Неявка в военный комиссариат (ст. 25.1 КоАП). 3.1.1. Неявка без уважительных причин на мероприятия призыва на воинскую службу по повестке (направлению) военного комиссариата или в сроки
3.1.1. Неявка без уважительных причин на мероприятия призыва на воинскую службу по повестке (направлению) военного комиссариата или в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь, если данная неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности (ч. 3 ст. 25.1)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать предусмотренный порядок призыва на воинскую службу.
Объективная сторона выражается в деянии в форме бездействия — неявка без уважительных причин на мероприятия призыва на воинскую службу по повестке (направлению) военного комиссариата или в сроки, установленные законодательством.
Уважительные причины названы в ч. 2 ст. 10 Закона. Ими могут быть:
238) увечье (ранения, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;
239) тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
240) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
241) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром) или судом.
Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих органов.
В абз. 5 ст. 39 Закона записано, что в случае неявки граждан без уважительных причин на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве по повестке (направлению) военного комисса
риата или в установленные сроки эти граждане привлекаются к ответственности.
Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве включает следующие мероприятия:
1. явку на медицинское освидетельствование (обследование);
2. проведение медицинского освидетельствования (обследования);
3. заседание призывной комиссии;
4. явку призванных граждан в военный комиссариат, на призывной (сборный) пункт для отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве и нахождение в военном комиссариате, на призывном (сборном) пункте до отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве;
5. отправку призванных граждан к месту срочной военной службы, службы в резерве (абз. 1 ст. 34 Закона).
При призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве районная (городская) призывная комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование граждан и принять в отношении их одно из следующих решений:
1. о призыве на срочную военную службу или службу в резерве;
2. о направлении на альтернативную службу;
3. о предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве;
4. об освобождении от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и зачислении в запас;
5. об освобождении от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и исключении с воинского учета.
Решение о призыве граждан на военную службу, службу в резерве может быть принято только после достижения ими 18-летнего возраста(ст.36 Закона).
Призывные комиссии создаются районными, районными в городах, городскими (городов областного подчинения) исполнительными и распорядительными органами в составе:
1. председатель комиссии — заместитель руководителя местного исполнительного и распорядительного органа;
2. члены комиссии — военный комиссар района (города), заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел местного
исполнительного и распорядительного органа, руководитель (заместитель руководителя) центральной районной (городской) организации здравоохранения, врач, руководящий работой врачей — специалистов по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу, службу в резерве; 3)секретарь комиссии.
Если неявка без уважительных причин воспрепятствовала принятию призывной комиссией и (или) реализации решения, то деяние может рассматриваться как уклонение от исполнения воинской обязанности и квалифицироваться как преступление (ч. 1 ст. 435 УК). Субъект правонарушения — лицо, достигшее 18 лет. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Ответственность состоит в наложении предупреждения или штрафа в размере до пяти базовых величин.
v
3.2. Неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат (ст. 25.3 КоАП)
3.2.1. Умышленное неоповещение должностным лицом допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки (ч. 1 ст. 25.3)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать предусмотренный порядок призыва на военную службу. Объективная сторона выражается в умышленном:
1. бездействии — неоповещение должностным лицом допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат;
2. действии — воспрепятствование должностным лицом явке допризывника, призывника и военнообязанного на сборные пункты или призывные участки.
Согласно абз. 1 ст. 9 Закона должностные лица органов государственного управления, иных организаций, ответственные за военно- учетную работу, обязаны по требованию военных комиссариатов:
1. оповещать граждан об их вызове в военные комиссариаты;
2. обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызову военных комиссариатов.
Допризывник — гражданин мужского пола, проходящий подготовку к военной службе до приписки к призывному участку.
Призывник — гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку.
Военнообязанный — гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований.
Запас Вооруженных Сил и других воинских формирований — резерв военнообязанных, предназначенный для комплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований на военное время (ст. 1 Закона).
Субъект правонарушения — должностное лицо.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двух до четырех базовых величин.
3.2.2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания
за такие же нарушения (ч. 2 ст. 25.3)
Объект исубъективная сторона правонарушения те же, что
и по ч. 1 рассматриваемой статьи.
Объективная сторона выражается в деянии в форме бездействия — неоповещение, действия — воспрепятствование, совершенных повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, т.е. правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 25.3.
Повторно может быть совершено одно из названных правонарушений независимо от того, за какое из них на должностное лицо было наложено административное взыскание по ч. 1 ст. 25.3.
Субъект правонарушения — должностное лицо, на которое было наложено административное взыскание по ч. 1 рассматриваемой статьи.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.