Работа с суждением историка.
Работа с хронологией.
А. Заполните таблицу.
№ п/п | Событие | Дата |
Битва на реке Воже (год) | ||
Битва на реке Шелони (год) | ||
Восстание в Твери (год) | ||
Грюнвальдская битва (год) | ||
Княжение Дмитрия Донского (годы) | ||
Княжение Ивана III Великого (годы) | ||
Княжение Ивана Калиты в Москве (годы) | ||
Кревская уния Польши и Литвы (год) | ||
Куликовская битва (год) | ||
Набег Тохтамыша на Москву (год) | ||
Присоединение к Московскому княжеству Коломны (год) | ||
Присоединение к Московскому княжеству Пскова, Смоленска и Рязани (примерное время) | ||
Присоединение Новгорода Великого к Московскому княжеству (год) | ||
Присоединение Твери к Московскому княжеству (год) | ||
Свержение ордынского ига (год) | ||
Судебник Ивана III (год) | ||
Феодальная война в Московском княжестве (примерное время) |
Б. Определите последовательность событий. По какому признаку объединены события?
1. Окончательное закрепление за Москвой владимирского княжения.
2. Присоединение Коломны к Московскому княжеству.
3. Присоединение Можайска к Московскому княжеству.
4. Присоединение Нижнего Новгорода к Московскому княжеству.
5. Присоединение Новгорода Великого к Московскому княжеству.
6. Присоединение Рязани к Московскому княжеству
7. Присоединение Твери к Московскому княжеству.
___→___→___→___→___→___→___
Признак: __________________________________________
1. Битва на реке Воже.
2. Борьба за ярлык на Великое Владимирское княжение между Юрием Даниловичем и Михаилом Ярославичем.
3. Куликовская битва.
4. Набег Тохтамыша на Москву.
5. Подавление ордынским и московским войсками Тверского восстания.
6. Получение Иваном I ярлыка на Великое Владимирское княжение.
7. Стояние на реке Угре.
___→___→___→___→___→___→___
Признак: __________________________________________
1. Грюнвальдская битва.
2. Кревская уния.
3. Походы Ольгерда на Москву.
4. Присоединение к Литве белорусских земель.
5. Присоединение к Литве Киева и украинских земель.
6. Присоединение к Москве Смоленска.
7. Сражение на реке Ведрошь.
___→___→___→___→___→___→___
Признак: __________________________________________
1. Строительство Аристотелем Фиорованти Успенского собора.
2. Строительство белокаменного Кремля в Москве.
3. Строительство в Москве первых каменных соборов.
4. Строительство краснокирпичного Кремля в Москве.
___→___→___→___
Признак: __________________________________________
1. Деятельность Сергия Радонежского и митрополита Алексия.
2. Начало притеснения православных в Литве.
3. Перенос митрополичьей кафедры в Москву.
4. Перенос митрополичьей кафедры во Владимир.
5. Споры иосифлян с нестяжателями.
___→___→___→___→___
Признак: __________________________________________
Работа с персоналиями.
А. Заполните таблицу.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло? |
Андрей Рублев | Выдающийся русский (кто?) ________________. Самое знаменитое произведение (какое?) __________________ |
Аристотель Фиорованти | Выдающийся (кто? откуда?) ______________________, строитель (чего? где?) ____________________________ |
Афанасий Никитин | Русский (кто?) ____________, совершил путешествие (куда?) ________________, автор (чего?) _______________________ |
Ахмат | Хан (чего?) _________________, отступил (после чего? когда?) _____________________________. |
Василий I | (Кто?) ______________________________________________, присоединил (что к чему?) ___________________________ |
Василий II | (Кто?) ______________________________________, победил в борьбе (с кем?) ____________________________________, но при этом (что с ним произошло?) ___________________ |
Василий III | (Кто?) ______________________________________________, присоединил (что к чему?) ___________________________, отобрал у Литвы (что?) ____________________ |
Витовт | (Кто?) ______________________________________________, при нем Литовское государство достигло (чего?) ______________________, командовал литовцами (в каком сражении и когда?) _______________________________ |
Владимир Серпуховской | (Кто?) _________________________________, двоюродный брат (кого?) _________________________, участвовал (в какой битве?) ____________________ и заслужил прозвище (какое?) ____________________ |
Гедимин | (Кто?) _________________________________, при нем начался быстрый рост (чего за счет чего?) ____________________________________ |
Даниил | (Кто?) ________________________________, младший сын (чей?) ____________________, отличался (каким качеством?) _______________________, присоединил (что к чему?) ___________________________ |
Дмитрий Донской | (Кто?) ______________________________, воевал за ярлык (с кем?) ___________, _______________, _____________, построил (что?) ______________________________, отразил три похода (кого?) ____________________, разгромил (кого, когда, в какой битве?) _________________________________, впервые передал (что, кому, без чьего разрешения?) ________________________________ |
Иван I Калита | (Кто?) ______________________________, подавил вместе с ордынцами (что, когда?) _____________________ и закрепил за собой (что?) _________________________, собирал с Русской земли (что, для кого?) и накопил (что?) ____________________________, прикупил много (чего?) _________________________, построил в Москве (что?) _____________________________, благодаря дружбе (с кем?) ___________________________ добился переноса в Москву (чего?) ______________________________________________ |
Иван III Великий | (Кто?) ______________________________, присоединил (что к чему?) ____________________________________________, сверг (что, после чего?) _______________________________, успешно воевал (с кем?) ____________________ и отвоевал (что?) _____________________________, при нем был составлен (что?) _____________________________, женился (на ком?) _____________________, что привело к заимствованию (чего?) _______________________________, перестроил в Москве (что?) _________________________ |
Иосиф Волоцкий | (Кто?) _________________________, лидер (какого течения?) ____________________, выступал (за какую церковь?) _______________________ и (какую княжескую власть?) __________________________ |
Мамай | (Кто?) _____________________, стал (кем?) __________________________, потерпел поражение (когда, где?) ______________________________ |
