Классификация инвестиционно-строительнsх проектов при многопроектном управлении
Инновационные программы являются сложной комбинацией проектов (мульти- и мегапроектов) и как объект управления сильно отличаются от отдельного проекта или совокупности мало связанных между собой проектов, выполняемых некой организацией. Инновационная программа – сложный объект, в котором проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Теперь объект управления – сеть проектов. ИП требует единого руководства, централизованного по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения. Монопроект – отличается поставленной однозначной инновационной целью (создание конкретного изделия, технологии и т.п.), осуществляется в жестких временных и финансовых рамках, выполняется чаще всего одной организацией и требует руководителя (координатора) проекта. Мультипроект – проекты представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели (создание научно-технического комплекса, решение сложной технологической проблемы и т.п.). Мегапроект – многоцелевая комплексная программа, объединяющая ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей. Требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели как техническое перевооружение отрасли или создание новой отрасли, решение региональных и федеральных проблем, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и т.п. Формирование и реализация мегапроектов может потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, крупных корпораций, групп стран. Различные проекты могут не иметь никаких связей и выполняться изолированно. Каждый из них выступает как самостоятельный объект управления. В то же время конкретные проекты могут иметь различные связи. При определенных условиях множество взаимосвязанных проектов объединяются в программу. Программа может быть сформулирована в терминах проектов и представлена как совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем на ее выполнение, технологией, организацией и др. В дальнейшем будем рассматривать программы как совокупность проектов. Программа, так же как и проект, является объектом управления. Однако в отличие от отдельного проекта она требует специальных методов мультипроектного управления, обеспечивающих достижение общей цели программы при соблюдении заданных ограничений и условий ее выполнения. Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата (дохода), в то время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную эффективность (прибыль). Пример: программа производства вертолета содержит проекты разработки нового двигателя, конструирования и совершенствования отдельных технических систем и т.д. Программы можно условно разделить на мультипроекты - комплексные проекты, или программы, осуществляемые в рамках крупных организаций и предприятий. К этому классу проектов относятся, например, проекты создания новых производственных или организационных структур, конверсии оборонных предприятий, трансформации госпредприятий, создания системы внутрифирменного управления для выполнения множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, временными возможностями и требованиями заказчиков. Институт инноватики. Управление инновационными программами Под редакцией профессора И.Л.Туккеля 2 Мегапроекты - целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем выполнения. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми, смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д. Целевые программы, как правило, носят макроэкономический характер, затрагивают интересы всего или значительной части населения и требуют тщательной подготовки и специальных методов координации и управления при их осуществлении. Программа - это совокупность проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения. 1.2. Классификация целевых программ Целевые научно-технические программы разрабатываются для масштабной реализации наиболее значительных научно-технических достижений. Конечными целями являются освоение, промышленное производство и применение объектов новой техники, прогрессивных технологий, новых материалов. Программы по решению важнейших научно-технических проблем разрабатываются для создания принципиально новых техпроцессов и видов техники и доведения их до практической реализации, а также развития научных исследований и технических разработок по наиболее перспективным направлениям науки и техники для создания научно-технического задела. В настоящее время разрабатываются и реализуются различные по своему характеру целевые программы, которые классифицируются по следующим признакам: по уровню проблем: - международные; - государственные, межотраслевые, отраслевые, региональные; - локальные; по характеру проблем: - комплексные; - научно-исследовательские; - научно-технические; - социально-экономические; - организационно-экономические; - производственно-хозяйственные; по срокам реализации: - долгосрочные (10-20 лет); - среднесрочные (5-10 лет); - краткосрочные (до 5 лет). Программы каждого типа обладают спецификой целей и условий разработки, учитываемых факторов и методов управления их реализацией. Целевые комплексные программы имеют четко выраженный целевой характер, что проявляется в ориентации мероприятий и ресурсов на решение конкретной проблемы; характеризуются четко выраженными конечными результатами; отличаются высокой степенью комплексности. По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на следующие основные типы: - социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни, повышение материального и культурного уровня жизни людей, улучшение условий труда и др.; - производственно-экономические, направленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, на повышение его эффективности Институт инноватики. Управление инновационными программами Под редакцией профессора И.Л.