Тема: Правовое регулирование государственного кадастрового учёта земельных участков в РФ

В России принят и за некоторыми исключениями вступил в действие ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ. В соответствии с этим законом на территории РФ создается единая система ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости и кадастровой деятельности. До 01.01.2010г. устанавливается переходный период применения ФЗ к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Таким образом, указанный закон в настоящее время распространяется свое действие только на земельные участки.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Одним из оснований осуществления кадастрового учета земельных участков является образование или создание объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости).

Кадастровый учет земельных участков осуществляется по месту нахождения земельного участка в кадастровом округе, в границах которого расположен данный земельный участок.

Постановкой на кадастровый учет земельных участков занимается Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. 25 декабря 2008 г. был принят указ Президента №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с этим указом с 1 марта 2009 г. началось создание нового ведомства, которое будет заниматься вопросами кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость: Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Новая структура образуется на базе Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Реорганизация закончится к 2011г. А пока для проведения Государственного кадастрового учета следует обращаться в территориальный отдел Управления Роснедвижимости по месту нахождения объекта недвижимости (ст. 18 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ).

Государственный кадастровый учет земельных участков проводиться в обязательном порядке на всей территории РФ по единой методике.

С заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка согласно п. 2 ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вправе обратиться собственник такого участка или любые иные лица.

Постановка на кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

При этом в случае образования двух и более земельных участков представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

Исходя из положений ст. 22 Закона к указанному заявлению о постановке на кадастровый учет земельного участка должны быть приложены следующие документы:

1) межевой план, оформленный в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета.

Так согласно ст.19 ФЗ за постановку на учет объекта недвижимости должна уплачиваться государственная пошлина. Учет же изменения объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется без уплаты государственной пошлины.

В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 21.04.2008г. № 03-05-04-03/19 [ГОСПОШЛИНА ЗА КАДАСТРОВЫЕ УСЛУГИ] с 1 марта 2008г. за осуществление кадастрового учета недвижимости и за предоставление в установленном порядке кадастровых сведений государственная пошлина уплачиваться не должна, поскольку главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей размеры и порядок уплаты государственной пошлины, уплата государственной пошлины за вышеперечисленные действия не предусмотрена.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса». Указанным законопроектом внесено изменение в главу 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса, предусматривающее уплату государственной пошлины за постановку объекта недвижимости на государственный кадастровый учет:

физическими лицами — в размере 100 рублей;

юридическими лицами — в размере 1000 рублей.

Таким образом, до момента принятия указанного законопроекта и вступления его в силу государственная пошлина за кадастровый учет земельного участка не уплачивается.

3) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).

Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Также заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в форме электронных документов.

Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем или его представителем лично. В этих случаях должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным заявителем), или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным представителем). Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или электронной цифровой подписью его представителя (ст. 21 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ).

В соответствии с порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минюста РФ от 20.02.2008 № 35 заявителю или его представителю в качестве расписки в получении заявления и необходимых для кадастрового учета документов выдается заверенная копия зарегистрированного заявления. Копия заявления заверяется подписью специалиста

Представленные документы проверяются органом кадастрового учета. Результат проверки оформляется протоколом, в котором отражается принятое решение.

При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет, также может быть принято решение:

- о приостановлении осуществления кадастрового учета;

- об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Постановка на учет земельных участков осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления указанных выше заявления и необходимых документов.

По истечении указанного срока заявителю выдается кадастровый паспорт земельного участка.

Следует особо отметить, что согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Указанное положение является новеллой законодательства.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный земельный участок. Если по истечении двух лет со дня постановки участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

При этом проведение государственного кадастрового учета земельного участка является обязательным условием, без которого государственная регистрация права на него не может быть проведена. ВНИМАНИЕ! СТАТЬЯ ОСНОВАНА НА УСТАРЕВШЕМ МАТЕРИАЛЕ!

Наши рекомендации