Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008 № 196. 2/ 1524
понимаются формы периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет.
Распространение информации законными способами предполагает соблюдение определенных ограничений к доступу информации. отнесенной к государственной или иной охраняемой законом тайне.
Сведения, относимые к государственным секретам, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения этими сведениями, а также защиты государственных секретов установлены Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» и Указом Президента Республики Беларусь № 186 от 12 апреля 2004 г. «Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь».
Закон «О государственных секретах» одновременно устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также состоянии преступности; о привилегиях, льготах, компенсациях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов государства; о состоянии здоровья высших должностных лиц государства; о фактах нарушения законности государственными органами и их должностными лицами.
В этих, а также в иных разрешенных законом случаях поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям. Исключение может быть предусмотрено только законом. Воспре-
пятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 22.9 КоАП.
Незаконное ограничение свободы массовой информации может принимать различные формы: осуществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение либо приостановление деятельности средства массовой информации; принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации и т. п.
Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации посягает не только на конституционную свободу получения полной, своевременной и достоверной информации, но и на условия, обеспечивающие эту свободу, — профессиональную деятельность журналиста.
Потерпевшим при совершении этого правонарушения является журналист, т. е. лицо, занимающееся сбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для средств массовой информации, связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию.
Ответственность по ч. 1 ст. 22.9 КоАП наступает лишь в случае воспрепятствования законной деятельности средств массовой информации. Законной является такая деятельность, которая не нарушает законодательства, прав и свобод других лиц. Для решения вопроса о признании деятельности средств массовой информации законной необходимо обратиться к законодательным актам, регламентирующим их деятельность.
Принуждение средств массовой информации к распространению информации предполагает насильственное воздействие на журналистов, иных сотрудников редакции или их близких с целью заставить обнародовать определенную информацию вопреки воле редакции. Не считается противоправным принуждением к распространению информации требование публикации предусмотренных
законом обязательных сообщений. Например, редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации. Не является принуждением к распространению информации и не подпадает под признаки рассматриваемого состава законное требование гражданина к редакции опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство сведения, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.
Принуждение средств массовой информации к отказу от распространения информации заключается в таком же воздействии, но с противоположной целью — заставить отказаться от обнародования определенной информации. Обычно принуждение осуществляется путем физического или психического воздействия. Дача журналисту советов о целесообразности или нецелесообразности опубликования конкретных материалов ответственности не влечет.