Биография Аркадия Федоровича Николаева
Пресс-релиз
Лет со дня рождения
выдающегося ученого и организатора научно-исследовательских работ в Горьковском политехническом институте – Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева,
Профессора Аркадия Федоровича Николаева
Он из тех удивительных людей, чья судьба неразрывно связана с судьбой страны, с рождением и развитием отечественного автомобилестроения, с героическими страницами освоения Антарктиды, со становлением и развитием отечественной инженерной науки.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской и Государственной премий, Заслуженный изобретатель РСФСР, Почетный полярник СССР, доктор технических наук, профессор Аркадий Федорович Николаев родился 6 февраля 1914 г. в семье рабочего-плотника Сормовской судоверфи.
Профессор Аркадий Федорович Николаев является известным исследователем Северного и Южного полюсов Земли, основателем единственной в СССР, а ныне - в Российской Федерации, научной школы по теории и созданию транспортно-технологических машин для разработки льда, снега и мерзлого грунта, основателем и первым заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины», основателем и научным руководителем опытно-конструкторского бюро.
Под руководством и при непосредственном участии А.Ф. Николаева создано более 40 образцов уникальных машин, облегчивших труд сотен тысяч людей: связистов, речников, строителей, полярников. Аркадий Фёдорович принимал участие в реализации оборонной доктрины СССР в части создания ледовых аэродромов для дозаправки самолетов стратегической авиации.
Заслуги профессора А.Ф. Николаева отмечены государственными наградами: Орденами Ленина и Октябрьской Революции, Государственными премиями, медали.
В ознаменование 100-летия со дня рождения д.т.н., профессора А.Ф. Николаева в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева подготовлена программа Юбилейных торжеств.
Программа Юбилейных мероприятий 6 февраля 2014 г.
10.00-11.30 | Возложение цветов на могилу А.Ф. Николаева | «Марьина роща» Отъезд от 1-го корпуса НГТУ в 10-00 |
13.30 | Митинг, посвященный открытию мемориальной доски Николаеву Аркадию Федоровичу | Центральный подъезд 1-го корпуса НГТУ |
14.30-16.00 | Конференция «К 100-летию со дня рождения Аркадия Федоровича Николаева» | Конференц-зал 1313 (1-й корпус НГТУ) |
К участию в митинге и конференции приглашены руководители Администрации Нижнего Новгорода, Министерства образования Нижегородской области, ведущих вузов города, представители средств массовой информации. Во всех мероприятиях примут участие руководители НГТУ, всех его институтов и управлений, ветераны, ученики и последователи научной школы А.Ф. Николаева, молодежные организации НГТУ, аспиранты, магистранты, студенты.
Кафедра «Строительные и дорожные машины», основателем и первым руководителем которой был профессор А.Ф. Николаев, проводит конкурс научных работ выпускников кафедры, приуроченный к защитам дипломных проектов специалистов и выпускных диссертационных работ магистров.
Авторским коллективом университета подготовлена к изданию книга «К 100-летию Аркадия Федоровича Николаева», в которой описаны все основные вехи его жизни и научно-инженерного творчества, не забыты учителя, наставники, соратники и коллеги Аркадия Федоровича, его ученики и последователи вплоть до сегодняшнего дня.
Увековечивание памяти выдающегося ученого и организатора профессора А.Ф. Николаева является ярким свидетельством богатой истории и крепких традиций одного из ведущих технических вузов Поволжья – Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.
Биография Аркадия Федоровича Николаева
НИКОЛАЕВ АРКАДИЙ ФЁДОРОВИЧ
К 100-летию со дня рождения.
6 февраля 2014 г. исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и организатора научно-исследовательских работ в ГПИ – НГТУ Аркадию Федоровичу Николаеву.
Аркадий Федорович Николаев родился в 1914 г. в семье рабочего-плотника Сормовской судоверфи.
С 1929 по 1931 гг. после окончания семилетней школы работал слесарем и шофёром на строительстве Нижегородского радиокомбината.
В 1931-1936 гг. курсант Нижегородского (Горьковского) авиационного техникума гражданского воздушного флота. В 1936 г. окончил техникум с отличием и поступил учиться в Горьковский индустриальный институт им. А.А. Жданова. Одновременно с обучением в институте работал на Горьковском автомобильном заводе им. В.М. Молотова в 1937-1938 гг. инженером-техником, и в 1938-1941 гг. ведущим испытателем и руководителем группы дорожных испытаний автомобилей. В 1940 г. окончил Горьковский индустриальный институт им. А.А. Жданова по специальности «Автотракторные двигатели».
Работая на автозаводе, Аркадий Николаев занимался автоспортом, испытывал гоночную машину ГЛ-1, принимал участие в автомобильных гонках. В 1938 году ГЛ-1 была отправлена на соревнования в Киев, главным судьей которых был пилот Валерий Павлович Чкалов.
