Принимаем для погрузки грунта машину типа ПД-8
Таблица 4.3.1. Параметры основных типов погрузочных машин
Показатели | Погрузочные машины | Подземные экскаваторы | Погрузочно-доставочные машины | ||||||||||
Периодического действия | Непрерывного действия | ЭО-5114 | ЭО-7114 | BROYTx41 (Норвегия) | |||||||||
Прямой погрузки | Ступенчатой погрузки | ||||||||||||
ПД-5 | ПД-8 | ||||||||||||
ППН-1с | ППН-3 | ППМ-4п | ППМ-4у | ПНБ-3к | ПНБ-3д | ПНБ-4 | |||||||
Тех. производительность, м3/мин. | 0,8 | 1,25 | 0,75 | 1,25 | 3,0 | 3,5 | 6,0 | 2,0 | 2,6 | ||||
Емкость ковша, м3 | 0,2 | 0,5 | 0,25 | 0,32 | 1,2 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 4,0 | ||||
Макс. размер куска породы, мм | |||||||||||||
Фронт погрузки, м | 2,2 | 3,2 | 4,0 | 4,0 | Не ограничен | ||||||||
Высота выгрузки, м | 1,3 | 1,65 | 1,45 | 1,45 | 2,4 | 2,4 | 3,0 | 4,3 | 3,6 | 4,0 | 1,8 | 2,2 | |
Наиб. высота копания, м | 6,7 | 10,1 | 7,5 | ||||||||||
Макс. скорость, км/ч | |||||||||||||
Наименьшие габариты выработки | |||||||||||||
Ширина, м | 2,15 | 2,5 | 2,3 | 2,3 | 3,7 | 3,7 | 4,0 | 5,5 | 8,0 | 7,1 | 2,9 | 3,5 | |
Высота, м | 2,35 | 2,9 | 2,35 | 2,35 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 6,5 | 7,0 | 2,7 | 3,0 | ||
Габариты машины ширина, м | 1,15 | 1,90 | 1,40 | 1,54 | 2,0 | 2,5 | 2,7 | 3,3 | 1,9 | 2,5 | |||
Длина, м | 2,77 | 3,2 | 7,43 | 7,65 | 8,5 | 9,0 | 10,0 | 6,8 | 7,85 | 9,2 | |||
Высота транспортная, м | 1,5 | 1,8 | 1,88 | 1,73 | 1,45 | 1,9 | 2,0 | 4,1 | 2,24 | 2,46 | |||
Высота максимальная, м | 2,25 | 2,8 | 2,15 | 2,25 | |||||||||
Мощность двигателя, кВт | 17,8 | 33,3 | 86,6 | 81,4 | 140,6 | ||||||||
Масса, т | 3,5 | 7,0 | 9,0 | 10,0 | 33,4 | 89,0 | 32,4 | 13,5 | 22,4 |
4.3.1. Транспортирование грунта
Применяют рельсовую, пневмоколесную и конвейерную откатки. Основным видом откатки в выработках большой протяженности является рельсовая. В состав рельсового транспорта входят: вагонетки, электровозы, рельсовый путь и энергетическое оборудование. В зоне погрузки грунта устраивают специальные разминовочные приспособления. В зависимости от вместимости вагонеток и интенсивности грузопотоков рельсовые пути устраивают шириной колеи 600, 750 и 900 мм с укладкой рельсов Р24 (при вместимости вагонеток до 2 м3) и Р33 (более 2 м3).
Саморазгружающиеся с торца большегрузные вагоны с донным конвейером типа ВПК позволяют эффективно производить уборку грунта при строительстве тоннелей. Благодаря подъему кузова при погрузке их можно объединять в бункер-вагоны, при этом породу грузят (машиной ПНБ) в крайний от забоя вагон, и скребковыми донными конвейерами вагонов она перемещается к головному. В результате сокращается время погрузки за счет исключения маневров.
