Судоходство в новгородской руси
На обильной водными и боевыми ресурсами северной Руси процветали древние княжества-государства: Ростовско-Суздальское, Переяславское и Новгородское, стольные города которых выросли на берегах озер Неро, Плещеево и Ильмень. Бороздить водные просторы на малых весельных суденышках было для населения привычным занятием. Недаром на озере Плещеево, в городе Переславле-Залесском молодой Пётр Алексеич с 1688 по 1693 год создавал «потешную» флотилию, с которой началось рождение военно-морского флота будущей могучей державы.
В ХI веке, когда древнее русское судостроение достигло расцвета, новгородцы проложили дорогу к Студёному морю по рекам Севера. В начале XII века в устье Северной Двины был открыт монастырь Михаила Архангела, к концу этого столетия Поморье вошло в состав Московского государства, и был открыт морской путь вокруг Скандинавии в западные страны.
В XII веке на месте единого древнерусского государства образовались княжества: Киевское, Новгородское, Черниговское, Смоленское и другие. Но судоплавание в этот период на Руси не прекращалось. Новгородцы вместе с киевскими славянами активно плавали в южные страны. Они также много ходили по Балтийскому, Белому и Баренцеву морям. Северные славяне часто посещали немецкие, датские, норвежские и шведские земли.
Имеются сведения о том, что в XIII веке новгородцы на своих ладьях и финских лайвах ходили в Ладожское озеро и в 1300 году в устье Вуоксы основали свое укрепление – будущую крепость Корела (город Приозерск). Использовали они и Вуоксинскую систему рек и озер.
Новгородцам был известен путь из Ладожского озера по Свири в Онежское озеро. Отсюда по системе рек и озер (по направлению существующего ныне Беломорско-Балтийского канала) они проникали в Карелию, Белое море и далее на Кольский полуостров.
Из Новгородских земель на Шексну и далее на Волгу можно было попасть по рекам Вытегре и Ковже. Однако для самого Новгорода это был «кружной» путь. Вначале он использовался для связи Новгорода с Белозерскими землями и Заволочьем – землями, расположенными за волоками в бассейнах рек Северная Двина, Онега и Печора. На этом пути в IX веке в истоке Шексны возникло поселение Белоозеро, ставшее центром княжества (в XIV веке этот центр был перенесен на место современного города Белозерска).
В системе транспортных сообщений IX–XV веков особое значение имели Белое озеро и Шексна, которые обеспечивали непосредственную связь с Заволочьем не только Новгорода, но и Владимиро-Суздальского, а затем и Московского княжеств.
Волоков, ведущих в Заволочье, было несколько. В бассейн реки Онеги новгородцы переходили с помощью восточного притока Белого озера – Ухтомы. К рекам Северо-Двинского бассейна вели левые притоки Шексны: Пидьма, Славянка, Сизьма, Угла. С помощью первых двух из них, через волоки, можно было попасть в реку Порозовицу, впадающую в Кубенское озеро. С помощью последних – в реку Вологду, где уже в XII веке возникло торговое поселение, положившее начало городу Вологде. Из Кубенского озера и реки Вологды путь вел на Сухону и Северную Двину.
Не следует удивляться, что в систему древних водных сообщений новгородских, псковских и белозерских земель наряду с большими и средними входили реки и участки рек, в настоящее время совершенно не пригодные для судоходства. В древности на этих землях, сплошь покрытых лесами, все реки были более полноводными, чем теперь.
Важную роль в торговле с другими странами играл и путь из центральных районов России к устью Северной Двины в Архангельский порт.
В своих плаваниях, торговых и военных, новгородские славяне постоянно сталкивались с ожесточенным противостоянием шведов. Шведы часто нападали на новгородцев, разоряли их поселения в приладожских землях, захватывали устья Невы и Луги, отрезая славян от Балтийского моря. Новгородцы предпринимали ответные действия. Так в 1187 году они совершили большой морской поход и захватили крепость Сигтуна (нынешний Стокгольм). Ворота от этой крепости до сих пор хранятся в Новгородском Кремле. В начале XIII века у Северной Руси появился новый сильный враг – немецкие рыцари. Высадившись в 1201 году в устье Западной Двины, тевтонские рыцари построили там крепость Рига.
В 1219 году датчане, придя на помощь немецким рыцарям и феодалам, овладели городом Колывань и на холме Тоомпеа построили замок Реваль (будущий Ревель, затем Таллинн). Таким образом, шведы, немцы, датчане продвигались на восток на новгородские земли.
Новгородская ладья
В 1240 году, воспользовавшись нашествием на Русь монголо-татар, Швеция и Ливония (немецкая феодальная колония в Восточной Прибалтике) организовали крестовый поход против Северо-Западной Руси. Отпор агрессорам возглавил новгородский князь Александр Ярославич. Победа новгородцев над шведами на Неве в устье Ижоры в июле 1240 года, за которую князь Александр был назван «Невским», пресекла шведскую агрессию на Восток и сохранила за Русью выход к Балтийскому морю.
В 1241 году новгородцы во главе с Александром Невским отогнали немцев, появившихся у Новгорода, за Лугу. В 1242 году новгородцы освободили Псков и на льду Чудского озера разгромили немецких рыцарей (Ледовое побоище). В 1251 году послы новгородского князя Александра Ярославича ходили морем в столицу Норвегии город Тронхейм для обсуждения мирного договора, чтобы положить конец вооружённым столкновениям между подданными Великого Новгорода и норвежцами, посланными своим королём для сбора дани.
Однако к концу XIII века немецкие и датские захватчики утвердились в Восточной Прибалтике, и водный путь по реке Нарове стал не свободным. Для укрепления позиций на Нарове московский князь Иван III в 1492 году напротив крепости Нарва построил крепость Ивангород.
Порты северных славян находились в Новгороде, Старой Ладоге, Мезени, Онеге, Кеми и других северных городах. При этом к местам постройки и ремонта судов прикреплялись окрестные села с «работными» людьми – плотниками, кузнецами, смолокурами и проч. У новгородцев были опорные пункты и в зарубежных портах, например, на острове Готланд был гостиный двор, жилые дома и церковь.
Новгородские ладьи имели довольно внушительные размеры – до 30 м в длину и водоизмещение до 200 тонн. Они могли быть оснащены тремя мачтами и имели три отсека «чердака»: носовой для экипажа, кормовой для кормщика и средний, где располагался трюм.
Новгородский струг |