Внутрифирменный складской учет
Ввод остатков ТМЦ.
Далеко не каждому бухгалтеру выпадает случай начать учет «с чистого листа» и зарегистрировать первой операцией формирование уставного фонда вновь созданной фирмы. Обычно бухгалтерскую программу вводят в эксплуатацию в уже действующей организации. До регистрации в ней первой хозяйственной операции нужно сформировать начальное сальдо по счетам и субконто на дату начала работы с программой.
Удобнее всего ввести остатки на начало года и начать учет с первого числа текущего года. Тогда в ИБ будут зарегистрированы все необходимые для автоматического построения регламентированных отчетов данные, да и вручную составлять отчеты будет гораздо удобнее. Когда программа вводится в эксплуатацию не с начала года, а немного позже, зачастую целесообразно ввести остатки на 1 января и потратить немного времени на перенос в программу хозяйственных операций, уже совершенных в текущем году. Если объем дополнительных работ будет неоправданно велик, программу можно ввести в эксплуатацию с начала квартала или с начала месяца. В этом случае вы не сможете пользоваться многими регламентированными отчетами, но вся текущая бухгалтерская работа будет автоматизирована.
Но, несмотря на то, что внесение начальных остатков первично, приступить к эксплуатации системы можно и без них. Для этого нужно в окне настройки параметров системы (меню «Предприятие - Настройка параметров учета») на закладке «Запасы» включить флажок «Разрешается списание запасов при отсутствии остатков по данным учета».
В результате все товарные документы прикладного решения будут проводиться без контроля текущего состояния остатков. Правда, вследствие этого появятся многочисленные отрицательные остатки на счетах учета ТМЦ, неверные суммы расходов и, как следствие, результатов деятельности. Но с другой стороны, можно будет не терять времени, ожидая, когда все остатки будут внесены в систему.
Это необходимо для упорядочивания информации и корректной работы механизма списания себестоимости. После этого флажок «Разрешается списание запасов при отсутствии остатков по данным учета» можно будет выключить и продолжать ведение учета в штатном режиме функционирования системы - с полным контролем текущего состояния остатков на счетах в контексте каждой хозяйственной операции с ТМЦ.
Бухгалтерский учет запасов ведется только с помощью проводок на счетах хозрасчетного Плана счетов. Для него используются такие счета:
«022» — материалы, принятые для переработки от заказчика на условиях давальческого сырья;
«024» — товары, принятые на комиссию, товары комитента;
«20» — производственные запасы сырье, материалы, топливо, запчасти, покупные полуфабрикаты и прочие запасы, предназначенные для использования в процессе хозяйственной деятельности;
«22» — малоценные и быстроизнашивающиеся предметы сроком использования до 1 года;
«25» — полуфабрикаты собственного производства;
«26» — готовая продукция;
«28» — товары на складах, в розничной торговле, переданные на комиссию, и тара под товарами.
Аналитический учет в разрезе номенклатуры на этих счетах ведется всегда. Исключение составляет только суммовой учет в рознице на складах вида «НТТ» (неавтоматизированная торговая точка), который ведется без аналитического учета в разрезе номенклатуры. Иные разрезы аналитического учета (склады и партии) при необходимости могут быть настроены пользователем самостоятельно с помощью «Настройки параметров учета». Проводки по этим счетам формируются либо автоматически по документам, либо вручную — с помощью операций.
Налоговый учет запасов ведется в первую очередь с помощью регистров накопления, а также на бухгалтерских счетах.
Для того чтобы скорректировать какую-либо сумму себестоимости ТМЦ, необходимо последовательно внести соответствующие корректировки:
· в регистры налогового учета;
· в проводки бухгалтерского учета.
Документ «Ввод начальных остатков» для ТМЦ. Введем остатки ТМЦ по субсчету 281. В журнале документов «Ввод начальных остатков» с выбранным разделом учета «Запасы по себестоимости» нажмите кнопку «Добавить». В открывшемся документе тоже нажимаем кнопку «Добавить» и приступаем к вводу информации.
НОМЕНКЛАТУРА. Следующая графа в документе — «Номенклатура». При нажатии на кнопку выбора откроется окно одноименного справочника, рис. 1.
