Тема 1. Архитектура древних эпох
Приступая к изучению архитектуры первобытнообщинного строя, основой производственных отношений которого являлась общественная собственность на средства и продукты производства, необходимо понять, что строительная деятельность человека с первых шагов была обусловлена материальными условиями жизни.
В первое время человек использовал для защиты как от атмосферных осадков, так и от врагов лишь то, что находил в природе готовым для укрытия – уступы нависшей горы, пещеры. Только на определенной стадии развития орудий труда он научился строить искусственные жилища: вырытые ямы, заслоны от ветра, шалаши, землянки.
Позднее были выработаны некоторые конструкции: каркас из вертикальных стоек, промежутки между которыми забирались плетнем; срубы из бревен, уложенных горизонтально с двускатным перекрытием; отформованного руками кирпича-сырца и т. д.
В дальнейшем сильно разросшиеся родовые организации вызвали к жизни сооружение больших коллективных жилищ, а также примитивных построек, сложенных из каменных глыб (менгиров, дольмена, кромлехов).
Так, по мере изменения способа общественного производства и роста общественных потребностей, человек возвышает свою строительную деятельность до степени искусства.
Дальнейшее совершенствование способа производства привело к разложению первобытнообщинного строя и замене его рабовладельческим, основой которого являлся рабский труд.
Сосредоточение земли в руках рабовладельческих государств, а также возможность использования массового рабского труда подготовили условия для возникновения и развития архитектуры рабовладельческого общества.
Уже в древнейшем периоде истории архитектуры Египта вырабатываются своеобразные типы жилых построек и зарождаются характерные черты египетской архитектуры. В период Древнего царства появляются сложенные из каменных блоков гробницы – "мастаба", позднее – гигантские пирамиды.
В период Среднего царства сооружения уже менее грандиозны: появляются открытый портик и так называемые протодорические колонны многоугольного сечения, получает развитие колонна растительной формы.
В период Нового царства создаются грандиозные архитектурные ансамбли.
Для египетской архитектуры характерен синтез архитектуры, скульптуры и живописи с подчинением скульптуры и живописи архитектуре.
В архитектуре Двуречья привлекают внимание различные типы монументальных общественных сооружений: дворцов, ступенчатых храмов (зиккуратов), оросительных каналов и др., а также планировочные и конструктивные схемы сооружений (появляются первые свободно стоящие колонны, создаются каменные своды и т. д.).
В архитектуре Ирана (эпохи Ахеменидов VI-IV вв. до н. э.) создается новый тип города, когда дворцы царей и их свиты располагались в центре города, окруженного невысокой стеной.
В композиции дворцовых сооружений наибольшее значение имели многоколонные приемные залы царя (ападаны) с интересной конструкцией стройных, широко расставленных опор-колонн с деревянным перекрытием.
При изучении древнегреческой архитектуры необходимо обратить внимание на городские ансамбли, а также на типы впервые создающихся общественных сооружений (городские площади, театры, храмы, залы общественных собраний, жилые дома и т. п.); на становление и развитие форм греческого ордера (дорический, ионический, коринфский), который является не только конструктивной основой, но и художественным выражением греческой общественной системы.
Важным моментом для понимания развития древнегреческих ордеров является их происхождение от форм деревянных стоечно-балочных конструкций. Интересно также проследить, как изменяется форма ордеров при переходе от деревянных к каменным конструкциям (уменьшение пролетов каменных балок, увеличение массивности колонн и т. п.).
Древнегреческая архитектура включает: период архаики (VII в. – первая четверть V в. до н. э.), когда сложились формы дорического ордера и были построены древнейшие образцы периптеров (храм Геры в Олимпии, первоначально выполненный из дерева); классический период
(V-IV вв. до н. э.), ознаменовавшийся обширным строительством, в особенности в Афинах. Следует изучить все основные здания и сооружения на афинском Акрополе (Парфенон, Эрехтейон, храм Ники, Пропилен), а также расположенный около Акрополя театр Диониса.
В эллинистический период (IV – II вв. до н. э.) у подножия Акрополя были построены памятник Лисикрату и Башня Ветров. В IV веке до н. э. был возведен мавзолей в Галикарнасе (Малая Азия). Все эти постройки носили черты древневосточной архитектуры. Особенно важное значение имеет градостроительство эллинистического периода. Были созданы десятки новых городов (Милет, Приены).
При изучении архитектуры Древнего Рима особое внимание необходимо обращать на развитие типов общественных зданий и сооружений (форумы, театры, цирки, термы, базилики, храмы, мосты и акведуки, триумфальные арки и др.).
Если в основе древнегреческой архитектуры лежала стоечно-балочная конструкция, то римская архитектура основана на применении арочных, сводчатых и купольных конструкций. Большое значение в римской архитектуре имело также применение бетона на естественном вяжущем вулканического происхождения (пуццолана). Из бетона можно было быстро возводить массивные сводчатые постройки, используя дешевую рабочую силу (рабов), в то время как для построек из тесаного камня нужен был труд многочисленных высококвалифицированных мастеров каменотесного дела.
Классические формы и выдающиеся памятники архитектуры прошлого следует изучать для того, чтобы извлечь из них полезные уроки для настоящего, открывая тем самым путь новым творческим исканиям. Конечно, это не означает, что надо механически переносить в современность древние формы. Следует изучать принципы и приемы, которые раскрывают тектонические закономерности и способствуют выработке современных образцов и форм [1,3,6,7].
Вопросы для самопроверки:
1. Какие сооружения называются мегалитическими? Их типы, назначение, время построек.
2. Что принято называть античным миром?
3. Что такое египетская ордерная система?
4. Какие типы сооружений египетских зодчих вошли в историю мировой архитектуры?
5. Как климатические условия и природные строительные материалы повлияли на формирование архитектуры Двуречья? Типы сооружений.
6. Что такое греческая ордерная система, ее происхождение, типы греческих ордеров, их конструктивный состав.
7. Типы древнегреческих храмов, материалы конструкций, техника строительства.
8. Какие технические предпосылки обеспечили художественно-стилевое своеобразие архитектуры Древнего Рима?
9. Что такое римский ордер, его отличие от греческой ордерной системы.
10. В чем различие типов общественных зданий и сооружений Древней Греции и Рима?
11. Что такое базилика, причины ее появления и конструктивные особенности.