Краткий очерк развития судостроения России
Развитие судостроения до 1991 г.
На протяжении почти всей 300-летней истории российского флота в России не существовало морского гражданского судостроения. Широкое строительство гражданских судов началось в нашей стране лишь в середине 20-х гг. XX в. За 70 лет отечественное гражданское судостроение прошло несколько этапов своего развития.
Первый этап — с середины 1920-х гг. до середины 1930-х гг., когда на южных судостроительных заводах (в Николаеве и Севастополе) и на заводах Ленинграда были заложены и успешно строились первые гражданские суда отечественной постройки: лесовозы, танкеры, рефрижераторы, пассажирские суда, траулеры.
Второй этап — с середины 1930-х гг. и до конца Великой Отечественной войны, когда судостроительная промышленность все свои усилия направляла на создание и поддержание военного потенциала страны, строя корабли и подводные лодки. Суда гражданского назначения в этот период практически не строились.
Третий этап развития судостроения в нашей стране начался после восстановления разрушенного войной народного хозяйства в конце 1940-х-начале 1950-х гг. и характеризовался интенсивным строительством судов гражданского назначения. За 15 лет с 1951 по 1965 г. объём строительства морских транспортных судов вырос более чем в 4 раза, достигнув в 1961-1965 гг. почти 1,5 млн. т дедвейта. За это же время объём строительства рыбопромысловых судов вырос по количеству судов почти в 9 раз, а по суммарной мощности — почти в 6 раз. Было начато строительство новых крупных заводов гражданского судостроения в Керчи и в Николаеве и модернизировано большинство судостроительных заводов Союза. Всё это способствовало тому, что в IX пятилетке (1971-1975 гг.) был достигнут рекордный за всю историю страны объём строительства морских транспортных судов, составивший 215 судов суммарным дедвейтом более 2,7 млн. т. Промысловых добывающих судов за этот период было построено более 750 ед. суммарной мощностью около 650 тыс. л. с. В эту пятилетку были построены первые в стране крупнотоннажные суда для перевозки насыпных и навалочных грузов типа «Зоя Космодемьянская» дедвейтом около 50 тыс. т и супертанкеры типа «Крым» дедвейтом 150 тыс. т. Крупной серией строились универсальные сухогрузные суда открытого типа дедвейтом 13,5 тыс. т, представлявшие собой новое слово в развитии универсальных сухогрузных судов. В области промыслового судостроения была закончена постройкой рыбопромысловая база «Восток», начато строительство больших морозильных рыболовных траулеров типа «Горизонт» и «Пулковский меридиан», представлявших собой наиболее совершенные добывающе-обрабатывающие суда в мире. В этот же период началось строительство первых в стране плавучих буровых установок типа «Каспий», ледокольных железнодорожных паромов типа «Сахалин» и нового поколения пассажирских судов на подводных крыльях. Был построен крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика» мощностью 75 тыс. л. с.
С середины 1970-х гг. начинается постепенное сокращение гражданского судостроения. В X пятилетке (1976-1980 гг.) число построенных морских транспортных судов сократилось в 1,5 раза, а суммарный дедвейт — на 300 тыс. т до примерно 2450 тыс. т. Объём строительства промысловых судов также сократился по числу судов почти на 200 ед., или на 30 %, хотя суммарная мощность построенных добывающих судов сохранилась практически на том же уровне за счёт строительства крупнотоннажных мощных траулеров вместо среднетоннажных.
В этот период отрасль освоила строительство новых для неё судов типа «ро-ро», среди которых наиболее заметным было крупнотоннажное судно типа «Капитан Смирнов» с газотурбинной установкой мощностью 50 тыс. л. с., позволявшей ему развивать небывалую для гражданских судов скорость 25 уз. Были построены первые экологически чистые танкеры дедвейтом 25 000 т с двойным дном и двойными бортами, первые комбинированные нефтенавалочники типа «Борис Бутома» дедвейтом около 100 тыс. т.
В XI пятилетке (1981-1985 гг.) объём строительства морских транспортных судов ещё сократился в 1,5 раза по количеству судов и на 30 % по суммарному дедвейту, составив 88 судов дедвейтом около 1850 тыс. т. В этот период прекращается строительство транспортных судов на Выборгском судостроительном заводе, производство которого переориентируется на строительство плавучих буровых установок и блок-модулей для них. Прекращается строительство транспортных судов на Балтийском заводе, практически прекращает строить гражданские суда Адмиралтейский завод, сокращается гражданское судостроение на Черноморском судостроительном заводе и на Северной верфи. Среди новых типов судов, производство которых было освоено в этот период, следует отметить лихтеровозы типа «Алексей Косыгин», построенные на Херсонском заводе. В эти годы также сократился объём строительства рыбодобывающих судов примерно на 100 ед. и на 60 тыс. л. с. суммарной мощности, составив 480 судов мощностью около 580 тыс. л. с.
В XII пятилетке (1986-1990 гг.) продолжалось сокращение объёма строительства морских транспортных судов на заводах отрасли, составив всего 57 судов суммарным дедвейтом около 1500 тыс. т, т. е. более чем на 35 % числу судов, а по дедвейту — почти на 20 %. По объёму транспортного судостроения отрасль была отброшена на 25 лег назад на рубеж 1961-1965 гг. Правда, объём промыслового судостроения несколько вырос по сравнению с XI пятилеткой, составив около 560 судов суммарной мощностью около 630 тыс. л. с.
В этот период было построено первое в Союзе атомное транспортное судно-лихтеровоз «Севморпуть» дедвейтом 32 тыс. т, ледокольно-транспортные суда-снабженцы дедвейтом около 11 тыс. т, суда типа «ро-ро» нового поколения дедвейтом около 12 тыс. т. Период 1980-х гг. характеризуется также резким сокращением строительства скоростных пассажирских судов на подводных крыльях. Если в 1970-е гг. в среднем в год строилось около 35 СПК суммарной пассажировместимостью около 3,5 тыс. мест, то в середине 1980-х гг. строилось ежегодно уже всего 20-25 СПК пассажировместимостью чуть более 2 тыс. мест, что привело к резкому старению флота скоростных судов и поставило под угрозу всю систему скоростных перевозок на реках страны и в прибрежных районах.
Данные о строительстве гражданских судов в период с 1971 по 1990 г. приведены в табл. 0.1.1.
Таблица 0.1.1