Рис. 1.
Справочник «Номенклатура» предназначен для ведения списка номенклатурных позиций запасов, услуг и не введенных в эксплуатацию необоротных активов. В пустой информационной базе этот справочник заполнен следующими группами: «Материалы», «Оборудование к установке», «Полуфабрикаты», «Продукция» и «Товары» (рис. 1.). Данные группы создаются автоматически при начальном заполнении базы. Каждой группе номенклатуры соответствует определенная запись в регистре сведений «Счета учета номенклатуры». К примеру, для группы «Материалы» в регистре сведений установлен субсчет учета 201, поэтому при оприходовании ТМЦ, которые записаны в этой группе, в документ поступления будет автоматически подставлен субсчет 201. Созданный перечень групп можно дополнить.
На закладке «Счета учета» отображаются счета учета номенклатуры, которые будут автоматически подставляться в новые документы по выбранным организации и складу. Данные по счетам учета номенклатуры берутся из регистра сведений «Счета учета номенклатуры» (рис. 2).
Рис. 2.
В общем, если создать номенклатурную позицию в группе «Товары», то на закладке «Счета учета» по умолчанию будут подставлены счета из регистра сведений «Счета учета номенклатуры», заданные для группы «Товары». С его помощью теперь определяются все существенные для учета параметры: балансовые и забалансовые счета учета ТМЦ, схемы реализации и налоговые назначения, которые будут заполняться в соответствующие поля документов, и т. д. Таким образом, появилась возможность в пользовательском режиме переориентировать систему на нужные в контексте текущей деятельности правила учета.
Суть этого механизма состоит в том, что запись регистра сведений несет в себе все необходимые параметры для функционирования всех служебных механизмов прикладного решения. Гибкость же его состоит в том, что влияние записей на поведение системы может масштабироваться, т. е. можно определить набор индивидуальных параметров для следующих объектов:
· конкретной позиции ТМЦ (реквизит «Номенклатура»);
· конкретной группы справочника ТМЦ (реквизит «Номенклатура»);
· ТМЦ, хранящихся на складе конкретного типа (реквизит «Тип склада»);
· ТМЦ, хранящихся на конкретном складе (реквизит «Склад»);
· ТМЦ, хранящихся на конкретном складе, имеющем конкретный тип (заполняются реквизиты «Склад» и «Тип склада»);
· ТМЦ, принадлежащих конкретной организации (реквизит «Организация»);
· ТМЦ, принадлежащих конкретной организации, хранящихся на конкретном
· складе;
· ТМЦ, принадлежащих конкретной организации, хранящихся на конкретном складе, имеющих конкретный тип;
· ТМЦ, принадлежащих конкретной организации, хранящихся на складе определенного типа;
· вообще всех ТМЦ, учитываемых в информационной базе.
Поступление ТМЦ
Отражение операций по приобретению ТМЦ определяется в первую очередь источником поступления. В типовой конфигурации поддерживаются следующие варианты:
· от поставщика (в том числе нерезидента). В этом случае используется документ «Поступление товаров и услуг». Учет расчетов за приобретенные ТМЦ ведется на счетах учета взаиморасчетов с контрагентами (63, 685);
· от подотчетного лица. В этом случае используется документ «Авансовый отчет». Расчеты за приобретенные ТМЦ производятся подотчетным лицом в момент покупки и отражаются на счете учета расчетов с подотчетными лицами (372).
Итак, начнем с документа «Поступление товаров и услуг». Кроме операций по оприходованию ТМЦ, документом «Поступление товаров и услуг» оформляются операции:
· «Покупка, комиссия». Оформляется покупка товара и поступление товара на комиссию. От кого поступает товар — от поставщика или от комитента — определяется видом договора, выбранным в документе: «С поставщиком» или «С комитентом»;
· «В переработку» — прием сырья (материалов) в переработку;
· «Оборудование» — отражает покупку необоротных материальных активов с оприходованием на соответствующие субсчета счета 15 «Капитальные инвестиции». Под оборудованием понимается как оборудование, требующее монтажа, так и не требующее монтажа;
· «Объекты строительства». С помощью этой операции можно отразить поступление приобретенных объектов незавершенного строительства и т.п.;
· «Бланки строгого учета». Операция используется при оприходовании бланков строгого учета.
