Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни (И.М. Аксорина, К.Л. Печора, 1978)
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни
На 2 году жизни продолжается интенсивноепсихомоторноеифизическое развитиеребенка. Условные рефлексыв этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.
Возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки |
1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов резко расши-ряется. | Пользуется лепетом и отдельными облегчён-ными словами в момент двигатель-ной активности, удивления. | Ориентируется в двух контраст-ных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см. | Воспроизвоит в игре действия с предметами, ранее разученными. | Ходит длительно, не присажи-ваясь, меняет положение (приседает, наклоня-ется, поворачива-ется, пятится). | Самостоя-тельно ест густую пищу ложкой. |
1 год 6 мес. | Обобщает предметы по существен-ным признакам понимаемой речи (в «конфликт-ной ситуации»). | Словами облегчён-ными и произнесёнными правильно называет предметы и действия при сильной заинтересованности. | Ориентируется в 3-4 контрастных формах предмета (шар, куб, кирпичик). | Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия. | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. | Самостоя-тельно ест жидкую пищу ложкой. |
1 год 9 мес. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых. | Во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями. | Ориентируется в трёх контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней Зсм. | Воспроизводит сложные сюжетные постройки – перекрытия типа «ворот», «скамейки». | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см. | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает шапку, ботинки). |
2 года | Понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребёнка, без показа. | Пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения. | Подбирает по образу и слову взрослого три контрастных предмета разных цветов. | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. | Частично надевает одежду (шапку, ботинки). |
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни
В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность.
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструкторская деятельность | Изобразительнаядеятельность | Навыки | Движения | |||
Грамматика | Вопросы | Воспроизведение формы | Воспроизведение цвета | В одевании | В кормлении | |||||
2 года 6 месяцев | Говорит многословными предложениями (более трех слов). | Появляются вопросы «где?», «куда?». | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов. | Игра носит сюжетный характер. | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки | Ест аккуратно. | Перепрыгивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | |
З года | Начинает употреблять сложные предложения с придаточными. | Появляются вопросы «когда?», «почему?». | В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению. | Называет четыре основных цвета. | Появляются элементы ролевой игры. | Появляются сложные сюжетные постройки. | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. | Самостоятельно одевается. Может застегнуть пуговицы, завязать шнурки. | Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания. | Перешагивает через палку, горизонтально приподнятую на 30 -38 см. |