Выбор схемы распределительного устройства (РУ) на генераторном напряжении
Рассмотрим два варианта схемы: с одной системой сборных шин; с двумя системами сборных шин. Рабочие системы шин секционируются по числу генераторов.
Схема с одной системой сборных шин, секционированной выключателем.
Схема проста и наглядна, источники питания и лини 6-10 кВ присоединяются к сборным шинам с помощью выключателей и разъединителей. Вследствие однотипности и простоты операций с разъединителями аварийность из-за неправильных действий с ними дежурного персонала мала, что относится к достоинствам рассматриваемой схемы. Данная схема позволяет использовать комплектные распределительные устройства (КРУ), что снижает стоимость монтажа, позволяет широко применять механизацию и уменьшить время сооружения электроустановки. Авария на сборных шинах приводит к отключению только одного источника и половины потребителей; вторая секция и все присоединения к ней остаются в работе.
Однако данная схема обладает рядом недостатков.
При ремонте одной секции ответственные потребители, нормально питающиеся с обеих секций, остаются без резерва, а потребители, нерезервированные по сети, отключаются на все время ремонта. Последний недостаток можно устранить, присоединяя источники питания одновременно к двум секциям, но это усложнит конструкцию распределительного устройства и увеличит число секций.
Рис.5. Схема с одной системой шин секционированной выключателями.
В данной схеме каждый элемент присоединен через развилку из двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин. Генераторы присоединены на первую систему сборных шин, от которой получают питание местная нагрузка, собственные нужды и трансформаторы связи. Рабочая система шин секционирована выключателем. Вторая система шин является резервной, напряжение на ней отсутствует. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительными выключателями, которые в нормальном режиме отключены.
Схема с двумя системами шин позволяет производить ремонт одной системы сборных шин, сохраняя в работе все присоединения. При ремонте одной из секций рабочей системы шин все присоединения ее переводят на резервную систему шин.
Рассматриваемая схема является гибкой и достаточно надежной. К недостаткам ее следует отнести большое количество разъединителей, изоляторов, токоведущих материалов и выключателей, более сложную конструкцию распределительного устройства, что ведет к увеличению капитальных затрат на сооружение ГРУ.
Существенным недостатком схемы является использование разъединителей в качестве оперативных аппаратов. Для уменьшения вероятности ошибочных операций с разъединителями предусматривается специальная блокировка разъединителей.
Рис.6. Схема с двумя системами сборных шин.
Вывод: При сравнении двух вариантов схем выбираем более надежную, схему с двумя системами шин.