Развозка материалов по трассе
Затраты труда на погрузку, выгрузку и транспортировку материалов составляют большую долю в общем объеме работ по строительству линий электропередачи. Например, для строительства ВЛ 110кВна деревянных опорах требуется вывезти до 35 т материалов на каждый километр трассы, а для такой же линии на железобетонных опорах— до 50 т. Поэтому складирование материалов производят стаким расчетом, чтобы перевозки материалов на трассу и их перегрузка были минимальными.
Организация складского хозяйства.Материалы и конструкции, линейная арматура, машины, механизмы и инструмент поступают на центральный и линейные склады СМУ или ПМК. Центральный склад, а также гараж и мастерские, составляющие прирельсовую производственную базу СМУ (ПМК), размещают обычно в непосредственной близости от железнодорожной станции. На территории склада сооружают закрытые складские помещения, навесы, площадки для открытого хранения грузов. К территории склада по возможности прокладывают железнодорожную ветку для подачи вагонов с грузами. С центрального склада материалы и конструкции отправляют на линейные полевые склады прорабских участков или на трассу линии электропередачи. Линейные склады, размещаемые вблизи трассы строящейся линии электропередачи, оборудуют с учетом конкретных материалов и конструкций, применяемых при ^строительстве линии. Линейные склады как временные сооружения после окончания строительства разбирают и перевозят на другое место. На линейных складах устраивают навесы и площадки открытого хранения, размещают передвижные фургоны склады и хранят обычно инструмент и приспособления для монтажных работ, изоляторы, арматуру, провода, тросы, горюче-смазочные материалы, а также иногда конструкции для опор.
Большую часть грузов, поступающих на склады, составляют длинномерные и тяжеловесные конструкции и материалы. Выгружают их обычно автокранами общего назначения и хранят непосредственно у места выгрузки на отдельных площадках рассортированными по маркам и видам. Железобетонные стойки и деревянные столбы хранят в штабелях высотой до 2 м на деревянных прокладках. Штабеля укрепляют стойками с подкосами. Между штабелями устраивают с одной стороны проходы шириной 1,5 м, а с другой — проезды шириной 5 м для кранов, и автомашин. Железобетонные подножники и сваи выкладывают таким образом, чтобы не повредить анкерные болты. Аналогично складируют железобетонные сваи и пасынки.
Изоляторы, линейная, арматура, поковки и метизы поступают на склады втаре — ящиках или контейнерах. Поковки, болты и линейную арматуру хранят рассортированными по маркам и видам в закрытых складах или под навесами. Изоляторы обычно складывают на открытых площадках в ящиках или на деревянных решетках в штабелях высотой до 1,5 м. Провода и кабели, тросы и канаты поступают на склады намотанными на барабаны и реже — в бухтах. Для хранения барабаны устанавливают на деревянные прокладки высотой не менее 100 мм. Обшивку барабанов не вскрывают. На щеки барабанов наносят складской порядковый номер, а его данные заносят в картотеку склада,
Погрузку, выгрузку и хранение легковоспламеняющихся и взрывоопасных материалов (термитных патронов и спичек, баллонов с кислородом, пропаном и т. д., горюче-смазочных и антисептических материалов) выполняют в соответствии с противопожарными правилами и правилами Госгортехнадзора.
Отбор материалов и конструкций. Отправляемые на трассу материалы и конструкции должны быть осмотрены и приняты начальником линейного участка — прорабом, мастером или другим ответственным лицом; соответствовать действующим стандартам и техническим нормам и иметь штамп проверки отдела технического контроля завода-изготовителя. При отборе и приемке железобетонных конструкций проверяют наличие паспорта завода-изготовителя и его соответствие типу марке изделия; отсутствие раковин, выбоин, сколов и трещин. Допускаемое количество дефектов регламентируется СНиПом. Так, допускается не более двух раковин и выбоин на один метр стойки. При этом длина, ширина и глубина их должны быть не более 10 мм. Трещины и сколы на торцах стоек не допускаются. Поверхность подземной части железобетонных конструкций должна быть покрыта битумом в два слоя. При отборе и приемке металлических конструкций проверяют наличие заводского сертификата, правильность геометрических размеров, качество сварных швов, размеры отверстий для болтов и расстояния между ними. Например, длина секций стволов, траверс или подкосов не должна отличаться от проектной более чем на ±10 мм (или не более чем на 1/1000 проектной длины), а ширина граней секций в местах стыков - не более чем на ±3 мм. Расстояния между любой парой отверстий не должны отклоняться от проектных более чем на ±2 мм.
В деревянных опорах, отправляемых на трассу, качество пропитки антисептиком проверяют по сертификату завода, а на поперечных срезах бревен выполняют контрольную проверку. Диаметр бревен в верхнем отрубе для основных элементов опор (стоек, пасынков, траверс) должен быть не менее 18 см для В Л 35—110кВи не менее 16 см для ВЛ 6—10 кВ.
