Рыночная и кадастровая стоимость земли
Кадастровый номер - это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ, и сохраняется, пока данный объект существует как единый объект зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, одной из целей определения кадастровой стоимости земельного участка является налогообложение. Согласно статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и от 8 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Правила), основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости и проводится в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 №П/337(далее Методика).
Методикой определено, что для расчета удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений учитываются следующие группы экономических факторов:
1. Местоположение, доступность к центру города, местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения;
2. Уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;
3. Уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения;
4. Состояние окружающей среды;
5. Эстетическая, историческая ценность застройки, ландшафтная ценность территории;
6. Инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как указывалось выше, для расчета удельных показателей кадастровой стоимости земель также собирается рыночная информация (цены сделок, спроса и предложения, размеры арендной платы) по объектам недвижимости.
Подробнее ознакомиться с исходными данными, используемыми для расчета кадастровой стоимости конкретных кадастровых кварталов и входящих в их состав земельных участков, Вы можете в Отчете по государственной кадастровой оценке земель поселений в Управлениях Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
Земельный налог является местным налогом и в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 387) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (п. 2 ст. 387) устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривается возможность установления налоговых льгот.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Представительные органы муниципального образования могут также устанавливать размер необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
При установлении земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 3) должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате земельного налога.
Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации (п. 4 ст. 5) дает право представительным органам местного самоуправления принимать решения, облегчающие положение налогоплательщика, которые могут иметь обратную силу.
Таким образом, фактическая налоговая нагрузка на налогоплательщика устанавливается не по результатам государственной кадастровой оценки земель, а на основании принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о налоговых ставках и льготах.