Алексий | (Кто?) ___________________________, фактически управлял (чем, при ком?) _____________________________________ |
Петр | (Кто?) ___________________________, дружил (с кем?) _____________________, что способствовало (чему?) __________________________________ |
Михаил Ярославич | (Кто?) ___________________________, боролся (за что, с кем?) ____________________________________________, был убит (где, кем, по навету кого?) ____________________ |
Нил Сорский | (Кто?) _________________________, лидер (какого течения?) ____________________, выступал (за какую церковь?) _______________________ |
Ольгерд | (Кто?) _________________________, присоединил (что к чему?) ____________________________________________, совершил три похода (каких, куда?) _____________________ |
Пересвет и Ослябя | (Кто?) ___________________________, были даны (кем, кому?) ____________________________________, Пересвет сражался в поединке (с кем, перед чем?) ______________________________ |
Сергий Радонежский | (Кто?) _________________________, основал (что?) _____________________, в котором монахи владели имуществом (как?) ________________________. благословил (кого на борьбу с кем?) _______________________________ |
Симеон Гордый и Иван II Красный | (Кто?) _________________________, дети (кого?) _________________________, продолжали политику (кого?) ___________________ |
Тохтамыш | (Кто?) _________________________, совершил (что, на что, когда?) __________________________ и добился возобновления (чего?) ___________________________ |
Узбек | (Кто?) _________________________, при нем его государство достигло (чего?) _______________________, принял со своими подданными (что?) ___________ |
Юрий Данилович | (Кто?) _________________________, боролся (за что, с кем?) _________________________________, убит (где, кем?) ______________________________ |
Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка | (Кто?) _________________________, боролись за власть (с кем?) ___________________________________, иногда (что?) _____________________, но в конечном итоге (что?) _______________________ |
Ягайло | (Кто?) _________________________, шел на помощь (кому?) ________________________, заключил (что, с кем?) ________________________ и стал (кем?) _________________________, командовал польскими войсками (в какой битве, когда?) _______________________. |
Б. Заполните таблицу, указав современников (используйте ТОЛЬКО материалы предыдущего задания).
Московские князья | Церковные деятели | Правители Литвы | Правители Золотой (Большой) орды |
____________________ | ____________ | Гедимин | ____________ |
Дмитрий Донской | _____________ и ________________ | ___________ и ______________ | ___________ и ______________ |
____________________ | _____________ и ________________ | Казимир Ягеллончик | Ахмат (Ахмед) |
Работа со схемами.
1. Заполните родословную таблицу литовских князей (указаны важнейшие представители).
2. Заполните родословную таблицу московских князей (указаны важнейшие представители). Подчеркните тех, которые именовались великими князьями московскими и владимирскими (хотя бы короткое время).
3. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в начале XVI в.
Работа с картой.
Найдите на карте:
1) территорию первоначального расселения литовских племен и границы Великого княжества Литовского в момент наибольшего расширения;
2) границы Московского княжества к 1300 г. и направления территориального роста, границы Великого княжества Московского к 1462 г., границы Русского государства к 1533 г.;
3) Куликовскую битву, битву на реке Шелонь, стояние на реке Угре.
Работа с понятиями.
Дайте определение понятий.
1. Боярская дума –
2. Дворяне –
3. Еретики –
4. Иосифляне –
5. Кормление –
6. Местничество –
7. Наместник –
8. Нестяжатели –
9. «Пожилое» –
10. Поместье –
11. Судебник –
12. Уния –
13. «Юрьев день» –
Работа с источниками.
Вставьте пропущенные имена, определите датировку событий.
А. «В те времена умер король Казимир Краковский, а сыновей у него не было, была только дочь Ядвига. И стали поляки посылать из Кракова к 1_____________, чтобы он принял крещение из Рима и стал бы у них королем в Кракове и во всей Польше. И 1_____________ начал советоваться со своей матерью, княгиней Ульяной, и с братьями, со всеми князьями и боярами Литовской земли, поехал в Краков в Польскую землю, там сам крестился и брат его и многие бояре Литовской земли крестились». Дата: _____________.
Б. «Пришел ордынский князь 2____________ с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял басурман [мусульман], армян, фрягов [итальянцев из генуэзских колоний в Крыму], черкесов, ясов [осетин]... Также с 2____________ в единомыслии и в единой думе был и литовский 1____________ со всею силою литовскою и польскою. С ними же в союзе был князь 3____________ и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя 4____________ и на брата его 5____________». Дата: _____________.
В. «Услышав, что 6_______________ стоит на берегу со всеми силами, 7_______________ пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь 8_______________ или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда 6_______________ послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам 6_______________ поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, пречистой госпоже богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию». Дата: ______________.
Работа с суждением историка.
Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Назовите князей, к которым может быть применена данная характеристика.
«Готовясь предстать пред престолом всевышнего судии [Бога] и диктуя... духовную грамоту, как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо помнят всякую мелочь в нем! Не забудут ни шубки... ни пояса золотого, ни коробки сердоликовой, все запишут, всему найдут место и наследника. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое... новое сельцо прикупить — вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах».
_______________________________________________________________________
Работа с изображениями
Самостоятельно найти в Интернете (или сканировать из книг) и вставить на данную страницу изображения:
Успенский собор в Москве (указать архитектора)
Грановитая палата в Москве
колокольня Ивана Великого в Москве
икона «Троица» Андрея Рублева