Скоростные городские магистрали

Скоростные городские дороги должны обеспечивать также беспрепятственный пропуск скоростных экспрессных автобусов и в отд. случаях скоростной рельсовый транспорт (при устройстве его полотна между проезжими частями городской дороги). К станциям скоростного рельсового транспорта часть пассажиров должна подвозиться уличным транспортом. Транспортное обслуживание ближайшей к скоростной дороге застройки проектируется по улицам местного движения или по местным проездам, размещаемым по обеим сторонам городской дороги; пересечения Г. Д.(городской дороги) с ж.-д. путями осуществляются в разных уровнях с устройством путепроводов; такими же, как правило, должны быть пересечения скоростных городских дорог между собой и с улицами или др. дорогами.

Для экономии капиталовложений рекомендуется проектировать скоростные городские дороги по понижениям рельефа (неглубокие овраги, поймы рек), а также вдоль водоемов и полотна ж. д., где меньше пересечений с др. путями сообщения. В проектах планировки и застройки должны резервироваться земельные участки для размещения на них полотна и всех сооружений скоростных Г. д., стр-во к-рых может осуществляться в неск. приемов. На первых этапах стр-ва допускаются временные пересечения в одном уровне, но не чаще чем через 0,8—1 км с устройством их в виде кольцевых площадей (проездов) саморегулируемого (непрерывного) движения городского транспорта.


Планировка скоростных городских дорог обеспечивает безостановочное движение транспорта между жилыми районами, в пром. районы и деловой центр, выезд в пригород и на внешние (междуштатные) автомобильные дороги. Сеть таких дорог состоит, как правило, из кольцевой распределительной дороги (диам. 1,8—3,2 км) вокруг делового центра, вылетных радиальных дорог, в том числе примыкающих непосредственно к деловому центру, и внешней обходной (кольцевой) дороги. Протяженность скоростных Г. д. в США составляет 2—6% уличной дорожной сети города с пригородом.

Рекомендуется проектировать в городах для автомоб. движения по скоростным Г. д. две проезжие части (одностороннего движения), разделенные центр, полосой шириной не менее 4 м; ширину каждой проезжей части (при полосе движения 2 полосы движения (шириной по 3,6 м) проезжей части (т. е. 7,2) для обоих направлений, а при большем размере движения —3—4 полосы (т. е. 10,8—14,4 м) и более; ширину центральной разделительной полосы принимают 4,8 м и не менее 1,2 м. Наименьшие радиусы кривых в плане на скоростных городских дорогах: при равнинном рельефе— 600 м; при горном рельефе и в особо стесненных условиях — 400 м\ на рампах развязок движения в разных уровнях — 50 ле ив особо трудных условиях — 25 м при продольном уклоне рампы не более 4%. Наибольший допускаемый продольный уклон на перегонах скоростных Г. д. при цементно-бетонном или асфальтобетонном покрытии соответственно —0,03— 0,04; при мостовых из булыжного и колотого камня для дорог местного значения — 0,1. Поперечные уклоны проезжей части — от 0,015 (для асфальтобетонных и цемент- но-бетонных покрытий широких проезжих частей) до 0,04 (для булыжных мостовых и узких проезжих частей дорог местного значения). В отд. случаях Г. д. не ограничиваются бортовыми камнями, не оборудуются светильниками и др. устройствами, обязательными для магистральных улиц; предусматриваются обочины (шириной 2,5—3,5 л*) и кюветы для водоотвода. Допускается проектировать городские дороги при расчетной скорости 80 км/час, минимальном продольном уклоне 0,05 и радиусах кривых в плане 450 м.

При прокладке городских дорог через жилые районы ширина полосы отвода с местными проездами должна быть не менее 100 м (в линиях жилой застройки) для размещения между жилыми зданиями и проезжей частью полос (шир. 10—20 м) плотных кустарниковых и древесных насаждений, искусств, ограждений в виде земляных насыпей, стенок, одноэтажных нежилых построек и др. устройств, защищающих население от шума и выхлопных газов.

Проезжие части скоростных городских дорог, проектируемых в СССР, должны иметь усовершенствованные капитальные дорожные покрытия. К их числу относятся цементно- бетонные и железобетонные (сборные и монолитные), асфальтобетонные на прочных основаниях (цементно-бетонном, щебеночном и гравийном), укрепленных вяжущими материалами; брусчатые мостовые на усиленном щебеночном и гравийном основаниях, укрепленных вяжущими материалами. На Г. д. местного значения, устраиваемых в наст, время, допускаются усовершенствованные облегченные покрытия: холодный асфальт на основаниях из щебня и шлака, не обработанных вяжущими материалами; смеси со щебнем или дробленым гравием на щебеночном и шлаковом основаниях; грунт, укрепленный вяжущими; брусчатые мостовые на песчаном или гравийном основании и др. Так как городские дороги используются для отвода ливневых и талых вод с прилегающих городских земель, их не следует трассировать по водоразделам и необходимо обеспечивать водосточной сетью.

Наши рекомендации