Транспортное обслуживание строительства. Виды транспортировки и транспортных средств. Транспортные затраты.
Все виды транспорта, применяемые в строительстве, разделяются:
- по отношению к объекту строительства: внутрипостроечный, приобъектный и внешний;
- по направлению перемещения груза: вертикальный и горизонтальный.
Внутрипостроечным транспортом осуществляются перевозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада на рабочие места, а приобъектным транспортом – со складов баз производственно-технологической комплектации на приобъектные склады или рабочие места в пределах строительной организации.
Вертикальный транспортпредназначен для подъема строительных конструкций, материалов, изделий и оборудования и осуществляется различными типами кранов, подъемниками, пневматическими нагнетателями и бетоно-, растворонасосами, винтовыми конвейерами и др.
Горизонтальный транспортосуществляет перемещение грузов от места их производства или складирования к месту их потребления.
По приспособленности к перевозке строительных грузов транспорт бывает:
- универсальный– для перевозки грузов широкой номенклатуры;
- специализированный– для перевозки грузов определенных видов;
- специальный– для конкретного вида груза или единичных перевозок.
В зависимости от принадлежности транспорта к различным структурам различают транспорт общего назначения и ведомственный,входящий в состав организаций.
Внешним транспортомосуществляются перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков (производитель, торгово-посреднические предприятия и т. п.) до их потребителей (склады строительных организаций или их базы производственно-технологической комплектации, приобъектные склады строительных площадок).
Базовыми элементами транспортной логистической инфраструктуры являются: транспортные магистрали (железнодорожные пути, автомобильные дороги, воздушные трассы, и т.д.); терминалы; подвижной состав и тяговые средства.
Организация транспортных процессов. На уровне строительных предприятия организация транспортного обслуживания предполагает решение следующей последовательности задач: выбор способа доставки груза; выбор вида транспорта:выбор типа транспортного средства;выбор транспортно-логистических посредников; организация и планирование грузоперевозок;выбор рациональных маршрутов доставки грузов; диспетчирование хода доставки грузов и т.д.
При выборе перевозчикаиспользуется стандартная процедура рейтинговой оценки, как при выборе поставщика.
Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствахтребуется определить грузооборот (региона обслуживания, компании, завода, склада), грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.
Номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, определяют в соответствии с классификацией грузовпо технологии их погрузки и разгрузки, способу перевозки и виду тары.
Перевозки грузов могут осуществляться по разовым и постоянным маршрутам, возможно их комбинированное использование.
Постоянные и сконструированные на их основе комбинированные маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми. Маятниковые маршрутыустанавливаются при обслуживании двух пунктов; они могут быть односторонними,когда транспортные средства движутся в один конец с грузом, а в другой - без груза, двусторонними,когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Кольцевые маршрутыустанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому; они могут быть с равномерным, нарастающим и убывающим грузопотоком.Разновидностью кольцевых маршрутов являются цикловые маршруты, применяемые для обслуживания большого числа пунктов, расположенных на обширной территории; представляют собой совокупности нескольких замкнутых кольцевых маршрутов, связанных между собой специальными кольцевыми маршрутами, оснащенными пунктами передачи грузов с одного кольца на другое (без перевалки или с перевалкой грузов).
Расчет количества автотранспортных средств. На стадии ПОСрасчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в транспортных средствах на 1 млн. руб. сметной стоимости СМР в год. В норматив потребности входят все виды автомашин и учитывается суммарная потребность в автотранспортных средствах независимо от подчиненности парка машин.
На стадии ППР потребность в средствах транспорта определяют в следующем порядке: выявляют потребность в перевозках, составляют схемы грузопотоков; рассчитывают грузооборот по календарным периодам работ (смену, сутки, неделю, месяц и т. д.); подбирают виды транспортных средств; определяют производительность транспортной единицы; рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам и составляют транспортный (монтажно-транспортный) график или заявку на транспорт.