Болты для сборки деревянных опор должны быть окрашены черным лаком, резьба — смазана, гайки свободно наворачиваться. Диаметры болтов для опор ВЛ до 110кВдолжны быть не менее 18 мм. Для ВЛ сельской электрификации до 35кВдопускается применять болты диаметром 16 мм. При отправке изоляторов на трассу в гирляндах перед сборкой проверяют отсутствие трещин, сколов и повреждений глазури на каждом изоляторе и испытывают их мегомметром напряжением 2500 в.
Погрузка и перевозка материалов и конструкций.Перед вывозом на трассу материалов и конструкций для определения проходимости имеющихся транспортных средств обследуют подъездные дороги и мосты. Если невозможно доставить на место монтажа грузы из-за плохого состояния дорог, на трассе устраивают перевалочный пункт, где материалы и конструкции перегружают с автомашин на тракторные прицепы и тележки. В тяжелых условиях (горах, болотах и др.) материалы доставляют вертолетами (МИ-4, МИ-6 и др.). Использование вертолетов позволяет избежать больших затрат на устройство дорог, значительно сокращает сроки строительства линии и в некоторых случаях является экономически выгодным, несмотря на высокую стоимость летного часа. Как правило, кроме доставки материалов, вертолеты используют для транспортировки людей, а также установки опор.
Железобетонные изделия транспортируют с особой осторожностью, не допуская появления трещин. Транспортировка железобетонных стоек по трассе волоком и разгрузка их сбрасыванием запрещаются. При транспортировке свай, а также подножников необходимо обеспечить сохранность анкерных болтов и других выступающих металлических частей.
Элементы металлических опор перед отправкой на трассу максимально укрупняют, собирая в секции соответственно грузоподъемности и проходимости автомашин. Собранные укрупнительной сборкой секции комплектуют необходимыми крепежными изделиями для последующей сборки на пикете. Секции укладывают на подкладки, при этом принимают меры для обеспечения сохранности легкодеформируемых элементов решетки.
Барабаны с проводами и тросами перевозят в вертикальном положении, т. е. с опорой на обе щеки. При этом барабаны подклинивают и закрепляют растяжками. Для погрузки и разгрузки барабанов используют различные подъемные и тяговые механизмы (автокраны, лебедки, тали и т. п.). Допускается также погрузка и разгрузка барабанов на транспортные средства по наклонной плоскости. На рис. 50 показаны схемы погрузки барабанов при отсутствии крана. При разгрузке барабаны обязательно должны тормозиться, для чего используют лебедку или трактор, к которым крепится тормозной канат. Разгружать барабаны следует так, чтобы они встали вертикально на щеки, не продавив обшивки.
а —. вручную с пакгауза, б — по наклонной плоскости лебедкой
Рис 1. Схемы погрузки барабанов при отсутствии крана
Изоляторы, линейную арматуру, поковки и крепеж перевозят по трассе в прочной деревянной таре или металлических контейнерах.
Особую осторожность необходимо соблюдать при вывозке на трассу термитных патронов и термитных спичек. Ящики следует укладывать равномерно по всему дну кузова и закрывать брезентом. При этом ящики с термитными патронами укладывают отдельно от ящиков с термитными спичками. В кузове, машины не должно быть легковоспламеняющихся веществ и посторонних предметов, а машина должна быть снабжена противопожарными средствами.
3. СБОРКА ДЕРЕВЯННЫХ ОПОР
Деревянные олоры собирают обычно из заранее заготовленных заводских антисептированных деталей. В отдельных случаях опоры собирают из столбов. Готовые деревянные детали для унифицированных деревян
ных опор представляют собой стандартные элементы - стойки, траверсы, раскосы с затесами, врубками и просверленными отверстиями. Однако вследствие различной кривизны и сбега бревен, а также отклонения размеров в пределах допусков заводские детали могут не вполне точно подходить друг к другу и поэтому требуют дополнительной подгонки при сборке на трассе.
Заготовка, обработка и сопряжение стоек и пасынков.Эти операции выполняют на горизонтальных помостах или подкладках из бревен при помощи электропил, электродрелей и другого режущего инструмента, а также различных такелажных средств и приспособлений, причем заготовку и обработку деталей выполняют только при изготовлении опор из столбов. Заготовку стоек начинают собработки верхушки на конус или клин. Верхнюю часть деревянного пасынка также делают наклонной. Для плотного сопряжения пасынок и часть стойки на длину припасовки затесывают топором. Ширина затеса должна быть не менее 125 мм. При использовании железобетонных пасынков обрабатывают только стойку опоры. При двойных пасынках (рис. 51, а) стойку затесывают с обеих сторон в двух параллельных плоскостях. Стык стойки с пасынком должен быть плотным, без просветов. Если стойка или пасынок имеет кривизну, припасовку выполняют так, чтобы кривизна их была направлена вдоль оси ВЛ. Затем в соответствии с чертежами на стойках и пасынках размечают места расположения проволочных бандажей или припасовочных хомутов и вырубают небольшие выемки для прохода стяжных бандажных болтов (при креплении проволочными бандажами). Для плотного прилегания бандажей на стойках и пасынках затесывают все неровности.