Туккеля 3 и качественных характеристик, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, на создание и развитие новых отраслей и видов производств и других аналогичных проблем; - научно-технические, направленные на решение важнейших научно-технических проблем и коммерциализацию полученных результатов; - территориальные (региональные), направленные на обеспечение комплексного хозяйственного освоения новых территорий, формирование и развитие новых территориально-производственных комплексов; - экологические, направленные на осуществление природоохранных объектов; - организационно-хозяйственные, направленные на совершенствование организации управления отдельными хозяйственными системами. По длительности целевые комплексные программы бывают долгосрочными (свыше 5 лет) и среднесрочными (до 5 лет). Научно-исследовательская программа - документ, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам задания на проведение научных исследований и разработок, а также научно-технических мероприятий по эффективному комплексному использованию природных ресурсов и развитию производительных сил региона в целях: - научного обоснования территориальных схем развития и размещения производительных сил; - решения научных проблем формирования и реализации региональных целевых комплексных программ. В зависимости от конечных целей научно-исследовательские программы подразделяются на государственные и региональные. Научно-техническая программа - документ, предусматривающий комплекс мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения и относящихся к разным сферам деятельности (научной, проектно-конструкторской, строительной, производственной) в целях обеспечения экономического и социального развития страны, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях НТП. В зависимости от конечных целей научно-технические программы подразделяются на: - целевые научно-технические программы; - программы по решению важнейших научно-технических проблем. Цели и задачи комплексных научно-технических программ (КП) Комплексная научно-техническая программа является формой организации исследований и разработок, нацеленных на единый результат и проводимых организациями ВШ, АН и промышленности по приоритетным научно-техническим направлениям. Программа обеспечивает разработку, выпуск и применение наукоемкой продукции и представляет собой совокупность инновационных научно-технических и образовательных проектов, объединенных общей целью, тематикой, сроками выполнения и механизмом финансирования. Формируется и поддерживается КП целеориентированной последовательностью действий организующей системы и участников. Специфическими чертами программы являются: - нерегулярность осуществления; - однократность и комплексность проектов в программе; - лимитирование сроков отдельных проектов и программы в целом; - ограниченность финансовых ресурсов; - специфичность результатов; - взаимодействие коллективов персонала различных организаций в рамках временной структуры (т.н. команда проекта/программы); - специфический механизм управления. Разрабатывается и контролируется КП обычно в рамках специально создаваемой организации. Институт инноватики. Управление инновационными программами Под редакцией профессора И.Л.Туккеля 4 Инновационный научно-технический проект - это научное исследование или разработка, направленные на решение конкретной научно-технической задачи, в результате выполнения которой создается наукоемкая продукция, реализуемая как товар на внутреннем и внешнем рынках. Проект может выполняться в составе программы или самостоятельно. Группа проектов соединяется в пакет проектов (направление программы), которые представляют собой группу относительно независимых к остальной части программы работ, но имеющих тесную внутреннюю связь. Проекты пакета ориентированы на единые цели, дополняют или обеспечивают друг друга. Цель программы - это использование в условиях рыночной экономики научного потенциала ВШ и учреждений АН для выполнения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, направленных на совершенствование и расширение номенклатуры конкурентоспособной наукоемкой продукции. Задачи программы: - подготовка к производству, выпуск и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции; - развитие научных коллективов, способных вести работы на всех стадиях инновационного цикла; - укрепление экономической самостоятельности участников; - развитие материально-технической базы участников; - создание дополнительных рабочих мест; - повышение качества подготовки специалистов; - подготовка кадров под конкретные новейшие научные результаты; - создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности вузов, в т.ч. создание производственных структур; содействие повышению качества учебного процесса вузов
Многопроектное управление в строительном производствесвязано c инвестиционно-строительной деятельностью одного или нескольких предприятий. Под инвестиционно-строительной деятельностью понимается совокупность практических мер, дел и действий по инвестированию и строительству зданий, сооружений и иных объектов. При этом инвестиции возможны в форме денежных средств, имущества, прав требования, интеллектуальных и других ценностей.
Инвестиционно-строительные проекты включают комплекс взаимосвязанных действий – от зарождения идеи до полного завершения проекта.
Для удобства анализа и синтеза ИСП, а также системы управления ими проведем классификацию ИСП по различным критериям. Данная классификация основана на общей классификации проектов, но учитывает особенности ИСП.
1. В зависимости от класса ИСП подразделяют на моно-, мульти— и мега-проекты.
2. ИСП подразделяются на следующие виды:
- гражданское строительство (строительство жилых домов, административных зданий, школ, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений и т. п.);
- промышленное строительство (строительство заводов, фабрик, промышленных предприятий, инженерных сооружений промышленного назначения и пр.);
- дорожное строительство (строительство дорог, тротуаров, мостов, переездов, благоустройство территорий и др.);
- специализированное строительство (строительство военных объектов, электростанций, космодромов, аэропортов и других специализированных объектов).
