Выполнение задания
Исполнительная съемка подкрановых путей промышленных предприятий осуществляется после окончательного закрепления несущих конструкций и рельсов. В период приемки работ при участии геодезической службы, используя теодолит, нивелир или рулетку, контролируется положение подкрановых путей относительно разбивочных осей, отметки подкрановых рельсов, расстояния между их осями, а также качество крепления подкрановых рельсов, расстояния между их осями, а также качество крепления подкрановых путей к балкам. Производится оформление акта приемки подкрановых путей.
Расстояние между осями рельсов определяется с помощью компарированной рулетки или косвенным методом. Этот метод состоит в том, что ширина колеи вычисляется аналитически –по координатам точек рельсовых осей, определенных с пунктов внутренней разбивочной сети, созданной в цехе.
Наиболее эффективным при производстве исполнительной съемки подкрановых путей является использование лазерных приборов. При этом применяется метод параллельных створов. В настоящее время используются приборы ЛВ-5М, ЛМ-78, ПЛ-1. При производстве работ прибор устанавливается на специальной подставке и ориентируют по проектной оси подкранового рельса. Пучок, создаваемый лазером, должен находится строго в вертикальной плоскости с проектной осью рельса и на высоте 20-30 см над головкой рельса. Точного совмещения оси рельса с лазерным пучком в вертикальной плоскости добиваются последовательным приближением за несколько приемов, достигнутое отклонение не должно превышать 1-2 мм.
Отклонение рельса от проекта в высотном и плановом положении определяют по специальной экран-марке. Она имеет сетку квадратов с делением 5 мм. Для обеспечения вертикального положения экран-марка имеет круглый уровень. Съемку начинают с конечной точки и заканчивают в начальной, последовательно устанавливая экран-марку в местах опирания подкрановых балок на колонны. В каждой точке берут два отсчета – по горизонтальной и вертикальной сетке. Наблюдения проводят в два приема в прямом и обратном направлении, при этом расхождения в отсчетах не должны превышать 3 мм. За окончательное значение отклонения в точке принимается среднее значение.
При ширине пролета до 20 м и протяжении путей до 100 м исполнительную съемку производят методом бокового нивелирования.
Съемку начинают с контроля разбивки осей рельсов на подкрановых балках (рис. 7). Для этого стальными рулетками с миллиметровыми делениями измеряют расстояния между точками и , и закрепления объектного положения осей подкрановых путей.
Рис. 7. Контроль разбивки осей рельсов
Для обеспечения требуемой точности между измеряемыми точками делают специальные настилы или удерживают полотно рулетки в горизонтальном положении. Рулетку натягивают динамометром и берут три пары отсчетов со сдвигами рулетки между отсчетами. В результат измерений вводят поправку на компарирование и температурное расширение рулетки. Результаты измерений наносят на схему исполнительной съемки, которую прилагают к акту приемки подкрановых путей.
Для определения смещения рельса у каждой колонны необходимо над точками закрепления осей и натянуть на небольшой высоте проволоку. Прикладывая отвес к проволоке, берут отсчет по металлической линейке от середины головки рельса до отвеса. Полученные значения смещения фиксируют в журнале, а затем вносят на схему исполнительной съемки.
На полу здания строят фигуру (рис.8), стороны и которой параллельны проектным осям и , а расстояния и измеряются с высокой точностью.
Рис. 8. Схема производства исполнительной съемки подкрановых путей при больших пролетах
Смещение оси рельса с проектной отметки определяется методом бокового нивелирования. Рейку устанавливают горизонтально к головке рельса и берут отсчеты по черной и красной сторонам:
; - для оси ,
; - для оси (21).
Для удобства в работе используют рейку с контактным устройством на котором значение равно половине ширины головки рельса (рис.9).
Рис. 9. Рейка с контактным устройством для исполнительной съемки подкрановых путей
Определяют смещение рельса на колонне с номером по формулам:
- для оси ,
- для оси (22),
где , - среднее значение отсчетов по красной и черной сторонам рейки для осей рельсов, определяемое по формулам:
- для оси ,
- для оси (23).
Полученные смещения выносят на схему исполнительной съемки рис. 10.
Определяем разность нулей реек для всех точек:
Ось :
;
;
;
.
Ось :
;
;
;
.
Определяем среднее значение отсчетов по красной и черной сторонам рейки по ф. 23:
Ось :
;
;
;
.
Ось :
;
;
;
.
Определяем смещение рельса от оси на колоннах по ф. 22:
Ось :
;
;
;
.
Ось :
;
;
;
.
Составим исполнительную схему укладки подкранового пути. (рис.10)
Рис. 10. Схема исполнительной укладки подкранового пути