Обязательно нужно указывать склад. В документе можно указывать склад любого типа, хоть оптовый, хоть розничный. Таким образом, прикладное решение никак не ограничивает пользователя в этом аспекте — ТМЦ могут попадать в розничную торговлю, как со складов, так и непосредственно от поставщиков.
Далее необходимо определить контрагента-поставщика и договор поставки (рис. 3). В типовой конфигурации они связаны между собой. При этом существенным для механизмов документа является как раз договор, потому что именно в нем определяются все основные параметры взаиморасчетов: вид, валюта и вариант ведения взаиморасчетов, тип цен.
Рис. 3.
Обязательные реквизиты, существенно влияющие на товарные документы типовой конфигурации, — это вид договора, валюта и способ ведения взаиморасчетов.
Вид договора «отсекает» от документа «Поступление товаров и услуг» все те договоры, которые не соответствуют контексту операции: реализации, комиссионные, бартерные и прочие. Это позволяет пользователю не путаться в большом количестве договоров с каким-то крупным контрагентом. Реквизит «Вид договора» является элементом отбора допустимых значений при работе с другими документами. Вариант ведения взаиморасчетов: «По договору в целом» или «По расчетным документам» - позволяет при необходимости более глубоко детализировать учет взаиморасчетов. Поскольку это нужно опять же не со всеми контрагентами, а только с теми, с которыми поддерживаются многоплановые или объемны расчеты, грамотное использование этого параметра позволит избежать лишних операций и исключит нежелательные ошибки ведения учета взаиморасчетов. Если для договора определен вариант ведения взаиморасчетов «По договору в целом», в товарных документах становится недоступным реквизит «Документ расчетов», позволяющий детализировать взаиморасчеты с контрагентами глубже, чем просто по договорам.
Реквизит «Валюта» определяет валюту договора и как следствие валюту учета всех хозяйственных операций по этому договору. Несмотря на то, что в документе есть этот реквизит, изменить его значение вручную невозможно — для документа действует та валюта, которая указана в выбранном договоре.
Поле «Вид взаиморасчетов» — это дополнительная характеристика договора, которая позволяет разделять однотипные договоры. Например, разделение по длительности действий: долгосрочный или разовый. В дальнейшем иоле «Вид взаиморасчетов» можно использовать в качестве дополнительного разреза при построении стандартной бухгалтерской отчетности.
Включение параметра «Сложный учет НДС» позволяет для операций, закрытых в текущем месяце, показывать информацию по учету НДС только в документах отгрузки.
В поле «Тип цен» можно указать тип цен для подстановки по умолчанию в документы. Все перечисленные параметры требуют заполнения лишь при наступлении определенных условий в контексте отражаемой операции.
Для корректного формирования проводок по приобретению ТМЦ нельзя забывать о счетах учета взаиморасчетов. Проконтролировать, а при необходимости и изменить счета учета расчетов можно опять же в карточке договора, на закладке «Счета учета» (см. рис. 4).
Рис. 4
Следует понимать, что механизм определения счетов учета взаиморасчетов универсален, и в карточке какого-либо конкретного договора мы видим лишь ту его часть, которая касается конкретно этого договора. Определенные в договоре счета учета взаиморасчетов переносятся в соответствующие реквизиты закладки «Счета учета расчетов» в документе «Поступление товаров и услуг».
Механизмы заполнения табличной части документа «Поступление товаров и услуг». Табличную часть «Товары» можно быстро заполнить при помощи кнопки «Подбор». При нажатии на кнопку открывается экранная форма механизма подбора номенклатуры (см. рис. 5).