Проволочным бандажом или припасовочным хомутом можно стягивать не более двух деталей (стойку и пасынок). Стягивать одним общим бандажом двойные пасынки и стойку запрещается.
Крепление пасынков к стойкам (припасовку) выполняют на монтажных площадках в том случае, когда имеется возможность вывезти, на трассу длинномерные элементы опор. На небольших линиях припасовку выполняют непосредственно на месте сборки опор.
Для припасовки деревянных пасынков стойку разворачивают на подкладках затесанной плоскостью вверх. Затем, на стойку накладывают пасынок и временно скрепляют его со стойкой струбциной или строительными скобами так, чтобы врубки в стойке и пасынке для прохода бандажных болтов совпадали. Под комель пасынка кладут прокладку. Перед припасовкой места стоек и пасынков, подвергавшиеся обработке, покрывают антисептиком, нагретым до температуры 80—90° С.
При установке проволочных бандажей один конец заготовленной бандажной проволоки загибают и забивают молотком на 20—25 мм в стойку. Проволоку плотно наматывают рядами вокруг стойки и пасынка, подбивая и выравнивая молотком нитки бандажа, и обрубают. Свободный конец проволоки просовывают под уложенные нитки и загибают. Затем весь бандаж натягивают ломом. При этом проверяют правильность укладки ниток и рихтуют натянутый бандаж молотком, а конец проволоки также забивают в пасынок.
После этого середину бандажа с обеих сторон стойки раздвигают ломом и через образовавшиеся отверстия между нитками бандажа и ранее вырубленное отверстие продевают стяжной болт с надетой на него бандажной шайбой (рис. 51,6). С противоположной стороны на болт надевают вторую бандажную шайбу, навертывают гайку и затягивают бандаж. Между бандажными шайбами и стойкой с пасынком оставляют зазор 15—20 мм для последующей подтяжки бандажа при эксплуатации.
Затем так же монтируют второй, бандаж и снимают временные струбцины.
Железобетонные пасынки сопрягают со стойками как проволочными бандажами, так и припасовочными хомутами. Пасынки прикладывают к стойкам не сверху, а сбоку так, чтобы плоскость сопряжения их была вертикальной. Железобетонные пасынки со стойками стягивают проволочными бандажами так же, как и деревянные. При сопряжении припасовочными хомутами заготовленную и обработанную стойку прикладывают к железобетонному пасынку, охватывают их хомутами, накладывают шайбы и затягивают гайки.
При сопряжении стоек с двойными пасынками сначала закрепляют один пасынок, затем стойку с пасынком разворачивают, прикладывают к ней второй пасынок и припасовывают его.
Для В Л до 10кВдопускается припасовка стоек с пасынками проволочными бандажами без стяжных болтов. В этом случае нитки проволочного бандажа скручивают ломом с одной и другой стороны стойки.
При сопряжении стоек А- и АП-образных опор заготовленные стойки укладывают верхушками (без разделки) одна на другую, а их комли разводят на проектное расстояние, причем пасынки разворачивают на внешнюю сторону угла, образованного стойками.
Вершины стоек затесывают по линии их пересечения (Л—В — см. рис. 6), прикладывают одну к другой затесанными плоскостями и временно скрепляют строительными скобами.
На боковых поверхностях бревен размечают очертания гнезда для шпонки или металлического вкладыша 5, а также места установки болтов; Затем стойки разъединяют, вырубают в них пазы для шпонки, делают скосы (затесы) на верхушках и просверливают отверстия для болтов. Глубина врубки не должна отличаться от проектной более чем на 4 мм. Зарубы, затесы и отколы древесины допускаются на глубину не более 10% диаметра бревна в месте обработки.
Обработанные стойки маркируют попарно, чтобы на пикет попадали подогнанные стойки. Остальные операции по сборке А- и АП-образных опор выполняют на трассе строящейся ВЛ.
Заготовка и обработка траверз, подтраверсников, поперечин, раскосов и ригелей. При отсутствии заводских деталей траверсы, подтраверсники, поперечины, раскосы и ригели нарезают из бревен. Нарезанные заготовки размечают по шаблону, затем в них просверливают отверстия и выполняют необходимые врубки и затесы. Отверстия под штыри и узлы крепления гирлянд сверлят точно по диаметру. Остальные отверстия сверлят диаметром на 2—2,5 мм больше соответствующего диаметра болта. Места врубок, затесов и опилов антисептируют, лишние отверстия забивают пробками.
Подготовленные траверсы оснащают штырями и подкосами (для опор со штыревыми изоляторами) или узлами крепления гирлянд (для опор с подвесными изоляторами).
Под головки и гайки болтов подкладывают шайбыразмером не менее 60X60x5 мм. Под головки штырей шайбы не устанавливают. Древесину под шайбами тщательно подтесывают (врубки под шайбу не допускаются)