Адаптивное управление
85. Экосистемный подход требует адаптивного управления, чтобы иметь дело со сложной и динамичной природой экосистем и отсутствием полного знания или понимания их функционирования. Экосистемные процессы часто не линейны, и результаты таких процессов могут проявляться с задержками во времени. Результатом является дискретность, ведущая к неожиданностям и неопределенности. Управление должно быть адаптивным, чтобы быть в состоянии реагировать на такие неопределенности и содержать элементы процесса «обучение через выполнение» или исследовательского отклика. Может быть необходимым принимать меры даже, когда некоторые причинно-следственные связи еще научно не полностью установлены (решение V/6, приложение, параграф 4, Конференции Сторон по экосистемному подходу).
86 Экосистемные процессы и функции сложны и изменчивы. Их уровень неопределенности увеличивается взаимодействием с социальными образованиями, что требует лучшего понимания Поэтому, управление экосистемой должно включать процесс обучения, который помогает адаптировать методологии и практические меры к путям, которыми эти системы управляются и контролируются. Адаптивное управление также должно в полной мере учитывать принцип предосторожности.
87. Программы реализации должны быть составлены так, чтобы подстроиться к неожиданному, вместо того, чтобы действовать на основе веры в достоверные события.
88. Экосистемное управление требует признания разнообразия социальных и культурных факторов, воздействующих на природопользование и устойчивость.
89. Аналогично имеется потребность в гибкости при создании политик и реализации. Долгосрочные негибкие решения, весьма вероятно, будут неадекватными или даже разрушительными Экосистемное управление должно предусматриваться, как долгосрочный эксперимент, построенный на своих результатах по мере развития. Этот процесс «обучение через выполнение» также будет служить важным источником информации для получения знания о том, как лучше контролировать результаты процесса управления и оценивать, достигнуты ли установленные цели. В этом отношении желательно создать или усилить возможности Сторон по мониторингу (решение V/6, приложение, параграф 4, Конференции Сторон, по экосистемному подходу).
90. Применение адаптивного управления в отношении туризма и биоразнообразия будет требовать активного сотрудничества всех заинтересованных в туризме сторон, а в особенности таковых в частном секторе, с управляющими в сфере биоразнообразия. Воздействие на биоразнообразие на конкретном участке может потребовать быстрого сокращения посещений туристами для предотвращения дальнейшего ущерба и обеспечения восстановления, а в долгосрочной перспективе может вызвать необходимость общего сокращения туристических потоков. В таких случаях возможно перенаправить туристов в менее уязвимые районы Во всех случаях поддержание баланса между туризмом и биоразнообразием будет требовать близкого взаимодействия между управляющими в сфере туризма и управляющими в сфере биоразнообразия, а также, скорее всего, понадобится установить соответствующие условия для управления и диалога.
91. Правительства, включая назначенных управляющих в сфере биоразнообразия, в сотрудничествесовсеми другими заинтересованными сторонами, следовательно, будут должны предпринимать действия, насколько необходимо, по разрешению любой возникающей проблемы, и следовать направлению по достижению согласованных целей. Это может включать изменения и дополнения к условиям, установленным в изначальном разрешении, и будет требовать участия и консультаций с застройщиком и/или оператором рассматриваемых туристических объектов и деятельности, а также с местными общинами.
92. Адаптивное управление может также быть использовано всеми теми, кто обладает оперативным контролем над любым конкретным участком, включая местную администрацию, коренные и местные сообщества, частный сектор, неправительственные организации и иные организации.
93. Где необходимо, может понадобиться обзор и доработка правовой базы для поддержки адаптивного управления, с учетом полученного опыта.