При строительстве тоннелей небольшой протяженности весьма эффективным является использование самосвалов для транспортирования грунта и строительных материалов. В этом случае нет необходимости прокладывать рельсовые пути, организовать транспортное энергообеспечение. Однако во многих случаях требуется устройство разворотных приспособлений (поворотного круга, скользящей стальной плиты) или уширений выработки, и по мере увеличения длины тоннеля резко возрастает объем вентиляции. Поэтому пневмоколесный транспорт применяют при длине плеча откатки до 1 км.
При проходке нижним уступом для транспортирования грунта калотты в зону разработки уступа можно использовать самоходные вагоны на пневмоходу типа ВС. Эти вагоны оборудованы донным скребковым конвейером и электрическим приводом с питанием по гибкому кабелю, который наматывается на кабельный барабан объемом до 400 м. Параметры таких вагонов приведены в таблице 4.3.1.1.
Таблица 4.3.1.1. Параметры самоходных вагонов
Показатели | Марки самоходных вагонов | |||
4ВС-10 | 1ВС-20 | СКВ-10 | 2ВС-15 | |
Грузоподъемность, т | ||||
Вместимость кузова, м3 | 8,4 | 12,9 | 7,5 | 9,0 |
Скорость передвижения, км/ч | 8,0 | 8,0 | 8,5 | 7,0 |
Предельный уклон, град |
Продолжительность бурения шпуров
Техническая производительность буровой машины определяется как:
- скорость бурения шпуров, для грунтов f=3...4 – 2,5...2,0 и f=6...8 – 1,6...1,2. В нашем случае принимаем
=2,0;
- коэффициент потерь на замену бурового инструмента, принимается равным 0,6…0,7;
- коэффициент потерь на вспомогательные операции, 0,8…0,9;
Техническая производительность бурового агрегата:
- коэффициент одновременности работы буровых машин, при m=2...3 - 0.85...0.95; m=4...6 – 0.7...0.8;
- количество машин на агрегате;
Эксплуатационная производительность:
- коэффициент использования,
=0,6-0,65;
Продолжительность бурения:
N – количество шпуров на забое, N=49;
LK - длина комплекта шпуров, м;
η – коэффициент использования шпура, принимается 0,9-0,95;
N – количество агрегатов
Продолжительность заряжания шпуров:
N –количество шпуров;
- время заряжания одного шпура, 4…7 мин.
- число зарядников, 6 человек.
4.3.2. Расчет продолжительности уборки грунта
Продолжительность погрузки грунта Тп для принятой погрузочной машины ПНБ-3К определяется по формуле:
где Т1 - время для подготовки машины к работе, принимается 15-20 мин;
φ – коэффициент, учитывающий задержки во время работы машины, равный 1,1-1,15;
Т2 – время погрузки грунта, определяется в зависимости от типа погрузочной машины. Для машины типа ПНБ-3К время чистой погрузки вычисляется по формуле:
где
где - доля объема грунта, остающаяся у стен выработки, принимается 0,1-0,15;
V – полный объем грунта, м3.
k0 – коэффициент разрыхления грунта при взрыве, принимается 1,4-2,0;
kр – коэффициент дополнительного разрыхления при погрузке, принимается 1,1-1,15;
– Коэффициент снижения производительности машины на подборке,0,2-0,25;
QT – техническая производительность машины, QT=3,0 м3/мин.
– доля объема грунта, требующая зачистки вручную, 0.1-0.15;
t2 – продолжительность смены транспортного сосуда, принимается для вагонов 4-7 мин;
– коэффициент заполнения транспортного сосуда, 0,95;
– емкость транспортного сосуда,8.5 м3;
где μ – коэффициент излишка сечения, равный 1,05-1,10;
η – коэффициент использования шпура, принимается 0,9-0,95;
lШ - длина комплекта шпуров, м;
S – проектная площадь сечения выработки, S=20,92 м2
4.4. Назначение и типы временной крепи
Для поддержания кровли и стен выработки от обрушения и предохранения, работающих в тоннеле и горной техники от вывалов грунта устраивают временную крепь. В полускальных грунтах при раскрытии выработки по частям применяют, как правило, деревянную веерную крепь, а в скальных, проходку которых осуществляют сплошным или ступенчатым забоем, применяют контурную крепь, расположенную у контура выработки, позволяющую использовать высокопроизводительное проходческое оборудование, инвентарную передвижную опалубку.
