Средством массовой информации опровержения

Статья 42 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» устанавливает, что «физические лица вправе требовать от юридического лица, на которое возложены функции редакции сред­ства массовой информации, опровержения распространенных сведе­ний, если эти сведения не соответствуют действительности и поро­чат их честь, достоинство или деловую репутацию.

Юридические лица, в том числе иностранные, вправе требовать от юридического лица, на которое возложены функции редакции сред­ства массовой информации, опровержения распространенных сведе­ний, если эти сведения не соответствуют действительности и поро­чат их деловую репутацию.

Если юридическое лицо, на которое возложены функции редак­ции средства массовой информации, не имеет доказательств того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, оно обязано распространить опровержение (поправку либо уточнение).

Физические лица, государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица, в отно­шении которых в средстве массовой информации распространены сведения, ущемляющие их права или охраняемые законом интере­сы, имеют право на распространение своего ответа в том же сред­стве массовой информации.

Опровержение распространенных в средстве массовой информа­ции сведений, не соответствующих действительности, не лишает физических и юридических лиц права на обращение в судебном по­рядке за защитой их чести, достоинства или деловой репутации».

Таким образом, для опровержения информации в соответствии с названным Законом требуются два условия: 1) сведения распро­странены и не соответствуют действительности либо 2) сведения рас­пространены и унижают честь, достоинство либо деловую репутацию.

В то же время в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 15 от 23 декабря 1999 г. «О практике рас­смотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и де­ловой репутации»131 обращается внимание судов на то, что если по­рочащие истца сведения признаны судом соответствующими дей­ствительности, а также если распространенные сведения не являются порочащими, то требования об их опровержении удовлетворению не подлежат.

Главная цель опровержения — минимизировать негативное от­ношение к лицу в результате распространения недостоверной и по­рочащей информации. Реализация данной цели происходит посред­ством закрепления механизма опровержения, главное правило кото­рого отражено в ч. 2 п. 15 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь: сведения, порочащие лицо, должны опровергаться способом, наиболее близким к способу их рас­пространения. В отношении средств массовой информации более детальное регулирование порядок опровержения получает в Законе «О средствах массовой информации», которым определены содержа­ние, форма и сроки опровержения в СМИ.

В частности, в опровержении (ответе) должно быть указано, ка­кие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены средством массовой информации.

Печатное средство массовой информации обязано распростра­нить опровержение (ответ) в специальной рубрике либо на том же месте полосы и тем же шрифтом, что и опровергаемые информа­ционные сообщение и (или) материал.

В телевизионных или радиовещательных средствах массовой информации опровержение (ответ) должно быть передано в то же время суток и в той же передаче или в передаче схожей тематики, что и опровергаемые информационные сообщение и (или) материал.

Опровержение (ответ) должно быть распространено:

в средствах массовой информации, выпуск которых осуществля­ется не реже одного раза в неделю, — не позднее чем в десятиднев­ный срок со дня поступления требования об опровержении (ответе) или его текста;

в других средствах массовой информации — при очередном вы­пуске.

Как следует из вышесказанного, гражданин либо организация вправе представить свой текст опровержения. Данная норма являет­ся довольно прогрессивной, поскольку предоставляет опороченному лицу дополнительные гарантии от злоупотребления со стороны сред­ства массовой информации. Чтобы быть уверенным, что не соответ­ствующие действительности порочащие сведения будут опровергну­ты правильно и полностью, гражданин (организация) представляет свой вариант опровержения. К сожалению, в Законе не указано, яв­ляется ли представленный текст опровержения обязательным для средства массовой информации, и не существует санкций за его не­исполнение. Кроме того, данная норма в полной мере распростра­няется исключительно на печатные средства массовой информации, поскольку не закреплена возможность для гражданина самостоятель­но выступить в теле- или радиоэфире, а указано только о представле­нии текста опровержения.

Статьей 44 Закона «О средствах массовой информации» преду­смотрены основания для отказа в распространении опровержения (от­вета). Данная норма применяется в случае внесудебного обращения к редакции СМИ. В том же случае, когда требование об опроверже­нии содержится во вступившем в силу судебном решении, отказы­вать в его публикации неправомерно.

Наши рекомендации