В графе «Подбор» предусмотрены следующие варианты отражения информации:
1. «По справочнику» — в форме подбора отображается список позиций номенклатуры в том виде, как он определен в справочнике «Номенклатура»;
2. «Цены номенклатуры» — в форме подбора отображается дополнительная колонка «Цена», в которой отражается информация об установленных значениях цен для той или иной позиции номенклатуры. Если цены не установлены, то данная колонка остается пустой. Этот режим удобно использовать при заполнении документов реализации ТМЦ;
3. «Остатки номенклатуры» — в форме подбора отображается дополнительная колонка «Остаток организации», в ней отражаются остатки, которые имеются на указанном в документе складе (именно такой режим выбран в форме подбора на рис. 5);
4. «Остатки и цены». Этот режим совмещает в себе описанные выше режимы «По ценам номенклатуры» и «По остаткам номенклатуры», то есть в форме подбора появляются две дополнительные колонки «Цена» и «Остаток организации».
Состав режимов подбора варьируется в зависимости от вида документа и операции, установленной в нем. При этом в форме подбора обеспечивается выполнение следующих сервисных функций:
· добавлять в форме подбора новый элемент номенклатуры можно лишь в режиме подбора «По справочнику»;
· цены для каждой номенклатурной позиции показываются только в той валюте, которая определена для них в рамках подсистемы ценообразования;
· цены и остатки позиций номенклатуры показываются на дату и время, указанные в форме в реквизите «Остатки и цены на:».
Сам подбор номенклатурных позиций в табличную часть документа осуществляется путем выбора нужной позиции из списка. Внизу окна есть раздел «Запрашивать», в зависимости от поставленных флажков будет настроен запрос для заполнения значений табличной части. Так, на рис. 5 флажок стоит только напротив элемента «Количество», поэтому и в окне запроса «Количество и цена» (рис. 5) доступно только это поле. Механизм «Подбор» присутствует во многих документах программы и является незаменимым помощником.
Рис. 5
В отличие от документа «Оприходование товаров», рассмотренного нами в предыдущих разделах книги, в табличной части «Товары» документа «Поступление товаров и услуг» предусмотрено значительно больше реквизитов.
За НДС в табличных частях товарных документов отвечают следующие реквизиты:
— «% НДС». По умолчанию значение этого реквизита подставляется из карточки соответствующей ТМЦ. Возможны следующие значения: «0%», «Без НДС», «20%» и «Не НДС»;
— «Сумма НДС» рассчитывается автоматически. В графе «Налоговое назначение (НДС)» указывают, в каких операциях относительно обложения НДС планируется использовать на предприятии приобретаемый актив. Рассмотрим предлагаемые варианты:
— «Не облагаемая НДС, любая хозяйственная» — хозяйственная деятельность, освобожденная от НДС или не облагаемая НДС. При проведении документа проводок по НДС сформировано не будет, но в налоговом учете отразится себестоимость приобретенных ТМЦ;
— «Не облагаемая НДС, не хозяйственная» — этот вид деятельности выбираем для тех ТМЦ, которые не будут использованы в хозяйственной деятельности предприятия. При проведении документа проводок по НДС не будет, сумма в налоговом учете будет равна нулю;
— «Облагаемая НДС» — любая хозяйственная деятельность, облагаемая НДС. С этим значением документ сформирует проводки по НДС и покажет сумму ТМЦ в налоговом учете;
— «Пропорционально облагаемая НДС» — выбираете в том случае, если купленные ТМЦ будут использоваться как в облагаемой, так и в не облагаемой НДС деятельности.
Закладки «Услуги» и «Тара» предусмотрены во всех товарных документах. На закладке «Услуги» отражаются оказанные предприятию услуги. В типовой конфигурации контролируется принадлежность к услугам или ТМЦ, указанным в табличных частях номенклатурных позиций: нельзя указать в табличной части «Товары» услугу, а в табличной части «Услуги» ТМЦ.
Закладка «Тара» становится видимой в товарных документах только тогда, когда в механизме «Настройка параметров учета» (меню «Предприятие») на закладке «Запасы» включен флажок «Ведется учет возвратной тары».
Состав реквизитов табличной части «Тара» аналогичен табличной части «Товары», но отличия заключаются в том, что для возвратной тары предусмотрено отражение НДС. Именно это отличие тары от ТМЦ и необходимость отдельного указания счета расчетов по таре обусловило необходимость выделения в товарных документах отдельной закладки — все остальные правила и принципы учета для тары аналогичны соответствующим правилам и принципам учета ТМЦ.
