем народом, и местные власти сельсоветов и колхозов вынуждены считаться с таким проявлением религиозных чувств населения.Особенно много заявлений об открытии храмов поступало в 1949-1950 г.г., но ни одно из них не было удовлетворено. Странно то, что ни Уполномоченный, ни местные органы не делают никаких объяснений, почему они отказываются удовлетворить просьбы верующего населения.
Представители церковных общин, приезжая в Вологду, посещают меня и Уполномоченного и выражают сетования по поводу такого отношения властей к их религиозным нуждам, причем заявляют, что они не видят выхода, как только подавать свои заявления непосредственно Председателю Президиума Верховного Совета или Совета Министров. Представителям общин я советую настойчиво добиваться разрешения в районных центрах и затем Облисполкоме и, не смущаясь отклонением заявлений, подавать повторные прошения.
В течение 1953 года Облисполкомом отклонены заявления некоторых общин ,в том числе и Храма во имя Казанской Божией Матери в деревне Вохтога Вохтогского сельсовета Лежского района;
Но время ставит все на свои места.В 2006 году НАЧАЛОСЬ ВОСТАНОВЛЕНИЕ СВЯТОГО МЕСТА .В родную деревню возвратился местный житель села - Кузнецов В Н (потомок из рода преосвященного Гавриила) и получив благословение занялся реставрацией полуразрушенного здания. Храм восстанавливается на средства прихожан. За это время удалось с помощью местных жителей и с «божей помощью» полностью отремонтировать стены,пол, кровлю, заново отстроить колокольню. Депутат Михаил Суров передал из своей личной коллекции древнерусской живописи в дар церкви икону Божией Матери.
Глядя на проведенные строительные работы ,хочется верить,что вновь вознесутся к небу купола церкви иконы Казанской Божей Матери и пожилые люди, которые до сих пор сохранили веру в Бога, смогут посещать ее. Православные говорят, что вера окрыляет душу. Человек, очищаясь от своих грехов, становится свободным, и у него как бы вырастают легкие благодатные крылья, с которыми он становится способным возлетать в молитве к Богу.
Депутат Михаил Суров передал в дар церкви икону Божией Матери.
Век двадцатый.
Вохтожский приход
во имя иконы Казанской Божией Матери.
С постройкой храма деревня Вохтога стала именоваться селом. Сельские поселения от деревенских прежде всего отличались наличием церкви, а не количеством проживающих в нём людей. . Село являлось хозяйственным и административным центром окружающих деревень. Жители окрестных деревень являлись прихожанами местной церкви.За сельской церковью, располагалось кладбище. Там, по обычаю, и хоронили всех жителей прихода.
В Вохтожский приход входили деревни,находящиеся в верховье реки Вохтожка и Елховка.Это деревни - Елховка, Антипино, Черновка, Тарасово, Дресвище, Вохтога, Ваганово, станция Вохтога, а так же хутора – Глубоково, Исады, Каргино.
Упоминание об этих деревнях появилось при первой переписи поселений волости Лежский Волок в 1624 году. Существует выпись
с Вологодских писцовых книг писцов первые половины Федора Измайлова выпись да подьячего Михаила Бухарова писана 7133 (РЛГ года) года октября 28 (КИ) дня Лежском волоку в вотчине Вологодского архиепископа . 1624-25 гг
В списке населенных мест Вологодской губернии 1859 г в этой местности указано количество дворов и душ муж.и жен. пола.
3633 Т а р а с о в о , д. каз. при р Вохтогѣ. 24 70 74
3634 Д р с с в и щ е , д. каз. при р. Вохтогѣ. 44 427 433
3635 В о х т о г а , д. каз. при р. Вохтогѣ 89 474 494
3636 Е л х о в и а , д. каз. при р. Вохтогѣ 30 38 97
3637 А и т и п и н о , д. каз. при рч. Игнатов- 83 438 489
3638 В а г а в о в о , д. каз. при рч. Вохтогѣ. 40 409 438
3639 Ч с р н о в к а , б. каз. при рч. Вохтогѣ. 34 88 94
До нашего времени дошли схемы деревень,по которым мы можем судить о былом величии русской деревни. Это схема деревни Вохтога, составленная Красильниковым М.И. в 1929 г. и сохраненная Сениным Н.К. и деревни Ваганово ,сохраненная семьей Кезиных и составленная в 1922 г.
Село Вохтога 1929г
Пояснение к схеме села Вохтога.
