Нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследования (ст. 21.9 КоАП)
5.1.1. Непредставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях зданий и сооружений, их частей и элементов конструкций либо материалов расследования аварий, а также нарушение установленного порядка их расследования или непроведение расследования этих аварий
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие представлять сведения об авариях зданий и сооружений.
Объективная сторона выражается в деяниях в форме бездействия. Однако нарушение установленного порядка расследования аварий может быть совершено и в виде некачественного действия.
Нарушение установленного порядка, предусмотренного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4 апреля 2002 г. № 11 «Об утверждении Инструкции о порядке расследования строительных аварий на территории Республики Беларусь» (в редакции постановления Минстройархитектуры
03.12.2007 г. № 27)109, может выражаться в совершении следующих альтернативных деяний, перечисленных в анализируемой статье:
1) непредставление сведений об авариях;
2) непредставление материалов расследования аварий;
3) нарушение порядка расследования;
4) непроведение расследования по факту аварий.
Объектами аварий, в отношении которых необходимо проводить
расследование и представлять сведения и материалы, являются здания и сооружения, их части и элементы конструкций. Под расследованием следует понимать техническое расследование аварий.
Поскольку данные аварии связаны со строительными конструкциями и объектами, то они называются строительными. Вместе с тем не все виды аварий требуют проведения расследования. В соответствии с Инструкцией строительная авария представляет собой внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, происходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации.
Внезапное неконтролируемое разрушение объекта представляет собой возникшие по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам или из-за природно-климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка), интенсивность которых не превышала расчетных нагрузок, обрушения и повреждения здания, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элементов, при которых отмечается в конструктивных элементах превышение предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку производства или эксплуатации объекта и (или) причинение телесных повреждений и (или) гибель одного и более человек.
Авариями не считаются и относятся к признакам предаварийно- го состояния повреждения здания, сооружения, отдельных конструктивных элементов и деталей без их обрушения, не повлекшие приостановки строительных работ или эксплуатации объекта, а также не создавшие опасности для здоровья и жизни людей или состояния окружающей среды. В этом случае строительные и эксплуатирующие
109Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь 2002. № 8/8017.
организации, владельцы (арендаторы) зданий и сооружений обязаны немедленно принять меры по временному усилению дефектных конструкций и срочно организовать их обследование организациями.
Обязательному расследованию в соответствии с установленными Инструкцией правилами подлежат обстоятельства строительных аварий на всех объектах независимо от форм собственности и источников финансирования строительства.
В случае возникновения аварии обнаружившие ее заказчик, застройщик, инженер (инженерная организация), подрядчик, собственник (владелец) и (или) пользователь объекта, а также государственные органы в пределах их компетенции обязаны:
138) организовать неотложную помощь пострадавшим;
139) обеспечить сохранность обстановки места аварии путем:
обеспечения неизменности положения обрушившихся и поврежденных конструкций после аварии либо фиксации положения обрушившихся и поврежденных конструкций до их разборки (фотографированием, составлением эскизов, схем) в случае, когда необходима их срочная разборка для спасения пострадавших;
установления границ опасной зоны и ограничения доступа в нее людей, за исключением специалистов для диагностики конструкций, их усиления или демонтажа обрушившихся конструкций для спасения пострадавших;
140) при необходимости принять меры по предотвращению загрязнения окружающей среды и дальнейшего распространения разрушений и других последствий аварии;
141) безотлагательно уведомить об аварии устно (по телефону), а также не позднее 5 часов по установленной форме с использованием различных систем передачи информации (модемной, телекодовой, факсимильной):
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
местные исполнительные и распорядительные органы;
прокуратуру;
органы государственного строительного надзора;
иные органы, заинтересованные в выяснении обстоятельств аварии, в том числе территориальные подразделения Департамента го
сударственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при групповых несчастных случаях и (или) случаях с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в результате аварии:
• информировать о причинах возникновения аварии, масштабах распространения и пострадавших, о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Расследование аварии проводится комиссией, которая создается в течение двух суток с момента аварии заказчиком, застройщиком, инвестором (если такая обязанность возложена на него договором между ним и застройщиком либо заказчиком), собственником (лицом, представляющим собственника), а в случае их отсутствия — местным исполнительным и распорядительным органом (далее — организация).
Руководитель организации, создающий комиссию, определяет состав комиссии, назначает председателя комиссии, определяет срок проведения расследования.
К участию в работе комиссии привлекаются представители разработчика проектной документации, подрядчика, изготовителей строительных материалов и оборудования, заказчика, застройщика, органа государственного строительного надзора, государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов. К работе в составе комиссии могут привлекаться на договорной основе высококвалифицированные специалисты научно-исследователь- ских, высших учебных заведений, проектных и других организаций.
По результатам расследования комиссия составляет акт расследования строительной аварии по установленным формам и в пятидневный срок направляет его заказчику, застройщику, инвестору, в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, прокуратуру. По решению организации, назначившей комиссию, акт комиссии может направляться также в иные органы государственного управления и организации.
Состав данного правонарушения формальный.
Субъект правонарушения — должностное лицо юридического лица или индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона выражается как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.