Категории стандартов и их функции
1. Категории стандартов
2. Нормативные документы по стандартизации и применения стандартов. Право собственности на стандарты
3. Виды стандартов
4. Фукции стандартизации
Результатом деятельности системы стандартизации должен стать оптимальный по структуре и составу фонд нормативно-технической документации и эффективное использование этого фонда для содействия управления народным хозяйством. Этот фонд должен постоянно усовершенствоваться и пополняться. Документы должны быть рациональными как по форме, так и по содержанию, отвечать современному уровню достижений науки и техники.
Нормативный документ - документ, который устанавливает правила, общие принципы или характеристики разных видов деятельности или их результатов.
Консенсус - общее согласие, которое характеризуется отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам в большинстве заинтересованных сторон и достигается в результате процедуры, направленной на учет мнения всех сторон и сближения разнообразных точек зрения.
Стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный уполномоченным органом, что устанавливает предназначенные для общего и многократного использования правила, инструкции или характеристики, которые касаются деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых является необязательным.
Стандарт может содержать требования к терминологии, отметкам, упаковке, маркировке или этикетировке, которые применяются к определенной продукции, процессу или услуге.
Международный и региональный стандарты - стандарты, принятые соответственно международным и региональным органом стандартизации.
Национальные стандарты - государственные стандарты Украины, принятые центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации и доступные для широкого круга пользователей.
Кодекс устоявшейся практики (свод правил) - документ, что содержит практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Кодекс устоявшейся практики может быть стандартом, частью стандарта или отдельным документом.
Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие категории:
¾ государственные стандарты Украины (ДСТУ);
¾ отраслевые стандарты Украины (ГСТУ);
¾ стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов Украины (СТУУ);
¾ технические условия Украины (ТУ У);
¾ стандарты предприятий (СТП).
Государственные стандарты (ДСТУ) разрабатывают на продукцию, работы, услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Кроме ДСТУ используют как государственные ГОСТ (наследие от союза республик до 1990г.). К государственным стандартам Украины приравниваются государственные строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Порядок и правила разработки и применения государственных классификаторов устанавливается Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации. Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в Украине в соответствии с ее международными договорами. Как государственные стандарты Украины используются также республиканские стандарты Украинской ССР до их замены или отмены.
Государственные стандарты Украины разрабатываются на организационно-методические и общетехнические объекты, а именно: Государственные стандарты Украины содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:
¾ Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.
¾ Рекомендационные требования государственных стандартов Украины подлежат безусловному исполнению, если:
Государственные стандарты Украины утверждаются Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации, а государственные стандарты в отрасли строительства и промышленности строительных материалов – Министерством Украины по делам строительства и архитектуры.
Имущественная часть авторского права на государственные стандарты принадлежит государству независимо от источников финансирования их разработки.
Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию определенной отрасли при отсутствии государственных стандартов Украины или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов.
Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил. Контроль выполнения обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.
Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.
Технические условия и стандарты предприятий содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции. Технические условия (ТУУ) – нормативный документ, устанавливающий требования к конкретной продукции, услугам и т.д.
ТУУ разрабатываются предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности при отсутствии государственных и отраслевых стандартов, а также при необходимых дополнениях и ужесточенных требованиях. В качестве ТУУ допускается использовать международные, региональные и национальные стандарты других стран. Срок введения в действие ТУУ устанавливают предприятия.
Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и утверждаются самими предприятиями. Объектами стандартизации в этом случае являются: эта категория стандартов обязательна для предприятия принявшего этот стандарт. На продукцию, предназначенную к самостоятельной поставке, стандарты предприятия не разрабатываются.
Стандарт предприятия не должен противоречить обязательным требованиям государственных, действующих в Украине межгосударственных и отраслевых стандартов. Порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, издания, применения, пересмотра, внесения изменений, отмены стандартов предприятия устанавливает само предприятие. СТП не подлежит регистрации в органах Госстандарта Украины. Построение, изложение и оформление СТП – по ДСТУ 1.5.
