Неявка в военный комиссариат (ст. 25.1 КоАП). 3.1.1. Неявка без уважительных причин на мероприятия призыва на воинскую службу по повестке (направлению) военного комиссариата или в сроки

3.1.1. Неявка без уважительных причин на мероприятия призыва на воинскую службу по повестке (направлению) военного комиссариата или в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь, если данная неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реали­зации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности (ч. 3 ст. 25.1)

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие соблю­дать предусмотренный порядок призыва на воинскую службу.

Объективная сторона выражается в деянии в форме бездей­ствия — неявка без уважительных причин на мероприятия призыва на воинскую службу по повестке (направлению) военного комисса­риата или в сроки, установленные законодательством.

Уважительные причины названы в ч. 2 ст. 10 Закона. Ими могут быть:

238) увечье (ранения, травма, контузия) или заболевание гражда­нина, связанные с утратой им трудоспособности;

239) тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

240) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

241) иные причины, признанные уважительными призывной комис­сией (военным комиссаром) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами соот­ветствующих органов.

В абз. 5 ст. 39 Закона записано, что в случае неявки граждан без уважительных причин на мероприятия по призыву на военную служ­бу, службу в резерве по повестке (направлению) военного комисса­

риата или в установленные сроки эти граждане привлекаются к от­ветственности.

Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве включает следующие мероприятия:

1. явку на медицинское освидетельствование (обследование);

2. проведение медицинского освидетельствования (обследования);

3. заседание призывной комиссии;

4. явку призванных граждан в военный комиссариат, на призыв­ной (сборный) пункт для отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве и нахождение в военном комиссариате, на призыв­ном (сборном) пункте до отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве;

5. отправку призванных граждан к месту срочной военной служ­бы, службы в резерве (абз. 1 ст. 34 Закона).

При призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве районная (городская) призывная комиссия обязана орга­низовать медицинское освидетельствование граждан и принять в отношении их одно из следующих решений:

1. о призыве на срочную военную службу или службу в резерве;

2. о направлении на альтернативную службу;

3. о предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве;

4. об освобождении от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и зачислении в запас;

5. об освобождении от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и исключении с воинского учета.

Решение о призыве граждан на военную службу, службу в резер­ве может быть принято только после достижения ими 18-летнего возраста(ст.36 Закона).

Призывные комиссии создаются районными, районными в горо­дах, городскими (городов областного подчинения) исполнительными и распорядительными органами в составе:

1. председатель комиссии — заместитель руководителя местного исполнительного и распорядительного органа;

2. члены комиссии — военный комиссар района (города), замес­титель начальника управления (отдела) внутренних дел местного

исполнительного и распорядительного органа, руководитель (замес­титель руководителя) центральной районной (городской) организа­ции здравоохранения, врач, руководящий работой врачей — специа­листов по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу, службу в резерве; 3)секретарь комиссии.

Если неявка без уважительных причин воспрепятствовала при­нятию призывной комиссией и (или) реализации решения, то деяние может рассматриваться как уклонение от исполнения воинской обя­занности и квалифицироваться как преступление (ч. 1 ст. 435 УК). Субъект правонарушения — лицо, достигшее 18 лет. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Ответственность состоит в наложении предупреждения или штрафа в размере до пяти базовых величин.

v

3.2. Неоповещение допризывника, призывника и воен­нообязанного о вызове в военный комиссариат (ст. 25.3 КоАП)

3.2.1. Умышленное неоповещение должностным лицом допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки (ч. 1 ст. 25.3)

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие соблю­дать предусмотренный порядок призыва на военную службу. Объективная сторона выражается в умышленном:

1. бездействии — неоповещение должностным лицом допризывни­ка, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат;

2. действии — воспрепятствование должностным лицом явке до­призывника, призывника и военнообязанного на сборные пункты или призывные участки.

Согласно абз. 1 ст. 9 Закона должностные лица органов государ­ственного управления, иных организаций, ответственные за военно- учетную работу, обязаны по требованию военных комиссариатов:

1. оповещать граждан об их вызове в военные комиссариаты;

2. обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызову военных комиссариатов.

Допризывник — гражданин мужского пола, проходящий подго­товку к военной службе до приписки к призывному участку.

Призывник — гражданин мужского пола, приписанный к призыв­ному участку.

Военнообязанный — гражданин, состоящий в запасе Вооружен­ных Сил или других воинских формирований.

Запас Вооруженных Сил и других воинских формирований — резерв военнообязанных, предназначенный для комплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований на военное вре­мя (ст. 1 Закона).

Субъект правонарушения — должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двух до четырех базовых величин.

3.2.2. Те же деяния, совершенные повторно в течение од­ного года после наложения административного взыскания

за такие же нарушения (ч. 2 ст. 25.3)

Объект исубъективная сторона правонарушения те же, что

и по ч. 1 рассматриваемой статьи.

Объективная сторона выражается в деянии в форме бездей­ствия — неоповещение, действия — воспрепятствование, совершен­ных повторно в течение одного года после наложения администра­тивного взыскания за такие же нарушения, т.е. правонарушения, пре­дусмотренные ч. 1 ст. 25.3.

Повторно может быть совершено одно из названных правонару­шений независимо от того, за какое из них на должностное лицо было наложено административное взыскание по ч. 1 ст. 25.3.

Субъект правонарушения — должностное лицо, на которое было наложено административное взыскание по ч. 1 рассматриваемой статьи.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.

Наши рекомендации