В одном документе возможно заполнение как всех трех закладок, так и одной или двух — программа это никак не регламентирует и не контролирует. Этот же принцип используется и для реализации других видов операций документа «Поступление товаров и услуг»:
1) для вида операции «Оборудование» в документ к вышеописанным закладкам будет добавлена еще одна: «Оборудование». В ней отражаются те ТМЦ, которые в будущем станут необоротными активами;
2) для вида операции «Объекты строительства» в документе будут убраны закладки «Товары» и «Тара», но останется закладка «Услуги»;
3) для вида операции «Бланки строгого учета» в документ будет добавлена соответствующая закладка.
В рассматриваемом документе «Поступление товаров и услуг» можно выделить два интересных механизма, которые очень удобны в использовании:
— автоматическая подстановка цен в табличные части;
— расчет суммовых и ценовых показателей табличных частей в контексте НДС.
Особое значение эти механизмы приобретают для операций реализации ТМЦ, когда предприятие устанавливает цены на товары и услуги и обязано контролировать верность ценовых и суммовых расчетов. В случае же оприходования ТМЦ оба механизма теряют актуальность, поскольку вся информация содержится в документе, который предоставляет поставщик.
При проведении документа оприходование товаров, тары, услуг, оборудования, бланков строгого учета для целей бухгалтерского учета производится в соответствии со счетами учета, заданными в документе. Оприходование указанных активов отражается по дебету счета учета активов в корреспонденции со счетом учета расчетов с контрагентом, заданным на закладке «Счета учета расчетов».
Внутрифирменный складской учет
Ведение складского учета, помимо учетных, подразумевает выполнение и контрольных функций. Здесь имеется в виду проверка соответствия фактических складских остатков данным бухгалтерского учета, проще говоря, инвентаризация.
Внутреннее перемещение материальных ценностей — широко распространенная на любом предприятии операция. Товары перемещаются со склада на склад или передаются в розничные торговые точки. Из одного цеха в другой передаются оборудование и материалы и т. д. В связи с распространенностью операций по смене места хранения запасов и необоротных активов их аналитический учет реализован в «1 С: Бухгалтерии 8 для Украины» по номенклатуре и по местам хранения.
Документ «Перемещение товаров» предназначен для оформления:
— внутреннего перемещения ТМЦ между складами;
— передачи товаров с оптового склада в розничный магазин (как в автоматизированную торговую точку, так и не в автоматизированную);
— возврата товаров из розничного магазина на склад.
Перечисленные выше операции оформляются документом с видом операции «Товары, продукция»;
— перемещение бланков строгого учета (вид операции «Бланки строгого учета»);
— перемещения необоротных активов (вид операции «Оборудование»).
Экранная форма документа «Перемещение товаров» с видом операции «Товары, продукция» показана на рис. 6. Наименование закладок в документе и вид экранной формы документа зависит от оформляемой операции, но некоторые реквизиты остаются неизменными. Так, в шапке указаны номер документа и дата его составления, эти параметры заполняются автоматически. В качестве склада «Отправитель» указывают склад, с которого производится отгрузка товара, а в качестве склада «Получатель» тот склад (магазин), на который поступает товар.
Рис. 3.2.1
В табличной части «Товары» указываем список перемещаемой продукции и ее количество. Для каждой позиции номенклатуры указывают счет, с которого происходит списание (графа «Счет учета отправителя»), и счет, на который производится зачисление (графа «Счет учета получателя»). Счета подставляются автоматически при выборе конкретной позиции номенклатуры и могут быть изменены.
Если документом оформляется операция перемещения бланков строгого учета. Для этого необходимо выбрать вид операции «Бланки строгого учета». Ввод сведений о перемещаемых бланках строгого учета указывается на закладке «Бланки».
ПЕРЕОЦЕНКА. Для переоценки товарных остатков в рознице при изменении розничных цен предназначен документ «Переоценка товаров в рознице». Он формируется только для предприятий, которые учитывают товары в рознице по ценам продажи.
