Юридическая ответственность за земельные правонарушения
Административная и уголовная ответственностьза земельные правонарушения. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Уголовным кодексом РФ предусматриваются преступления, связанные с земельными отношениями. Например, в ст. 254 УК РФ «Порча земли» предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение земли вредными продуктами вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный вред.
Гражданско-правовая ответственностьвыражается в возмещении убытков, вреда и др.
Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций и иными нормативными правовыми актами.
Земельно-правовая ответственностьвыражается в принудительном изъятии земельного участка у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Правонарушение – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причинившее вред интересам общества, государства и личности. Под земельным правонарушением понимается противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей природной среде и здоровью человека.
В соответствии с законом юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда в установленном размере ущерба, причиненного земле, либо по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь. Возмещение вреда в натуре означает возложение на ответчика с согласия сторон обязанности восстановления земель и иных природных ресурсов и объектов за счет его сил и средств. Возмещается вред, причиненный земельному участку и иному имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Возмещение нанесенного ущерба охватывается более общим гражданско-правовым институтом прекращения права собственности. Принудительное изъятие земельного участка, например, включает:
1) отчуждение земельного участка, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
2) реквизицию – изъятие земельного участка по решению государственного органа в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой стоимости; оценка возмещаемого может быть оспорена в суде;
3) конфискацию – безвозмездное изъятие земельного участка по решению суда или в административном порядке за совершение правонарушения в случаях, предусмотренных законом. Законодательством предусматривается возможность требований об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с законодательством юридические и физические лица, причинившие вред земле в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
47.ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Соблюдение целевого назначения земельного участка при его использовании - главная обязанность участников земельных отношений. Земельное законодательство допускает предоставление земельного участка не вообще, а только с определенной целью использования, что отражается в документах о правах на земельные участки.
Осуществляя надзор за исполнением законодательства в указанной сфере отношений, прокуроры выявляют многочисленные нарушения. Так, выборочные проверки сельхозземель общей площадью около 32 тыс. га в 27 районах Республики Татарстан показали, что многие земельные участки не используются по назначению, не обрабатываются и не засеваются, на плодородном слое почвы произрастают кустарники и иные сорные растения, что приводит к эрозии и разрушению почв, а также потере сельскохозяйственной ценности указанных земель и нарушает ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 42 Земельного кодекса Республики Татарстан.
Можно привести немало примеров и использования не по назначению земель населенных пунктов. Прокуроры выявляют факты бездействия органов местного самоуправления, в частности, они крайне редко направляют в суды исковые заявления о принудительном изъятии земельных участков в связи с неиспользованием земельного участка в соответствии с целевым назначением.
Судебная практика выявила пробел в земельном законодательстве. Если в отношении землевладельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, т.е. лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. ст. 45 - 47 Земельного кодекса РФ), предусмотрена возможность прекращения их прав на землю при несоблюдении обязанностей по использованию и охране земельного участка в принудительном порядке по правилам ст. 54 Земельного кодекса РФ, то в отношении собственника земельного участка такой механизм в Земельном кодексе РФ не определен.
Собственники земельных участков в некоторых случаях также не исполняют свои обязанности и нарушают земельное законодательство. Поэтому в земельном и гражданском законодательстве предусматривается возможность принудительного прекращения права собственности на землю в случае нарушения земельного законодательства. Так, согласно ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Статьями 284, 285 ГК установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, а также в случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Статья 286 ГК регулирует процедуру изъятия земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования. Однако четкого порядка проведения процедур прекращения права собственности на землю в этих случаях не установлено.
Прокуратура Республики Татарстан об указанной ситуации проинформировала органы государственной власти. С целью устранения пробела в земельном законодательстве депутаты Государственного Совета Республики Татарстан разработали проект Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", который в сентябре 2009 г. внесен в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Этим проектом предлагается изложить в новой редакции ст. 44 ЗК РФ, а также дополнить Земельный кодекс РФ новой статьей 54.1 "Условия и порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок лиц, являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка". Статьей регламентируется порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок, в основе которого лежит судебное решение и продажа земельного участка с публичных торгов. Средства, полученные от продажи земельного участка, за вычетом расходов на проведение торгов, передаются бывшему собственнику земельного участка. В случае согласия собственника земельного участка с его изъятием земельный участок продается на торгах без решения суда.
Пробел в правовом регулировании указанного вопроса непосредственно отражается на эффективности использования земли.