Через полтора месяца после соревнований в Киеве, 21 октября, Аркадий Николаев установил свой первый всесоюзный рекорд скорости - 147,84 км/ч.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Николаев работал начальником испытательной станции авиационных моторов авиационного завода № 466 в г. Горьком.
В 1945 г. А.Ф. Николаев перешел на работу в Горьковский индустриальный институт им. А.А. Жданова, где до 1953г. работал начальником Научно-производственного отдела (НПО) и одновременно преподавал по кафедре «Детали машин».
С 1947 г. по 1950 г. под руководством А.Ф Николаева успешно реализован ряд разработок по заданиям начальника войск связи Советской Армии, отмеченных государственными наградами. В 1950 г. за разработку бурильно-крановой гидравлической машины БКГМ-АН удостоен звания Лауреата Сталинской премии.
В 1953г. Аркадий Федорович назначен научным руководителем Лаборатории механизации трудоемких работ на льдах и мерзлых грунтах. В этом году он защитил кандидатскую диссертацию и ему присуждена учёная степень кандидата технических наук.
В 1956-60 гг биография А.Ф. Николаева тесно связана с экспедициями по освоению Северного и Южного полюсов Земли.
В 1953г. кандидат технических наук А.Ф. Николаев участвует в полярных экспедициях Академии наук СССР. В 1956г. на дрейфующей станции «Северный полюс-6» в качестве главного конструктора он испытывал ледофрезную машину ЛФМ-1, предназначенную для строительства аэродромов на дрейфующих льдах Арктики.
Особую гордость вызывает научный подвиг, совершенный группой исследователей Антарктиды, в составе которой было несколько человек из Горьковского политехнического института. Поход санно-тракторного поезда к Полюсу недоступности, водружение Государственного флаг на Полюсе является наиболее яркой страницей в биографии А.Ф. Николаева.
В 1957-1959гг. он участвует в 3-ей Советской Антарктической экспедиции. 14 декабря 1958г. санно-тракторный поезд, начальником которого был А.Ф. Николаев, достиг Полюса относительной недоступности. Его имя занесено на специальную памятную доску, установленную на полюсе недоступности Антарктиды. За поход по территории Антарктиды А.Ф. Николаев в 1961г. награжден орденом Ленина и приказом Министра морского флота СССР удостоен звания «Почётный полярник СССР».
В 1967г. А.Ф. Николаев защитил докторскую диссертацию и в 1968г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1980г. ему присвоено ученое звание профессора на кафедре «Детали машин».
В 1968г. приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР на базе Лаборатории механизации трудоемких работ создано ОКБ по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта (ОКБ РАЛСНЕМГ), научным руководителем которого назначен доктор технических наук А.Ф. Николаев. Под его научным руководством создано около 50 новых высокопроизводительных машин. Машины демонстрировались на международной выставке строительных и дорожных машин в Москве в 1964 г., на ВДНХ СССР, где удостоены двух золотых и двух серебряных медалей.
Разработанные в Лаборатории механизации трудоемких процессов и в ОКБ РАЛСНЕМГ машины отличались оригинальностью конструкций и принципов действия. А.Ф. Николаев автор 103 авторских свидетельств СССР и 11 патентов капиталистических стран, им опубликовано 180 печатных работ. В 1962г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный изобретатель РСФСР». Под его руководством сформировалась единственная в стране научная школа по конструированию и исследованию техники для разработки льда, снега и мерзлого грунта. А.Ф. Николаев подготовил 14 кандидатов технических наук.
В 1972 г. на базе ОКБ РАЛСНЕМГ создана кафедра «Строительные и дорожные машины», заведующим которой избран доктор технических наук, профессор А.Ф. Николаев. На кафедре была организована подготовка инженеров по специальности «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование» по дневной форме обучения с планом приема 50 человек. Многие выпускники специальности стали ведущими специалистами промышленности, дорожного строительства, высшего образования, государственного управления. В 1975 г. А.Ф. Николаеву присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», в 1980 г. он награжден орденом Октябрьской Революции и нагрудным знаком «За отличные успехи в области высшего образования СССР».
Много сил и времени отдавал А.Ф. Николаев работе в партийных, общественных и научных организациях. Избирался председателем Горьковского областного Совета НТО, членом Горьковского Обкома КПСС, Горьковского Облсовпрофа, Всесоюзного Совета НТО, Научного Совета АН СССР по фундаментальным проблемам перспективных транспортных средств. В 1973г. удостоен звания «Почетный член НТО СССР». Награжден грамотой и знаком Президиума ВЦСПС.
Умер Аркадий Федорович Николаев в 1987 году. Но дело, начатое Николаевым, не умерло. Ученики Николаева, выпускники образованной им кафедры «Строительные и дорожные машины», которую Николаев возглавлял до 1984 года, и сегодня ведут разработки специальных машин. За время существования кафедры здесь было создано более 30 образцов новой техники.