Международные стандарты (ИСО/МЭК) разрабатываются международными организациями по стандартизации для того, чтобы устранить технические барьеры в торговле, то есть гармонизировать требования, предъявляемые к продукции, услугам в соответствие с требованиями международных стандартов. Если стандарт гармонизирован с международным стандартом, то по нему можно проводить сертификацию продукции. Региональные стандарты разрабатываются региональными органами по стандартизации.
Например, такой организацией является ЕОКК (европейская организация по контролю качества). Национальные стандарты разрабатываются национальными организациями по стандартизации. Национальные стандарты действуют только на территории Украины. Межгосударственные стандарты обязательны для стран членов СНГ. 10.2 Нормативные документы по стандартизации и применения стандартов.
В зависимости от уровня органа, который принимает или одобряет нормативные документы по стандартизации, они разделяются на:
· национальные стандарты, правила устоявшейся практики и классификаторы, принятые или одобренные центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации, а также выданы им каталоги и реестры общегосударственного применения;
· стандарты, технические условия и правила устоявшейся практики, приняты одобренные другими органами и организациями, которые занимаются вопросами стандартизации, а также выданные ими каталоги.
Стандарты применяются непосредственно путем ссылки на них в других документах.
Стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев, когда применения этих стандартов требуют технические регламенты. Стандарты должны быть изложенные таким образом, чтобы их невозможно было использовать с целью введения в заблуждение потребителей продукции, которой касается этот стандарт, предоставлять преимущество производителю продукции или продуктов в зависимости от места ее изготовления.
Порядок разработки, пересмотра, внесения изменений, принятия и опубликования стандартов устанавливается Законом Украины "О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия".
Право собственности на стандарты Право собственности на национальные стандарты, правила устоявшейся практики, классификаторы и каталоги принадлежит государству. От имени государства права владельца на эти документы осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам стандартизации. Право собственности на стандарты, технические условия и кодексы устоявшейся практики, принятые и одобренные другими органами и организациями, которые занимаются стандартизацией, принадлежит организациям, учреждениям, за средства которых они созданы или которым оно передано в установленном законом порядке.
Стандарт может разрабатываться на продукцию и процесс, которые являются объектами стандартизации и одновременно объектами интеллектуальной или промышленной собственности, если разработчик стандарта получил разрешение от владельца прав на продукцию или процесс в установленном законом порядке. Запрещается полностью или частично воспроизводить, тиражировать и распространять как официальные издания любые стандарты, кодексы устоявшейся практики, классификаторы или их части без разрешения их владельца или уполномоченного им лица, кроме случаев, предусмотренных этим Законом.
В случае воссоздания или распространения стандарта, правила устоявшейся практики без разрешения их владельца или уполномоченного им лица орган или организация, которая приняла стандарт, не несет ответственности за несоответствие текста распространяемого документа его официальному тексту или за следствия, вызванные применением распространенного документа.
Владелец объекта права собственности имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ему неразрешенным распространением стандарта, правил устоявшейся практики, классификатора и каталога, в соответствии с законом.
Существуют следующие виды стандартов:
¾ основополагающие стандарты;
¾ стандарты на продукцию, услуги;
¾ стандарты на процессы;
¾ стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.
Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:
¾ общетехнические стандарты;
¾ организационно-методические стандарты.
Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и (или) нормы выполняют функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации.
Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.
Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации.
Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности.
Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость документации.
Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся на:
¾ стандарты общих технических требований;
¾ стандарты общих технических условий;
¾ стандарты технических условий.
Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации).
Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость продукции.
Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции при потреблении, восстановление продукции.
Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции.
Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ (процессов).
Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции. Технические условия – это нормативный документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения государственного стандарта на данную продукцию.
Для достижения социальных и технико-экономических целей, через внедрение всех категорий нормативных документов, стандартизация выполняет определенные функции.
1. Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.
2. Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть целей 1—3, отмеченных выше.
3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения цели 6). Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. уровень цивилизации.
6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами—эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).
7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.