Заполняя документ, прежде всего, выберем склад, для которого будем делать переоценку. Табличную часть документа можно заполнить нескольким способами:
— «Заполнить по остаткам» — в табличную часть попадут все товары, хранящиеся на складе;
— «Заполнить по измененным ценам» — попадут те товары, для которых учетная цена продажи не соответствует цене, указанной в регистре сведений «Цены номенклатуры». Вовсе не обязательно переоценивать весь остаток конкретной позиции, можно переоценить только его часть. В этом случае в документе необходимо указать количество товаров, которое необходимо переоценить (поле «Количество») и зафиксировать новую цену.
Инвентаризация и отражение ее в учете. Проведение годовой инвентаризации является обязательным для всех предприятий. Во время инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств. В «1 С:Бухгалтерии 8 для Украины» для отражения операции инвентаризации на складе любого тина, будь то оптовый, розничный склад, неавтоматизированная торговая точка или просто материально ответственное лицо, предназначен документ «Инвентаризация товаров на складе» (главное меню программы «Склад»).
Несколько слов о заполнении этого документа. Во-первых, если учет ведется на нескольких складах, в шапке документа в графе «Склад» выбираем, по какому именно складу проводится инвентаризация. Во-вторых, в документе предусмотрена возможность быстрого заполнения табличной части. Для этого щелкаем по кнопке «Заполнить - Заполнить по остаткам на складе». При этом заполняются остатки по всем счетам учета материальных ценностей, остатки по которым числятся на выбранном складе. Что касается содержания табличной части документа, в графе «Счета учета» можно указать счет учета остатков номенклатуры. В графе «Учет, количество» отражается учетное количество ТМЦ. Записи в этой графе нельзя изменить, так как она недоступна для редактирования. В графу «Количество» заносятся фактические остатки товаров на складах, полученные в результате проведенной инвентаризации. Недостачи и излишки отражаются в графе «Отклонение», значения этой графы не доступны для редактирования и рассчитываются как разность между учетными данными и фактическим наличием ТМЦ.
Рис. 7
Документ «Инвентаризация товаров на складе» имеет две печатные формы: «Акт инвентаризации товаров на складе» и «Инвентаризационная опись по форме М-21». На вкладке «Дополнительно» для формирования печатной формы этих документов вносятся ФИО членов и председателя комиссии, а также сотрудника, который проводил проверку.
Документ «Инвентаризация товаров на складе» не формирует проводок, а исполняет роль сличительной ведомости. Отклонения, обнаруженные в результате инвентаризации, оформляются документами «Оприходование излишков» и «Списание недостач».
Для оприходования выявленных излишков используем документ «Оприходование товаров». Он выполняет операции грех видов:
· «Товары, продукция» для оприходования любых видов ТМЦ;
· «Оборудование» для оприходования на счет 15 материальных необоротных активов, не введенных в эксплуатацию;
· «Бланки строгого учета», само собой, приходуем бланки строгого учета.
Рис. 8
Документ «Оприходование товаров» (рис. 8) можно ввести двумя способами. Первый: в главном меню программы выбираем «Склад - Оприходование товаров» и в открывшемся окне создаем новый документ. Второй способ предполагает использование механизма «Ввод на основании». Для этого достаточно в созданном документе в реквизите «Инвентаризация» выбрать нужный нам документ инвентаризации.
Списание ТМЦ в «1С: Бухгалтерии 8 для Украины» оформляется документом «Списание товаров». Этим документом оформляются операции трех видов:
· «Товары, продукция» для оприходования любых видов ТМЦ;
· «Оборудование» для оприходования на счет 15 материальных необоротных активов, не введенных в эксплуатацию;
· «Бланки строгого учета» приходуем бланки строгого учета.
Рис. 9
Его можно ввести как на основании документа «Инвентаризация товаров на складе», так и через главное меню «Склад - Списание товаров». Себестоимость списываемых ценностей рассчитывается автоматически и пользователем не редактируется.
Продажа ТМЦ
В «1С: Бухгалтерии 8 для Украины» автоматизирован учет операций поступления и реализации товаров и услуг, включая оптовую, комиссионную и розничную торговлю. Все операции оптовой и комиссионной торговли учитываются в разрезе договоров с покупателями и поставщиками. Отражая реализацию товаров в программе, с легкостью можно выписать счет на оплату, оформить накладные и счета-фактуры. Так же ведется учет возвратной многооборотной тары как особого вида товарно-материальных ценностей. Документ «Установка цен номенклатуры» (главное меню программы «Операции - Документы») предназначен для документального фиксирования изменения отпускных цен.