3. Масштаб ИСП определяется объемом инвестиций:
- мелкие ИСП – объем инвестиций до 1 млн дол. (например, кирпичный коттедж, гараж, небольшой жилой дом, магазин и т. д.);
- средние ИСП – от 1 до 10 млн дол. (жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями, кирпично-монолитный дом примерно на 300 квартир, крупный универмаг, театр, пешеходный переход, парк и пр.);
- крупные ИСП – от 10 до 100 млн дол. (жилищно-парковый комплекс, здание коммерческого назначения, завод, фабрика, железнодорожный мост, транспортная развязка и т. д.);
- очень крупные ИСП – более 100 млн дол. (жилой поселок, крупный квартал, мегаполис, комплекс защиты города от наводнений, кольцевая дорога, железная дорога между городами, аэропорт, космодром, морской порт, электростанция и т. д.).
4. В зависимости от длительности ИСП разбивают на три группы (предположительные сроки реализации включают возникновение, производство все необходимых работ и завершение ИСП, за исключением сроков выполнения гарантийных обязательств):
- краткосрочные, продолжительность реализации – менее 6 месяцев;
- среднесрочные – от 6 до 24 месяцев;
- долгосрочные – более 2 лет.
5. С учетом сложности ИСП подразделяют на простые, сложные и очень сложные. Отметим, что один и тот же проект с точки зрения разных организаций может быть классифицирован по-разному: для крупной организации проект может быть простым, для небольшой организации – сложным. Тем не менее общую классификацию проектов можно представить следующим образом:
- простые ИСП включают строительство небольших жилых домов, магазинов, гаражей и т. д. По размерам инвестиций их можно отнести к мелким проектам;
- сложные ИСП включают строительство жилых домов и комплексов, офисов и иных зданий и сооружений, которые по размерам инвестиций можно отнести к средним и крупным проектам;
- очень сложные ИСП по размерам инвестиций можно отнести к очень крупным проектам, таким как строительство гидроэлектростанции, космодрома и др.
6. По методу финансирования ИСП подразделяются:
- на бюджетные, финансируемые за счет бюджетов различных уровней. В основном это социальные объекты: школы, детские дошкольные учреждения, больницы, дороги, объекты жилищно-коммунального хозяйства и т. п;
- коммерческие (жилые дома, гостиницы, магазины, развлекательные центры и многое другое), финансируемые частными компаниями и физическими лицами;
- смешанные (строительство жилого квартала, коммерческие и жилые помещения финансируются частными предприятиями и физическими лицами, а помещения социального назначения – за счет бюджета).
Однако это деление довольно условно, так как в отдельных случаях мелкие и средние проекты могут быть достаточно сложными, а крупные – достаточно простыми. Например, строительство мелкой подстанции или небольших очистных сооружений может быть сложным проектом, а строительство большого по масштабу производственного цеха – простым.
К сложным и очень крупным ИСП относятся инвестиционно-строительные программы, представляющие собой несколько проектов, объединенных для реализации общей цели. Программа может состоять из нескольких десятков проектов, которые реализуются самостоятельно. Объединение проектов в программу в отдельных случаях позволяет достигать максимальной эффективности за счет координации взаимодействия большого числа участников. Управление программой относится к особой сфере управления проектами – мультипроектному управлению.
Рис. 7.1. Классификация инвестиционно-строительных проектов.
Мегапроектами являются целевые программы, имеющие важное народно-хозяйственное значение и содержащие множество взаимосвязанных ИСП, объединенных общей целью, финансовыми и иными ресурсами. Мегапроекты могут быть международными, государственными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными.
Примером строительного мегапроекта могут служить государственные целевые программы (например, «Жилье 2020» в Украине и «Жилище» - в РФ), направленные на обеспечение устойчивого функционирования и развитие жилищной сферы, создание безопасных и комфортных условий проживания, повышение доступности жилья для граждан.
Мультипроекты – это комплексные программы ИСП, осуществляемые крупными предприятиями или группами предприятий. Такие программы связаны с определением концепций и направлений стратегического развития.
Мультипроекты включают как изменения, касающиеся создания новых предприятий и трансформации уже существующих, так и изменения, связанные с созданием инфраструктуры для дальнейшего развития бизнеса предприятий, например, строительство морского терминала или нефтяного трубопровода для транзита нефти в стратегически важный регион. Многопроектное управление координирует все множество ИСП, выполняемых предприятием.