Работа транспорта на строительстве характеризуется объемом перевозок и грузооборотом.
Объем перевозок – это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах за единицу времени.
Грузооборот (Qep) – объем транспортной работы в тонно-километрах (т-км) за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот равен сумме гpyзопотоков.
Расчет грузооборота позволяет определить размер суточного грузооборота (Qгрсут)
где псм– количество рабочих смен за принятый период времени;Кнп – коэффициент неравномерности перевозок (в зависимости от вида строительства равен 1,1-1,3).
Грузопоток - количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки за тот же период. Для расчета грузопотока выполняют схемы и таблицы, которые составляют по каждому виду грузов и с учетом количества, направления, расстояния перевозки и типа транспортного средства. Исходными данными служат календарные планы снабжения строительства.
Наиболее распространенным способом является расчет грузооборота на основе "шахматных таблиц" (транспортных матриц), учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Данные таблиц грузооборотов принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков показывает распределение и направление движения грузов по отдельным пунктам.
По данным о грузообороте и грузопотоках разрабатывают варианты рационального использования вида транспорта.
На втором этапе формируются возможные варианты транспортных средств для перевозки грузов с использованием одного или нескольких видов транспорта. Комбинированные способы доставки используются в тех случаях, когда по техническим причинам невозможно применить один из видов транспорта или применение нескольких видов транспорта с учетом перегрузок целесообразнее, чем одним из них.
Количество транспортных средств (N) каждого вида в принятых вариантах определяется по формуле:
где Q – общий объем перевозимого груза за определенный период времени, т, т км;
g – доля грузов, перевозимых транспортным средством данного вида в общем объеме, % ;
Пэ – эксплуатационная производительность транспортного средства за определенный период времени, т, т-км; Кисп – коэффициент использования парка транспортных средств.
На третьем этапе выбора транспортных средств производится технико-экономическая оценка принятых вариантов перевозок строительных грузов.
В основу выбора экономически эффективного варианта транспортных средств положен метод сравнительной оценки величины эксплуатационных затрат (Э).
Эксплуатационные затраты на содержание транспортных средств складываются из стоимости обслуживания и ремонтных работ, амортизационных отчислений на полное восстановление и накладные расходы, затраты на энергоносители и эксплуатационные материалы, заработную плату эксплуатирующего и обслуживающего персонала и определяются по формуле:
где Эi – эксплуатационные затраты по каждому типу транспортных средств; Nt – количество транспортных средств каждого типа.
Для перевозки строительных грузов принимается тот вариант, суммарные затраты на реализацию которого являются наименьшими
В основу построения системы тарифовдля каждого вида транспорта заложена дифференциация в зависимости от расстояния перевозки, срочности доставки, рода груза, объема грузовой отправки. При определении транспортных тарифов существенную роль играет качество транспортного обслуживания (качество продукции транспорта).
2.23 Особенности ценообразования: цены строительной продукции заказчика, договорной цены подрядных работ, их формирование.
Цена в строительстве –это денежное выражение стоимости единицы строительной продукции, которая определяется количеством общественно необходимого труда, затрачиваемого на ее создание.
Цены на строительную продукцию определяются исходя из общих принципов ценообразования, при этом механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:
1) в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядная организация;
2) индивидуальный характер строящихся зданий и сооружений;
3) стоимость строительной продукции в значительной мере зависит от местных условий строительства;
4) большая длительность производственного цикла строительного процесса;
5) высокая материалоемкость строительной продукции;
6) специфические особенности учета сметной прибыли и формирования стоимости эксплуатации машин и механизмов;
7) стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта, сметных норм и других данных.
Основой сметного нормирования и ценообразования в строительстве является принцип усреднения, который имеет место при нормировании как расхода материалов, так и заработной платы, затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов. Этот принцип в полной мере относится и к сметному ценообразованию.