В поле «Тип цен» из одноименного справочника выбираем нужный тип цены, который будем задавать для перечисленной ниже номенклатуры. На рис. 10 выбран тип цен «Оптовая», таким образом, цены, указанные в документе, будут рассчитываться по правилам расчета, заданным для типа цены «Оптовая», а именно будут включать в себя НДС и округляться до 0,01.
Рис. 10
Для автоматического заполнения табличной части документа можно воспользоваться кнопкой «Заполнить», выбрав один из предложенных вариантов заполнения. Как видно на рис. 10, программа предлагает несколько вариантов автоматического заполнения. При этом возможны различные варианты заполнения:
· «Заполнить по номенклатуре» — табличная часть будет заполнена из справочника «Номенклатура» всеми позициями, которые в нем содержаться;
· «Заполнить по группе номенклатуры» — табличная часть будет заполнена товарами, относящимися к конкретной группе номенклатуры справочника «Номенклатура»;
· «Заполнить по ценам номенклатуры» — табличная часть будет заполнена значениями цен из регистра сведений «Цены номенклатуры», определенных на дату оформления документа в соответствии с установленным отбором;
· «Заполнить по поступлению» — табличная часть документа будет заполнена теми товарами и ценами, которые определены в документе поступления. Такое заполнение возможно только в том случае, если в документе поступления указан тип цен контрагента. При этом соответствие между ценами контрагента и ценами предприятия определяется так же, как в предыдущем случае.
Документ «Счет-фактура» не формирует никаких движений и проводок. Он служит только для формирования печатной формы счета. Поэтому создавать данный документ имеет смысл в том случае, если на предприятии расчеты с контрагентами производятся посредством счетов на оплату.
Для документа «Счет-фактура» предусмотрен «ввод на основании» документов оплаты и отгрузки. Но при этом будут просто копироваться сумма и товарный состав счета, без учета оформленных ранее оплат или отгрузок в рамках этого счета. При этом сам документ счета-фактуры через механизм «ввод на основании» создать не получится. Документ содержит три закладки «Товары», «Тара», «Услуги» (рис. 11).
Рис. 11 |
Документ реализации. Документ «Реализация товаров, услуг» (главное меню программы «Продажа») предусматривает два вида операций:
— «Продажа, комиссия» — оформляются операции по продаже либо передаче на комиссию ТМЦ. При этом отгружаться может одновременно и собственный товар, и полученный от комитента на комиссию;
— «Оборудование» — оформляется продажа оборудования (не введенных в эксплуатацию оборотных активов со счета 15).
Так как мы продаем товары, выбираем операцию «Продажа, комиссия», а что именно оформляется: продажа товара или передача на комиссию, будет определяться по условиям договора с контрагентом. В шапке документа указываются контрагент и договор с ним, а также склад, с которого отгружаются товары (если ввести документ на основании «Счета-фактуры», то эти реквизиты и табличные части соответствующих закладок будут заполнены).
Как и для операций оприходования, в документах реализации подставляются параметры операции со значениями по умолчанию (счет учета ТМЦ, схема реализации ТМЦ и пр.), если они ранее были определены. При необходимости параметры конкретных хозяйственных операций можно изменять вручную.
Рис. 12 |
Значение цен реализации в документ тоже подставляется по умолчанию: либо в соответствии с типом цен, указанным в договоре с контрагентом, либо из настроек пользователя (главное меню программы «Сервис - Настройки пользователя - Основной тип цен продажи»). Значение цен подставляется из регистра сведений «Цены номенклатуры». При этом тип цен всегда можно изменить как вручную, так и воспользовавшись одним из следующих способов. Если нужно изменить тип цены для всего документа, воспользуемся механизмом «Цены и валюты». Если же тип цен необходимо изменить для всех или части номенклатурных позиций, щелкаем по кнопке «Изменить», как вы помните, с ее помощью открывается обработка табличной части документа.