Различают следующие виды контурной крепи: анкерную, арочную, набрызгбетонную и комбинированную. По характеру работы различают: подпорную – оказывающую сопротивление смещающимся в выработку породам (веерная, рамная, арочная), упрочняющую – увеличивающую прочность и устойчивость, окружающих выработку пород (анкерная, сочетание анкерной и набрызгбетонной), ограждающую – предохраняющую выработку от случайных выпадений кусков (металлическая сетка между анкерами или арками).
Вид временной при строительстве тоннелей горным способом назначается в зависимости от инженерно-геологический условий, которые обуславливают степень устойчивости контура выработки. Под устойчивостью понимается такое состояние породы, когда в течение некоторого времени не будет происходить обрушение контура. Степень устойчивости характеризуется с помощью комплексного показателя S.
- коэффициент крепости грунта в куске,
=3,2
- коэффициент, характеризующий степень трещиноватости породы, определяется в зависимости от коэффициента относительной трещиноватости
, где
- ширина выработки,
- расстояние между трещинами, м. Тогда
=4,18.
- коэффициент, зависящий от вида поверхности трещин,
=1
- коэффициент, зависящий от обводненности пород,
=0,3
- количество систем трещин,
=2
- коэффициент, характеризующий раскрытие незаполненных трещин,
=1
- коэффициент, характеризующий заполнение трещин,
=5
- коэффициент, принимаемый равным 1,5.
Так как показатель S находится в пределах от 0,05 до 1, то грунт относится к IV категории породы по устойчивости. Для данной категории степень устойчивости – весьма неустойчивая, допустимое время обнажения выработки – не более суток. Таким образом, после обуривания забоя и вентиляции необходимо сразу устанавливать временную крепь. Поскольку высота выработки более 10 м, то, в соответствии с нормами, принимаем способ нижнего уступа.
Исходя из категории породы по устойчивости, назначаем набрызгбетон с арками. До уборки породы производится проветривание, далее производится оборка кровли нависающих кусков породы, затем наносится слой набрызгбетона и устанавливается верхняя часть арок. Только затем производится уборка грунта.
Арочная крепь представляет собой пространственную систему, состоящих из обычных или широкополочных двутавров или специальных профилей, соединенных связями жесткости. Между арками и грунтом по всему периметру, а при относительно устойчивых стенах выработки – только в кровле, закладывают затяжку из досок или железобетонных плит «в разбежку», которую тщательно расклинивают в породу.
Возведение арочной крепи из-за значительной массы составляющих ее элементов обычно выполняют с помощью специальных самоходных крепеукладчиков. Для этой цели используют буровые установки, рамы, оборудованные гидравлическими захватами на автоподатчиках манипуляторов.
В качестве расчетной схемы арочной крепи принимаем трехшарнирную арку. Активной нагрузкой является вертикальное горное давление . При расстоянии между арками с нагрузка на каждую арку составит
, где
– нормативное вертикальное горное давление, определяемое по формуле
, кН/м2
где – удельный вес грунта, кН/м3;
– коэффициент крепости породы в куске;
b – ширина выработки, м.;
– кажущийся угол внутреннего трения грунта, град.
Принимаем двутавар №33 с площадью поперечного сечения А=53,8 см2., моментом сопротивления W=597 см3., радиусом инерции r=13.5 см. Расстояние между арками принимаем c=0.5w=0.75 м.
Далее определяются изгибающие моменты и нормальные силы в 2-3 точках арки и выбирается максимальное. Расчет производим по следующим формулам:
где - стрела подъема трехшарнирной арки,
м.;
– радиус кривизны арки,
м.