Машины для сортировки и промывки гравия и песка
Сортировкой или грохочением называется механический процесс разделения кускового материала по крупности на несколько сортов (классов), для чего служат машины для сортировки (грохоты) (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Эксцентриковый грохот:
1 – неподвижная рама; 2 – вибрирующая рама; 3 – сита; 4 – эксцентриковый механизм; 5 –привод.
Сита на грохоте располагают в одной или нескольких плоскостях. При расположении нескольких сит в одной плоскости грохочение начинается с отсева из материала более мелких частиц; при расположении сит в разных плоскостях окончательное отделение мелких частиц производится в последнюю очередь самым нижним ситом.
Грохоты, применяемые в строительстве, разделяются на две группы:
1) плоские грохоты
- неподвижные (колосниковые);
- подвижные;
2) грохоты с цилиндрической поверхностью просеивания или барабанные.
Машины для промывки гравия и песка
Песок и гравий, добытые в карьерах, обычно загрязнены глиной и другими примесями и без предварительной обработки не могут быть использованы в качестве заполнителей в бетонных смесях и растворах.
Для обработки применяют специальные машины, в которых процесс очистки осуществляется промывкой водой при одновременном перемешивании материала.
На рис. 4.6 приведена гравиемойка-сортировка, представляющая комбинацию моечного барабана и барабанного грохота.
Рис. 4.6. Барабанная гравиемойка-сортировка.
1 – дополнительная секция со сплошными стенками; 2 – секция с отверстиями диаметром 25 мм; 3 – секция с отверстиями диаметром 50 мм; 4 – секция с отверстиями диаметром 6 мм; 5 – кольцевые пороги
Практичне заняття 5
Основи розрахунків машин для транспортування сипучих будівельних матеріалів
Общие сведения
Транспортирующие машины (транспортеры) предназначены для перемещения непрерывным потоком сыпучих материалов на небольшие расстояния в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях.
Транспортеры, применяемые в строительной промышленности, в зависимости от их конструкции разделяются на пять групп:
1. Транспортеры ленточные (рис. 5.1, а), предназначенные для транспортирования сыпучих, порошкообразных, мелко- и среднекусковых материалов в горизонтальном и наклонном направлениях.
2. Транспортеры пластинчатые (рис. 5.1, б), предназначенные для транспортирования крупнокусковых, абразивных и горячих материалов в горизонтальном и слабо наклонном направлениях
3. Транспортеры ковшевые (рис. 5.1, в), транспортирующие сыпучие материалы в вертикальном или сильно наклонном направлениях.
4. Транспортеры винтовые (рис. 5.1, г), предназначенные для транспортирования сыпучих, а также мокрых и вязких материалов в горизонтальном и слабо наклонном направлениях.
5. Транспортеры гравитационные, на которых перемещение материалов осуществляется под действием силы тяжести.
Рис. 5.1. Схемы транспортирующих машин
Первые четыре группы машин – конвейеры характеризуются тем, что передача транспортируемому материалу движущей силы производится в них механическим путем.
Все транспортеры состоят из следующих элементов:
а) несущего органа – ленты, пластины, ковша;
б) тягового органа – ленты, цепи, каната;
в) поддерживающего органа, являющегося опорой для несущего и тягового органа;
г) приводного органа – двигателя с редуктором и приводных барабана или звездочки (отсутствует в транспортерах гравитационных);
д) опорной конструкции – рамы, станины.
Чтобы правильно выбрать тип машины для транспортирования определенного материала, необходимо знать его некоторые физико-механические свойства (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Характеристика материалов
Материал | Насыпная плотность, т/м3 | Угол естественного откоса | Коэффициент трения о железо | ||
в покое | в движении | в покое | в движении | ||
Гравий | 1,8 – 1,9 | 1,0 | 0,58 | ||
Зола | 0,4 – 0,9 | 0,84 | 0,47 | ||
Мергель | 1,5 – 2,2 | 1,0 | 0,58 | ||
Песок | 1,4 – 2,0 | 1,0 | 0,58 | ||
Портландцемент | 1,1 – 1,3 | 1,19 | 0,7 | ||
Шлак | 0,6 – 1,0 | 1,19 | 0,7 | ||
Щебень | 1,8 – 2,0 | 1,19 | 0,7 |