Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Коммент. к ст. 52 — 56

1. Частью 1 ст. 52 установлено общее правило: по договорам социального найма обеспечиваются жилыми помещениями только лица, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Категории граждан, которые вправе получить социальное жилье, перечислены в ст. 49 ЖК РФ (это малоимущие и иные граждане, названные в федеральном законе или законе субъекта РФ). Из ч. 2 ст. 52 следует, что они могут быть одновременно приняты на учет по нескольким основаниям.

Случаи внеочередного предоставления жилых помещений перечислены в ч. 2 ст. 57.

2. Принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина с приложением необходимых документов (ч. 3 ст. 52). Порядок учета устанавливается законом субъекта РФ (ч. 7 ст. 52).

3. Гражданин, обратившийся по вопросу улучшения жилищных условий, получает расписку, подтверждающую представление соответствующих документов в орган, осуществляющий принятие на учет, который обязан в срок до 30 рабочих дней принять решение (о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет). Гражданину, принятому на учет, выдается (направляется) в трехдневный срок соответствующее решение (ч. 4 — 6 ст. 52). В такой же срок получает указанное решение гражданин, которому отказано в принятии на учет (ч. 3 ст. 54). Данное решение он вправе обжаловать в судебном порядке.

4. Решение о принятии на учет или об отказе в таком принятии принимает орган местного самоуправления по месту жительства гражданина (ч. 3 ст. 52).

5. Как следует из комментируемых статей, непосредственно порядок учета нуждающихся в жилье граждан теперь определяется законом субъекта РФ. Поэтому ЖК РФ не содержит конкретных норм по этим вопросам.

Прежним законодательством (ст. 31 ЖК РСФСР и разд. III Примерных правил учета граждан) было установлено следующее.

Для принятия на учет гражданином подавалось заявление. К заявлению прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения вопроса о постановке на учет. Заявление регистрировалось в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Поступившее заявление гражданина проверялось в органах местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях — жилищно-бытовой комиссией. По результатам обследования составлялся акт проверки жилищных условий по установленной форме. В акте должно было быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, размер занимаемого жилого помещения, количество комнат, степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте указывались все граждане, постоянно проживающие в помещении.

После этого соответствующая комиссия рассматривала заявление и материалы проверки жилищных условий и вносила предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно органу местного самоуправления или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения. Иначе говоря, предложения указанных комиссий имели рекомендательный характер. Принятие же на учет производилось по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы — совместным решением администрации и профкома предприятия, учреждения.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца. О принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме. Принятые на учет граждане включались в книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые имелись в органах местного самоуправления и на предприятиях, в учреждениях. На каждого гражданина, принятого на учет, заводилось учетное дело, которое содержало все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

Рассматривая вопрос о перечне документов, которые должен представить гражданин для принятия на учет, следует отметить, что в Москве введен единый жилищный документ (см.: постановление Правительства Москвы от 20.10.2009 № 1130-ПП1), который заменяет выдаваемые ранее документы: выписку из домовой книги, справку о проверке жилищных условий, копию финансово-лицевого счета на жилую площадь.

6. Статья 53 впервые на федеральном уровне предусматривает отказ в принятии на учет для улучшения жилищных условий в течение пяти лет гражданам, которые совершили действия, дающие им основания для признания их нуждающимися. В данном случае используется практика некоторых регионов. В частности, Законом г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено:

"Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.

2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

2) обмен жилыми помещениями;

3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

6) выдел доли собственниками жилых помещений;

7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

6) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;

б) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения".

Конечно, отказ в принятии граждан на учет, вызванный указанными выше обстоятельствами, может иметь во многих случаях спорный характер и, следовательно, граждане вправе его обжаловать в судебном порядке.

7. В ст. 54 перечислены случаи отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение органа местного самоуправления по данному вопросу может быть обжаловано гражданином в судебном порядке (см. коммент. к ст. 11). Исходя из положений ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что его права нарушены1.

8. В ст. 55 установлено, что граждане сохраняют право состоять на учете до получения жилого помещения или до выявления оснований для снятия их с учета (см. ст. 56). И в таких случаях граждане вправе обжаловать решение соответствующего органа в суд. Гражданин снимается с учета только в том случае, если будет установлено, что он действительно не нуждается в улучшении жилищных условий.

9. В ст. 56 определены случаи снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В основном они не требуют какого-либо пояснения. Однако в п. 4 ч. 1 данной статьи основанием для снятия граждан с учета является предоставление им земельного участка для строительства жилого дома. Здесь можно говорить о незавершенности решения жилищного вопроса (выделен только земельный участок, а жилой дом не построен). Было бы целесообразнее увязать снятие граждан с квартирного учета с завершением строительства жилого дома, поскольку по объективным причинам он может быть не построен (резкое уменьшение дохода семьи в связи со смертью кормильца и т.п.).

Перечень случаев снятия граждан с учета, установленный ст. 56, является исчерпывающим и не подлежит дополнению (расширению) другими правовыми актами.

10. Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 52, 54 и 56 внесены изменения. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2013 г. и в основном связаны с переходом к обслуживанию населения в электронной форме (по универсальным электронным карточкам), выдача которых гражданам откладывается на один год. Подробнее по данному вопросу см. коммент. к ст. 22 — 24.

Наши рекомендации