Средством массовой информации опровержения
Статья 42 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» устанавливает, что «физические лица вправе требовать от юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, опровержения распространенных сведений, если эти сведения не соответствуют действительности и порочат их честь, достоинство или деловую репутацию.
Юридические лица, в том числе иностранные, вправе требовать от юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, опровержения распространенных сведений, если эти сведения не соответствуют действительности и порочат их деловую репутацию.
Если юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, не имеет доказательств того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, оно обязано распространить опровержение (поправку либо уточнение).
Физические лица, государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, ущемляющие их права или охраняемые законом интересы, имеют право на распространение своего ответа в том же средстве массовой информации.
Опровержение распространенных в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, не лишает физических и юридических лиц права на обращение в судебном порядке за защитой их чести, достоинства или деловой репутации».
Таким образом, для опровержения информации в соответствии с названным Законом требуются два условия: 1) сведения распространены и не соответствуют действительности либо 2) сведения распространены и унижают честь, достоинство либо деловую репутацию.
В то же время в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 15 от 23 декабря 1999 г. «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации»131 обращается внимание судов на то, что если порочащие истца сведения признаны судом соответствующими действительности, а также если распространенные сведения не являются порочащими, то требования об их опровержении удовлетворению не подлежат.
Главная цель опровержения — минимизировать негативное отношение к лицу в результате распространения недостоверной и порочащей информации. Реализация данной цели происходит посредством закрепления механизма опровержения, главное правило которого отражено в ч. 2 п. 15 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь: сведения, порочащие лицо, должны опровергаться способом, наиболее близким к способу их распространения. В отношении средств массовой информации более детальное регулирование порядок опровержения получает в Законе «О средствах массовой информации», которым определены содержание, форма и сроки опровержения в СМИ.
В частности, в опровержении (ответе) должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены средством массовой информации.
Печатное средство массовой информации обязано распространить опровержение (ответ) в специальной рубрике либо на том же месте полосы и тем же шрифтом, что и опровергаемые информационные сообщение и (или) материал.
В телевизионных или радиовещательных средствах массовой информации опровержение (ответ) должно быть передано в то же время суток и в той же передаче или в передаче схожей тематики, что и опровергаемые информационные сообщение и (или) материал.
Опровержение (ответ) должно быть распространено:
в средствах массовой информации, выпуск которых осуществляется не реже одного раза в неделю, — не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования об опровержении (ответе) или его текста;
в других средствах массовой информации — при очередном выпуске.
Как следует из вышесказанного, гражданин либо организация вправе представить свой текст опровержения. Данная норма является довольно прогрессивной, поскольку предоставляет опороченному лицу дополнительные гарантии от злоупотребления со стороны средства массовой информации. Чтобы быть уверенным, что не соответствующие действительности порочащие сведения будут опровергнуты правильно и полностью, гражданин (организация) представляет свой вариант опровержения. К сожалению, в Законе не указано, является ли представленный текст опровержения обязательным для средства массовой информации, и не существует санкций за его неисполнение. Кроме того, данная норма в полной мере распространяется исключительно на печатные средства массовой информации, поскольку не закреплена возможность для гражданина самостоятельно выступить в теле- или радиоэфире, а указано только о представлении текста опровержения.
Статьей 44 Закона «О средствах массовой информации» предусмотрены основания для отказа в распространении опровержения (ответа). Данная норма применяется в случае внесудебного обращения к редакции СМИ. В том же случае, когда требование об опровержении содержится во вступившем в силу судебном решении, отказывать в его публикации неправомерно.