Действующая система ценообразования в строительстве входит отдельной частью в состав общегосударственных нормативов Строительных норм и правил (СНиП), часть IV–2001 «Сметные нормы и правила» и регулируется ГК РФ.
Виды стоимости – сметная, рыночная, договорная, фактическая и балансовая (инвесторная) стоимости объекта строительства.
При формировании цены на строительную продукцию применяются затратные методы, суть которых – последовательное калькулирование затрат, определение сметных цен на производственные ресурсы, виды работ, объекты и на стройку в целом. Основа цены строительной продукции состоит из двух элементов: объемы (количество) конструктивных частей сооружения (виды строительных и монтажных работ), предусмотренных проектом, и величина нормативных (сметных) затрат на единицу конструктивных частей сооружения (видов работ).
Рыночная цена строительной продукции определяется как объективно обусловленная стоимость возведения конкретного объекта на данном региональном рынке в реальный период времени, устанавливается по законам рыночной конъюнктуры подрядной деятельности и под влиянием спроса и предложения на строительную продукцию.
Если говорить о цене строительной продукции, то следует рассматривать ее с позиций инвестора-заказчика и подрядчика.
Для инвестора ценой строительной продукции являются инвестиционные затраты, определяемые соответствующей сметной документацией: сводным сметным расчетом стоимости строительства, ведомостью стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, объектными и локальными сметными расчетами (сметами).
Для подрядной организации действует договорная цена строительной продукции, определяемая стоимостью выполненных ими работ в соответствии с договором подряда.
Договорная цена строительной продукции формируется на основе данных о сметной стоимости строительства и рыночной цене строительной продукции. Договорная цена устанавливается с учетом сметных расчетов и прогноза изменения уровня предстоящих затрат за расчетный период времени проведения строительства; она зависит также от формы подрядного договора, продолжительности строительства, порядка авансирования и расчетов за выполненные работы. Для определения свободной (договорной) цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база. В договорных ценах на строительство необходимо учитывать изменения условий ценообразования в промышленности, на транспорте, в сфере обращения.
При определении договорной цены работ в договоре подряда следует руководствоваться соответствующими статьями ГК РФ, а также Методическими рекомендациями по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации.
Под договорной ценойстроительной продукции следует понимать индивидуальную стоимость строительно-монтажных (ремонтно-строительных, реставрационных, пусконаладочных) работ, выполняемых подрядчиком по договору подряда. Договорная цена определяется заказчиком и подрядчиком, в том числе по результатам подрядных конкурсов.
В соответствии со ст. 709 ГК РФ договорная цена должна включать в себя компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Таким образом, в договорной цене следует учесть все обоснованные затраты подрядчика, связанные с выполнением обязательств по договору, и прибыль в согласованном сторонами размере.
В структуре договорной цены (Цдог) выделяют стоимость подрядных работ (Сп) и другие затраты и работы по договору (Сдр): Цд=Сп+Сдр
Стоимость подрядных работ включает в себя стоимость строительных и монтажных работ (Сс и См), а также прочие работы и затраты подрядчика:Сп=Сс+См+Спр
К прочим затратам подрядных организаций, которые могут быть включены (при их наличии) в договорную цену строительной продукции, относятся работы и затраты:
1) по содержанию действующих постоянных автомобильных дорог и восстановлению их после окончания строительства;
2) на перевозку работников к объектам строительства и обратно автомобильным транспортом и на командирование рабочих на иногородние объекты;
3) связанные с осуществлением работ вахтовым методом строительства, перебазированием строительно-монтажных организаций, использованием специальных контингентов рабочих;
4) на организованный набор рабочих;
5) на возмещение расходов по страхованию строительных рисков, на усиленную охрану объектов, на подготовку к сдаче объектов в эксплуатацию;
6) связанные с проведением специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, энцефалитным клещом, гнусом и др.);
7) на доплаты за подвижной характер работ и выплату вахтовой надбавки, если эти расходы не включены в локальные сметы;
8) другие затраты, относящиеся к деятельности подрядной организации.