Нарушение правил защиты информации (ст. 22.7 КоАП)
199) Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), дающим право на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением сведений, составляющих государственные секреты) (ч. I ст. 22.7)
200) Использование не прошедших подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации информационных систем, баз и банков данных, а также средств защиты информации, если они в соответствии с законодательством подлежат обязательному подтверждению соответствия (за исключением средств защиты сведений, составляющих государственные секреты) (ч. 2 ст. 22.7)
201) Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), дающим право на проведение работ, связанных с использованием и защитой сведений, составляющих государственные секреты, созданием средств, предназначенных для защиты сведений, состав
ляющих государственные секреты, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите сведений, составляющих государственные секреты (ч. 3 ст. 22.7)
3.2.4. Использование не прошедших подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации средств, предназначенных для защиты сведений, составляющих государственные секреты (ч. 4 ст. 22.7)
Предметом правонарушений, предусмотренных данной статьей, а также ст. 22.8—22.9, является информация, вне зависимости от того, на каком носителе она закреплена. Так, сведения о частной жизни лица или сведения, составляющие государственную тайну, могут содержаться в личной переписке, в официальных документах, на фотографиях или видеокассетах и т. п., а могут храниться в памяти человека. В указанных нормах даже не упоминается вид носителя информации. Цель их создания — защитить сведения, имеющие ограниченный доступ, и особенно — сведения, составляющие государственную тайну.
Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Правовая регламентация деятельности в области защиты информации имеет целью защиту информации, составляющей государственную тайну, обеспечение прав потребителей на получение качественных продуктов, защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны, борьбу с организованной преступностью.
В настоящее время правовая база, регулирующая отношения субъектов в области защиты информации, включает следующие основные документы:
Конституция Республики Беларусь, согласно ч. 3 ст. 34 которой «пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав»;
ГК, в ч. 1 ст. 45 которого говорится: «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными акта
ми, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)»;
Закон Республики Беларусь «О научно-технической информации»124;
Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации»;
Закон Республики Беларусь «О государственных секретах»125; Положение о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь № 459 от 21 октября 2003 г.126
Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с созданием, сбором, обработкой, накоплением, хранением, поиском и распространением информации.
Объективная сторона правонарушения выражается в:
1. нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), дающим право на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением сведений, составляющих государственные секреты127) (ч. 1 ст. 22.7);
2. использовании не прошедших подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации информационных систем, баз и банков данных, а также средств защиты информации, если они в соответствии с законодательством подлежат обязательному подтверждению соответствия (за исключением средств защиты сведений, составляющих государственные секреты) (ч. 2 ст. 22.7);
124 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 35. 2/25.
125Там же. 2003. № 8. 2/921.
126Там же. 2003. №119. 1/5019.
127Государственные секреты — это сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь № 186 от 12 апреля 2004 г. (в ред. от 10 янв. 2009 г.) / / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь 2004. № 58. 1 /5465
1. нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), дающим право на проведение работ, связанных с использованием и защитой сведений, составляющих государственные секреты, созданием средств, предназначенных для защиты сведений, составляющих государственные секреты, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите сведений, составляющих государственные секреты (ч. 3 ст. 22.7);
2. использовании не прошедших подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации средств, предназначенных для защиты сведений, составляющих государственные секреты (ч. 4 ст. 22.7).
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Ответственность по ч.1 состоит в наложении штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин, по ч. 2 — в виде штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с конфискацией этих средств защиты информации или без конфискации, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией этих средств защиты информации или без конфискации, а на юридическое лицо — от ста до двухсот базовых величин с конфискацией этих средств защиты информации или без конфискации, по ч. 3 — в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от ста пятидесяти до двухсот базовых величин, по ч. 4 — в виде штрафа в размере от тридцати до сорока базовых величин с конфискацией этих средств или без конфискации, на индивидуального предпринимателя — от ста до ста пятидесяти базовых величин с конфискацией этих средств или без конфискации, а на юридическое лицо — от двухсот до трехсот базовых величин с конфискацией этих средств или без конфискации.
3.3. Незаконная деятельность в области защиты информации (ст. 22.8 КоАП)
202) Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением сведений, составляющих государственные секреты) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое специальное разрешение (лицензия) в соответствии с законодательством обязательно (ч. 1 ст. 22.8)
203) Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой сведений, составляющих государственные секреты, созданием средств, предназначенных для защиты сведений, составляющих государственные секреты, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите сведений, составляющих государственные секреты, без специального разрешения (лицензии) (ч. 2 ст. 22.8)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с созданием, сбором, обработкой, накоплением, хранением, поиском и распространением информации.
Объективная сторона правонарушения выражается в деянии в форме действия — занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением сведений, составляющих государственные секреты) (ч. 1) и занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой сведений, составляющих государственные секреты (ч. 2), без специального разрешения (лицензии).
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Ответственность по ч. 1 состоит в наложении штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией средств защиты информации или без конфискации, а на юридическое лицо — от тридцати до ста базовых величин с конфискацией
средств защиты информации или без конфискации, по ч. 2 — в наложении штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин с конфискацией созданных без специального разрешения (лицензии) средств защиты сведений, составляющих государственные секреты, или без конфискации, а на юридическое лицо — от ста до трехсот базовых величин с конфискацией созданных без специального разрешения (лицензии) средств защиты сведений, составляющих государственные секреты, или без конфискации.