Естественно-природная ландшафтная среда;

Соотношение зон: 1.). Селитебная зона – 65%, 2.). Производственная и коммунальная зоны – 30%., 3.). Зона внешнего транспорта – 5%.

Концепция проекта

При разработке проекта «Поселок» необходимо исходить из определенной концепции архитектурно-композицинного, объемно-планировочного и функционального решения пространства поселка, заключающейся в согласованном использовании оптимального размещения типов домов, общественного центра, зданий и учреждений общественных пространств и зон, средств и приемов архитектурной композиции и дизайна для достижения требуемого качества пространства.

Основу для подобной концепции составляет выбранная оптимальная модель использования природно-ландшафтной среды выданной реальной ситуации, конкретного пространства поселка (природно-климатические особенности, рельеф местности, природные водоемы, лесонасаждения, поля, и тд.), учитывающая живописность, образность застройки и ее восприятие ,подчеркивающие индивидуальность и своеобразие природной среды.

Размещение участков с типами домов (индивидуальные, двухквартирные, блокированные, секционные, точечные) с учетом увеличения плотности застройки от периферии к центру ( индивидуальные – двухквартирные – блокированные – секционные), с разнообразными приемами размещения участков застройки, максимально учитывающих характер гелиопластики территории.

Разграничение транспортных и пешеходных связей между участками с группами домов, в общественных центрах, на участках зданий и сооружений, размещения на них автостоянок, подъездов к зданиям в соответствии зонированию пространств жилых и общественных зон (парадная зона, зона отдыха, хозяйственная зона и т.).

В проекте поселка должны быть даны предложения по созданию трехмерной модели пространства, обладающего характерной конфигурацией, адекватным человеку масштабом, цветовой гармонией, устойчивостью использования в различные сезоны года и комфортностью для пребывания человека.

В проекте поселка с учетом детализации разработки конкретных участков (жилые и общественные пространства) также должна быть выбрана оптимальная модель их использования с выявлением преобладающей функции – коммуникации, рекреации, обслуживания и др.

В проекте должны быть даны предложения по использованию средств ландшафтного дизайна в целях разграничения пешеходных и транспортных пространств, а также предусмотрены разнообразные композиционные решения основных элементов ландшафта – рисунок и колористика поверхности земли, формы гелиопластики, композиции контуров и ярусов посадок растительности.

В детальной проработке коллективных пространств в системе малоэтажной застройки необходимо использовать природный ресурс территории для создания условий, при которых выбранные участки между зданиями могли бы эффективно использоваться для различных форм содержательного досуга всеми возрастными группами во все сезоны, а для активных форм досуга предусмотрены экранированные открытые пространства.

Необходимо обратить особое внимание на организацию прогулочных зон и направлений в береговых полосах водоемов, а также на обустройство трасс велосипедного движения. При детальной разработке фрагмента одного из участков должны быть даны предложения по организации системы вечерней подсветки территории с использованием новых технологий света на различных ярусах пространства.

Стадии работы над проектом и состав подачи

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

- Выдача задания. Изучение задания и литературы по теме (в том числе нормативной):

- Обсуждение основных положений задания, копирование примеров существующего опыта проектирования поселка. (3 примера);

ЗАДАНИЕ 1. Анализ планировочной структуры существующего поселка (8 час.- 2 занятия).

УПРАЖНЕНИЯ.

· Выбрать один из трех вариантов существующих градостроительных решений поселка. Скалькировать или отксерокопировать вариант в формате А-4. Общий вид поселка. Генплан. Обозначить границу поселка (8 калек или ксерокопий).

· Графически показать общую схему зонирования поселка по общим массам - селитебная зона (зонирование типов домов с участками, общественных и других зон поселка). Цветные карандаши, фломастеры.

· Выделить графически схему застройки поселка с их композиционной структурой. Цветные карандаши, фломастеры.

· Графически показать схему транспортных и пешеходных путей в поселке, их структуру. Фломастеры.

· Графически выявить схему озеленения поселка в соответствии принятого объемно-планировочного решения. Цветные карандаши, фломастеры.

· Графически показать схему распределения общественных центров, зданий и сооружений общего пользования. Цветные карандаши, фломастеры.

· Графически выявить схему рельефа местности, ландшафтные особенности территории. Цветные карандаши, фломастеры.

· Составить схему-граф общей структуры поселка и существующего поселка. Цветные карандаши, фломастеры.

· Графически показать схемы видов и типов участков общественных зданий и жилых домов. Авторучка, фломастеры.

· Графически показать композиционные приемы типов жилых групп. Авторучка. Фломастеры.

· Определить количество типов домов в поселке, рассчитать процентное соотношение типов домов, количество жителей, соотношение площадей общественного центра и других зданий к жилой зоне.

Задание выполняется на формате 75х75 см.

ЗАДАНИЕ 11. Архитектурно-ландшафтный анализ заданного участка по проектированию поселка (реальная градостроительная ситуация территории сельской местности или пригорода, топографическая подоснова - М. 1:2000., природно-климатические условия, роза ветров, ориентация – север-юг.).