От Ваганова правая сорона
1 Маслобойн. Завод 24 Трофимов Саня 47 Сычев Александр
2 Курнавин Андрей 25 Молин Григорий 48 Грачев Федор
3 Курнавин Миколша 26 Хрупалова Маринаха 49 Батов Степан
4 Курнавин Александр 27 Ефимов Петр 50 Евины
5 Кабанов Николай 28 Молин Василий 51 Батов Федор
6 Кичигин Калина 29 Сычевы братья 52 Малышев Василий
7 Кичигин Михаил 30 Муранов Алексей 53 Феофанов Виктор
8 Маркелов Иван 31 Уханов Николай 54 Александрова Ульяна
9 Жохов Михаил 32 Муранов Лавр 55 Фоминиха
Ручей 33 Муранов ???? 56 Молин Иван
10 Авденин Михаил прогон 57 Молин Михаил
11 Маркелов Александр 34 Молин Темник Дорога на Дресвище
12 Курнавин Григорий 35 Малов Владимир 58 Кичигин Иван
13 Малышев Гавриил 36 Малов Василий 59 Малов Михаил
14 Косулин Федор Ручей Мельница
Прогон 37 Косулин Михаил
15 Афанасьев Иван 38 Авденин Иван
16Маркелов Федор 39 Корепов Иван
17 Маркелов Миша 40 Молин Александр
18 Ефимоы Павел 41 Травиновы
19 Антонов Василий 42 Алятина Марфа
20 Пухов Иван 43 Авденин Александр
21 Лукин Семен 44 Батов Михаил
22 Кузнецов Калина 45 Андрианов Келься
23 Осипов Евгений 46 Феофанов Петр
От Ваганова левая сторона
1 Изюмов ???? 25 Косулин Аким 48 Корепов Сергей
2 Калинин Иван Пожарный сарай 49 Трифановы
3 Лобашев ???? Часовня 50 Молин Андрей
4 ;Андрианов Осип Лавка 51 Шубин Василий
5 Сенин Василий 26 Пальцев Никита 52 Кабановы
6 Мазин Иван 27 Мативиха 53 Жуковы
7 Соловьев Федор 28 Мухин Константин дорога
8 Мазин Антон 29 Трофимовы 54 Базеевы
9 Александров Семен 30 Лукин Иван 55 Батов Максим
10 Калинин Василий 31 Хмылов Александр 56 Андрияновы
11 Кабанов Петр 32 Осиповы 57 Курнавины
12 Калинин Алексей 33 Галкин Арсений 58 Феофанов Виктор
13 Мазин Дмитрий 34 Кабанов Елимах 59 Ухаловы
14 Емановы 35 Молин Василий 60 Разанов Александр
15 Громов Алексей 36 Кабанов Аким 61 Феофанов Иван
16 Александров ??? 37 Феованов Иван 62 Хрупалов Илушко
Гусев ручей 38 Афанасьевы 63 Ефимовы
17 Калинина Екатерина 39 Хмылов Иван 64 Хрупалов Василий
Лавка 40 Феофанов Евгений 65 Филатков Александр
18 Трофимов Осип 41Красильников Михаил 66 Осипова Марфа
19 Калинины 42 Сычевы 67Малышев Николай
20 Пальцев Алексей 43 Хмылов Андрей 68 Батов Николай
21 Мазин Андрей 44 Шибаев Федор 69 Ефимовы
22 Кузнецов Николай 45 Молин Михаил 70 Шибаев Григорий
23 Хрупалов Федор 46 Жуковы 71 Семенов Петр
24 Смирнов Василий 47 Грачев Дмитрий 72 Молин Иван
Местечко «Поповка», Между дорогами на Сидорово и Антипино маслобойный завод,толчея и мельница.За речкой Елховкой -- мельница,толчея и опять дома --
1 Смирнов Семен 8 Келья 15 Кабанова Авдотья
2 Кабанов Лавр 9 Смирнов Федос 16 Александров Василий
3 Осипов Афанасий 10 Молочн. завод. 17 Кабанов Петр
4 Дъякон 11 Петухов Иван 18 Маслобойный завод
5 Священник 12 Кабанов Василий !9 МЕЛЬНИЦА
6 Корепов Сергей 13 Шибаев Лавр 20 ТОЛЧЕЯ –3 ШТ
7 Церковь 14 Феофанов Барин 21 Маслобойный завод
ИТОГО -
ДОМОВ -146 ЦЕРКОВЬ -1
МЕЛЬНИЦ (ВЕТР)- 4 ЧАСОВНЯ - 1
ТОЛЧЕИ – 4 ШКОЛА -1
МОЛОЧН. ЗАВОД – 1 ПОЖ. САРАЙ - 1
МАСЛОБОЙН. ЗАВОД – 4 МОСТ НА РЕКЕ - 4
Красильня -1 МОСТ НА РУЧЬЯХ – 3
МАГАЗИН – 2 пруды -3
С какой гениальной естественностью вписаны в раздолье полей, в оправу лесов, как единственно верно поставлены над приплеском больших и малых вод не только шатры, купола церквей, но и всякая малая застенчивая деревушка. Человек был наделен совершенным знанием природы, что в своей хозяйственной деятельности он умел все предвидеть и все предусмотреть.
