Конструктивные особенности тренажера башенного крана КБ-403 А
6.1. Устройство тренажера.
6.1.1. Тренажер состоитиз рабочего места 1 (рисунок 13), действующей модели башенного крана 2 на подкрановом пути, соединительного кабеля 3, выносного пульта 4 [5]. Работа на тренажере основана на управлении действующей модели башенного крана органами управления, расположенными на рабочем месте. В процессе обучения студент имеет возможность контролировать свои действия, наблюдая за работой действующей модели.
6.1.2. Рабочее место (рисунок 14) представляет собой часть кабины базового крана типа КБ-403 А. Рабочее место состоит из основания 1, на котором расположены органы управления и сиденье машиниста 2. Расположение органов управления и контроля,их внешнийвидсоответствует базовому башенному крану.
Органы управления (см. рисунок 14): пульт 3; командоконтроллермеханизма поворота 4; командоконтроллер грузовой лебедки 5; командоконтроллер механизма тележечной лебедки 6; командоконтроллер механизма передвижения 7, педаль звукового сигнала 8; ножной выключатель тормоза поворота 9.
6.1.3. Пульт(рисунок 15):
- тумблер «СЕТЬ» I;
-тумблер «АВАРИЙНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ» 3;
-кнопка включения «ЛИНЕЙНЫЙ КОНТАКТОР» 2;
- информационное табло 4;
- ограничитель поворота влево;
- ограничитель поворота вправо;
- наложение тормоза поворота;
- динамическое торможение поворота,
- предохранители 5.
Рисунок 13 - Схема тренажера
Рисунок 14 - Рабочее место тренажера
Рисунок 15 - Пульт
6.1.4. Действующая модель самоходного полноповоротного башенного крана типа КБ-403 А (рисунок 16) с многомоторным электрическим приводом выполнена в масштабе 1:10.
Поворотная платформа 2 через опорно-поворотное устройство соединена с опорной рамой 1, с которой шарнирно соединены диагонально расположенные флюгера, опирающиесяна ходовые тележки. На поворотной платформе размещены грузовая и стреловая лебедки,механизм поворота, балласт и шкаф электрооборудования 6.
Башня 3 решетчатой конструкции выполнена из труб. Башня состоит из оголовка, верхней секции, двух промежуточных секций, портала и подвижной обоймы. Стыки секций башни винтовые на фланцах, проходящих по направляющим роликам при выдвижении башни. Башня модели шарнирно соединена с поворотной платформой 2 и удерживается в вертикальном положении при помощи подкосов, опирающихся на ферму.
Стрела 4 балочного типа, одноподвесная, секционная, с передвижением грузовой тележки 7 по двум нижним поясам трехгранной фермы. Стрела состоитиз двух секций: корневой и головной. В корневой части стрелы установлена лебедка. Стрела шарнирно соединена с башней.
Модель крана имеет крюковую подвеску 5, которая служит для подвешивания такелажных приспособлений, при помощи которых зачаливаетсягруз.
На модели, так жекак на натуральном башенном кране, установленыи действуют ееэлектрические концевые предохранительные устройства:
- два ограничителя передвижения модели порельсовом пути,
- ограничитель грузоподъемности, срабатывающий при нагрузке более 12,5 Н;
- ограничитель высоты подъема груза,
- ограничитель выдвижения башни;
- ограничитель высоты подъема стрелы, обеспечивающий максимальный подъем относительно горизонтального положения на 50°;
- два ограничителя поворота башни, допускающие поворот ее в обе стороны на 360° относительно нейтрального положения;
- два ограничителя передвижения грузовой тележки на балочной стреле.
Управлениемеханизмами тренажера осуществляется с рабочего места или с выносного пульта - при монтаже крана.
Для работы с рабочего места тумблер, который установлен на шкафу электрооборудования поворотной .платформы модели крана, поставить в положение «К» (кабина), а для работы с выносного пульта - в положение «М» (местное).
Рисунок 16 - Действующая модель башенного крана КБ-403 А
6.2. Подготовка тренажера к работе.
6.2.1. Перед началом работы убедитесь, что органы управления находятся в исходном положении:
- рычаги тумблеров «СЕТЬ», «АВАРИЙНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ» (рисунок 15) - в нижнем положении;
- педаль тормоза поворота в нейтральном положении;
- рычаги командоконтроллеров в нейтральном положении,
- тумблер, находящийся на модели крана, в положении «К».
6.2.2. Включите тренажер в электросеть с помощью вилки.
6.3. Порядок выполнение работы.
- включите тумблер «СЕТЬ», при этом загорается сигнальная лампа;
- включите тумблер «АВАРИЙНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ»;
- включите кнопку «ЛИНЕЙНЫЙ КОНТАКТОР»;
- управление рабочими движениями модели крана произведите командоконтроллерами и осуществляйте только при включенной кнопке «ЛИНЕЙНЫЙ КОНТАКТОР»;
- с помощью рукоятки командоконтроллера грузовой лебедки 5 (рисунок 14) осуществляйте подъем и опускание груза.
Методические указания
7.1 Используя литературные источники [1 - 4], модели башенных кранов, а также данные методические указания изучить назначение, классификацию и устройство башенных кранов.
7.2 Изучить структуру индекса башенных кранов серии КБ.
7.3 Изучить требования техники безопасности при выполнении лабораторной работы и расписаться в журнале по технике безопасности.
7.4 Изучить устройство тренажера башенного крана КБ-403 А и получить практические навыки управления башенным краном.
7.5 Выполнить схемы башенных кранов (рисунки 8 и 9) и указать основные параметры.
7.6 Выполнить схему механизма подъема груза (рисунок 17, а или б согласно варианту задания), схему тележечной лебедки (рисунок 17, г) и описать их устройство.
7.7 Выполнить схему запасовки каната, изображенную на рисунке 10, б, и определить тип и кратность этого полиспаста .
7.8 Выполнить кинематические схемы механизма передвижения и поворота крана (рисунок 18 а, б) и описать их устройство.
7.9 Для своего варианта, из таблицы 2 выписать исходные данные. Провести расчет скоростей рабочих движений крана, частоты вращения барабанов и ходовых колес, передаточных чисел механизмов.
а) б)
в) г)
Рисунок 17 - Кинематические схемы унифицированных механизмов кранов 4-й размерной группы:
а, б - грузовые лебедки, в - стреловая лебедка, г - тележечная лебедка;
1 -двухступенчатый зубчатый редуктор; 2 - тормоз; 3, 5 - муфта упругая, 4, 6 -электродвигатель; 7 - зубчатая муфта; 8 - барабан; 9 - цилиндрическая зубчатая передача; 10 - червячная передача
а)
б)
Рисунок 18 - Кинематические схемы унифицированных механизмов кранов 4-й размерной группы.
а - механизм передвижения; б - механизм поворота;
1 – электродвигатель; 2 - тормоз; 3 – глобоидный редуктор; 4 – открытая передача; 5 - ходовые колеса; 6 – муфта; 7 – планетарный редуктор; 8 – поворотное устройство