УПРАЖНЕНИЯ

· Определить размер местности селитебной зоны на топографической подоснове исходя из количества жителей, проживающих в поселке из расчета – 100 человек – 1 га (100х100 м.) на основе проведения оценки физических качеств территории. Графически выявить рельеф местности, сечение и развертки территории – показать его «объемность» штриховкой карандашами или условными тенями от горизонталей, основные элементы природного ландшафта (лесные массивы, земельные угодья, водные пространства, заболоченные территории и тд.). Склеить из картона рельеф местности. М.1:2000.

· Анализ природно-климатических факторов. Включает: построение ветровых и инсоляционных теней от рельефа и зеленых насаждений, нанесение линий водораздела, определение направлений ската рельефа и течение реки (при наличие последней).

· Анализ градостроительных факторов. В основном это выделение на подоснове существующих транспортных связей.

· Анализ визуальных факторов (основные композиционные ориентиры – выразительные элементы природного ландшафта – группы деревьев, валунов, утесов, холмов, оврагов, возвышенностей и тд.).

2. СТАДИЯ. ФОРЭСКИЗ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕИ (ВАРИАНТА РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ПОСЕЛКА).

ЗАДАНИЕ 111. Эскизы функционально-планировочной структуры проектируемого поселка (12 часов – 3 занятия).

УПРАЖНЕНИЯ

· Вырезать из цветного картона, бумаги участки домов (индивидуальные, блокированные, двухквартирные, секционные), общественных зон, учреждений и зданий различного пользования в масштабе 1:2000.

· В соответствии с проведенным анализом ситуации определить наиболее оптимальное место для размещения селитебной и производственных зон поселка.

· Детализировать селитебную территорию, разделив ее на зоны: жилую, центр, коммунально-складскую, зону внешнего транспорта, зону детских учреждений.

· Уточнить конфигурацию функциональных зон селитебной территории в соответствии с характером (линиями) рельефа.

ЗАДАНИЕ 1У Эскизы образно-композиционной модели поселка.

УПРАЖНЕНИЯ

· Изобразить графические ассоциации, символы, идеи композиции поселка (коллаж смутных образов)

· На топографической подоснове, учитывая концепцию поселка, коллаж смутных образов и основные приемы его организации, разложить варианты композиции объемно-планировочного решения поселка.(не менее 3 вариантов) Сфотографировать варианты композиции и распечатать их на формате А-4. При этом следует учесть основные принципы организации поселка: нижние точки рельефа около водоемов – зоны отдыха; расположение общественного центра в центре композиции; доступность школы и детских садов 500 метров; плотность застройки возрастает к центру; распределение видов блокировки участков жилых домов – линейная, кустовая, смешанная; блокировка домов – 6-8 домов, с противопожарными разрывами; часовня, церьковь, мечеть располагаются на краю поселка или при кладбище.

· Консультация по сделанным вариантам поселка. Выбор одного из вариантов форэскиза.

· В М.1:2000, с учетом консультации и замечаний сделать окончательный вариант форэскиза и наклеить на подоснову. Сфотографировать выбранный вариант и распечатать его в 6 экземпляров на формате А-4.

ЗАДАНИЕ У. Объемное моделирование элементов поселка.

УПРАЖНЕНИЯ

· В верхней части планшета 60 см.х80 см. выделить прямоугольник или квадрат размером 58х58 см, или 58х78 см (рамка – 1 см.). Из картона светло серых или коричневых оттенков (сплошного или гофрированного) толщиной 1 миллиметр, склеить рельеф территории поселка (М.1:2000).

· На основе ранее выполненного проекта 2 курса «Малоэтажные жилые дома», в крайнем случае - по учебнику «Проектирование жилых зданий» (если на 2 курсе все типы малоэтажных домов не разрабатывались - секционные), склеить макеты всех типов домов из белого картона в М.1:2000 в количестве, соответствующем расчету количества домов в поселке. Уровень детализации: читаемость конфигурации плана и крыши, этажности (количество этажей). Склеить хозяйственные постройки на участке (гараж, баня и тд.).

· Подобрать материалы, имитирующие озеленение дляМ.1:2000 (губка, белые ватные палочки, цветной картон урезанные на разные высоты от 1 мм. до 1 см. в соответствии с характером зелени (деревья и их группы, кустарники, газоны). Количество определяется в соответствии с территориями озеленения.

ЗАДАНИЕ У1. Объемно-планировочные схемы выбранного варианты, общая композиционная схема поселка.

УПРАЖНЕНИЕ

· По выбранному варианту, распечатанному на формате А-4 составить схемы озеленения, транспорта, общественного центра и участков учреждений, жилой застройки и составить общую схему застройки поселка, построение разверток, панорам в М.1:2000. Развертка строится по главной дороге в сторону общественного центра, с учетом линий рельефа, пересечений дорог с оврагами, мостами.

· Консультация. Корректировка общей композиции поселка.

3 СТАДИЯ. ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ.ДЕТАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛКА.

ЗАДАНИЕ У11. Уточнение и корректировка объемно-пространственной и функционально-планировочной структуры поселка. Упражнения выполняются на подоснове (кальке и миллиметровка) в М. 1:2000.