Большие семьи, тяжелый разнообразный труд, суровый климат заставляли жителей деревни строить дома, объединяющие жильё и хозяйственные постройки.
Главной деревней в приходе и самой крупной была Вохтога.К началу 20 века в деревне было 146 дворов и насчитывалось около 800 жителей.Как и любое крупное село, не имевшее улиц,она разделялась на околотки,со своими названиями –Лобановка,Поповка,Централка и Котово. Лобановка,стоявшая на лобном, видном месте,была центром всей деревенской общественной жизни, Лобановка была и местом первородия поселения. выстроенная на взлобье высокого берега реки . .Лобное место, в старину назывался «лбом».
Здесь же находились и торговые лавки. Владельцами их были Афанасьев Иван Иванович и Корепов Иван.Торговля шла справно.
Торговая лавка Афанасьева И.И.
Дом Кореповых,после их раскулачивания в нём разместились клуб и контора колхоза. Фото из альбома Галины Кабановой.
Старая мельница.
В личном хозяйстве для обработки земли каждый состоятельный крестьянин держал лошадь, а многие – не одну. Всю упряжь и повозки делали сами: телеги, сани, гнули колеса, дуги. В каждой деревне имелись кузницы, где делали сохи для вспашки земли, бороны для рыхления земли, подковы для подковки лошадей и т. д..
Каждое хозяйство имело гуменные пристройки: ригу для сушки снопов и обмолотки зерна, сарай для хранения соломы, мякины, отходов от обмолота зерна и льна, которые шли на корм скоту. Каждый хозяин имел надел, который выделялся или покупался в лесу, где своими силами расчищался участок, за которым старательно ухаживали. На участке выбирали место для сенокоса, и здесь же, в лесу, ставили сарай для хранения сена. Зерно на муку мололи на мельницах, а для скота мололи более крупного помола на толчеях.
Помимо земледелия занимались животноводством. В каждом дворе было несколько коров В.деревне было четыре маслобойных завода и молокозавод, на который жители сдавали молоко...
Жители были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. Разогревшись в печи и напарившись с березовым веником до изнемозжения, бежали на повить обливаться холодной водой. Печь была первым средством от всех болезней.Большинство крестьянских изб топились «по-черному. Печь ставили на стоявшее на земле под полом мощное опéчье, нередко его для экономии кирпича заменяли срубом из бревен,клетью, которые выкладывали иногда до шестка.Форма печей разнообразна и красива в каждом доме по-своему, беленая стена печки украшена ямочками —печýрками для сушки рукавиц и варежек.
В XIX веке крестьяне жили большими патриархальными семьями.В каждой избе вдоль стен были лавки , стол ставился под иконой в « красном углу».Трапеза в крестьянской семье была, общей, по раз заведенному предками в старину порядку: «Когда садятся обедать и ужинать, то все по начину хозяина начинают молиться Богу, за тем уж садятся за стол. Вперед хозяина никто ни одно кушанье не может начинать. Иначе попадет ложкой по лбу, хотя это был и взрослый. Если семья большая, детей отсаживают ОТДЕЛЬНО и там кормят. После еды опять все встают и молятся Богу». Старики спали обычно зимой на печах, летом на полатьях,у молодых были кровати,а деткам стелили на лавки.Чтобы было не так жестко, стелили матрасы, которые набивали свежей и ароматной соломой.
Жители деревни славились своей мастеровитотостью. Одним из самых распространенных ремесел в деревнях прихода было ткачество. Исстари на Руси ручное ткачество считалось традиционным женским занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.Из домоткани шили одежду для всей семьи. Девушки готовили себе приданое для свадьбы, подарки жениху и будущей родне. Мастерскую красильню в деревне держал мастер Кичигин М А. Товар продавался на ярмарках Сидорова и в селах по реке Монза и Костроме. Домотканное крашенное полотно тогда почти не имело конкуренции.
Рушники ручной работы.
Деревня Ваганово.