УПРАЖНЕНИЯ (ситуационный план - М.1:5000, план поселка - М.1:2000).

· Вычертить эскиз генерального плана поселка (формат 75см.х75 см., миллиметровка, калька). Дифференцировать планировочные элементы селитебной территории по этажности.

· Ввести в планировочную структуру дополнительные композиционные акценты (на въездах в поселок; в районе общественного центра и главной улице поселка).

· Проранжировать введенные в структуру дополнительные композиционные акценты.

· Увязать планировочно эти композиционные акценты со структурными элементами поселка и их связями.

· Показать различными цветами и толщиной типы дорог (главная дорога, дороги, проезды, пешеходные пути).

· На основе аналогов общественных зданий решить общую композицию и конфигурацию общественного центра, школы, детских садов и других зданий и учреждений. При разработке учесть зонирование территорий, наличие пешеходных площадей, регулярной зелени, фонтанов и тд.

· Решить разделение территории по функциональным зонам путем разделения их озеленением, дорожками, малыми архитектурными формами, площадями различного назначения, подъездов к зданиям и организацией автостоянок.

· Уточнить развертки и панорамы поселка. Показать на развертки наиболее интересные здания с высотными элементами (клуб, школа, пожарное депо, церьковь, мечеть, характер жилой застройки по главной улице, Развертка-панорама должна отражать последовательность плотности застройки - от центра к периферии, ее плановость и образный характер.

Вначале прорисовываются здания, а затем зелень. Уровень детализации зелени и зданий должен быть одинаковым. М. 1:2000 (не менее 2-х разверток).

· Консультация. Корректировка и уточнения силуэта разверток и понорамы.

ЗАДАНИЕ У111. Объемно-пространственная организация элементов жилой группы, улицы. (генплан. М.1:2000, 1:1000,1:500.)

УПРАЖНЕНИЯ (нормативные данные (профили сельских улиц, размеры приусадебных участков, противопожарные и инсоляционные разрывы между зданиями, параметры пространства и функциональный состав территории дворов, трассировка скотопрогонов и др.)

· Выделить в планировочной структуре поселка 2-4 типа структурных элементов жилой территории (различных по этажности и пространственной организации).

· Провести функциональное зонирование в каждом из выделенных планировочных элементов жилой зоны.

· Построить принципиальную пространственную композицию для каждого из выделенных элементов.

· Разработать эскизы застройки каждой из типовых ситуаций – планировочных элементов жилой территории поселка и их дизайна (детальная проработка рисунка мощения, растительности, светильников, малых форм и тд.). - М. 1:500.

· Консультация. Корректировка и уточнение эскиза застройки участков жилой группы.

ЗАДАНИЕ 1Х. Объемно-пространственная организация поселкового центра, основных общественных и коммунально-хозяйственных зон.

УПРАЖНЕНИЯ.

· Выбрать тип центра (компактный, блокированный, расчлененный) для конкретной ситуации поселка.

· Составить функциональную модель центра в увязке с общей планировочной структурой поселка.

· Выполнить эскиз застройки центра.

· Выполнить детальную проработку общественного центра (мощение, растительность, светильники, малые формы, автостоянки и тд.). М.1:500.

· Консультация. Корректировка и уточнение эскиза застройки центра.

ЗАДАНИЕ Х. Организация ориентации человека в пространственной структуре поселка.

УПРАЖНЕНИЯ.

· Построить визуальные модели по основным трассам транспортного и пешеходного движения (панорамы, визуальные кадры, перспективы по различным участкам).

· Внести необходимые коррективы в объемно-пространственную композицию поселка по результатам анализа его визуальных связей.

· Выделить средствами архитектуры и дизайна: границы поселка и границы его основных функциональных зон; основные пути движения человека в поселке; входы (въезды) в поселок и его отдельные функциональные зоны; архитектурные доминанты – ориентиры движения зрителя. М. 1:500, 1:200.

· Консультация. Корректировка и уточнение восприятия территории поселка.

4 СТАДИЯ. ПРОЕКТ(СДАЧА ПРОЕКТА)

СОСТАВ ПРОЕКТА:

Обязательные материалы:

· Макет поселка. М.1:2000.

· Развертки (не менее двух). М. 1:2000, 1:1000, 1:500.

· Схемы функционально-планировочной структуры поселка (граф-схема, схема, схема транспортных и пешеходных связей, схема озеленения, схема зонирования, схема застройки поселка жилыми группами, схема общественных центров и других зон.).

· Таблица расчета жителей по типам домам, процентное соотношение жилой застройки и общественных центров, озеленения и транспорта.

· Фотофиксация панорамы местности и ее отдельных интересных участков.

· Фотофиксация макета поселка в целом и его отдельных фрагментов

· Эскиз поселка на этапе его детальной проработке в М.1:2000, выполненные задания и упражнения по стадиям проектирования (1,2,3.).

Дополнительные материалы:

· Перспективные рисунки, визуальные кадры, панорамы выполненные в линейной, тональной или цветовой гамме (акварель, гуашь, темпера, компьютерная графика и тд.).

Наши рекомендации