Расчет сборного ленточного фундамента
Наружная облицовка - керамический гранит цементо-волокнистые плиты, профилированные металлические листы, кассеты и т.д
Под облицовочная конструкция, состоящая из кронштейнов и несущей конструкции
Фахверк). Фахверк состоит из антикоррозийных профилей (алюминий, оцинкованная
Сталь, дерево). Применяют три типа несущей профильной конструкции: горизонтальная вертикальная, комбинированная.
Вентиляционный зазор.
Теплоизоляция ISOVER.
Несущая стена
Рисунок 1.11.13- Наружная облицовка вентилируемых фасадов
2 РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТИВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Сбор нагрузок
Нагрузки и воздействия
Нагрузки подразделяются на 2 основных вида:
а) нормативные нагрузки;
б) расчетные нагрузки.
Нормативная нагрузка - это нагрузка установленная нормами в качестве основной характеристики внешних воздействий для нормальной эксплуатации, принимаются по СНиП.
Расчетная нагрузка - это нагрузка, вводимая в расчет, определяется произведением нормативной нагрузки на коэффициент перегрузки:
Np=Nhk, (1)
где Np- расчетная нагрузка кг/м2;
NH- нормативная нагрузка кг/м2;
к - коэффициент перегрузки.
По времени действия нагрузки делятся на постоянные, временные и особые:
а) постоянные нагрузки - нагрузки, которые действуют в течение всего периода эксплуатации конструкции (собственный вес конструкции, давление грунта);
б) временная нагрузка - нагрузки, которые в процессе эксплуатации могут меняться по направлению и значению.
Различают кратковременные и длительно-временные нагрузки:
а) кратковременные нагрузки - это снеговые, ветровые, гололедные, нагрузки от людей, мебели, легкого оборудования, временные нагрузки, возникающие при монтаже строительной конструкции или при переходном режиме, нагрузки от кранов, тельферов;
б) длительно-временные нагрузки - относятся нагрузки от частей здания и сооружения, положения которых при эксплуатации может меняться
(временные перегородки), длительные воздействия стационарного оборудования, давление газов, жидкостей в емкостях и трубопроводах;
в) особые нагрузки - это сейсмические и взрывные воздействия, нагрузи и воздействия, вызываемые резким нарушением технологического процесса.
Таблица 2.1.1 - Виды нагрузок и коэффициент перегрузки.
№ п/п | Виды нагрузок | Коэффициент перегрузки |
Материалы и конструкции за исключение теплоизоляционных а так же бетонных с объемным весом у> 1800 кг/м3 | 1,1 | |
Теплоизоляционные материалы засыпки, выравнивающие слои а также бетоны у<1800 кг/м3 | 1,2 | |
Временные нагрузки на перекрытия | 1,2-1,4 | |
Ветровые нагрузки | 1,2 | |
Снеговые нагрузки | 1,4 | |
Вес стационарного оборудования | 1,3 | |
Грунт в природном залегании | 1,1 | |
Насыпные грунты | 1,2 |
Таблица 2.1.2 - Нормативные нагрузки на перекрытия и коэффициент перегрузки
№ п/п | Назначение зданий и сооружений | Нормативная нагрузка кг/м2 | Коэффициент перегрузки | ||||
Жилые квартиры, детские ясли, палаты больниц, санаторий | 1,4 | ||||||
Комнаты общежитий, гостинец, научных и административных помещений | 1,4 | ||||||
Залы кино, ресторанов, учебных заведений | 1,3 | ||||||
Торговые залы магазинов, выставочных павильонов | По действительной нагрузки но не менее 400 | 1,3 | |||||
Книгохранилища, архивы | По действительной нагрузки но не менее 500 | 1,2 | |||||
Снеговая нагрузка
Снеговая нагрузка зависит от района строительства и уклона кровли.
Определяется снеговая нагрузка на 1 м2 покрытия по формуле:
Р°=Рн× С, (2)
Где, Р°- нормативная снеговая нагрузка на поверхности земли;
Рн- нормативная снеговая нагрузка на покрытия;
С- коэффициент перехода от веса снегового покрова земли к весу на покрытие.
Рн принимается по снеговой карте для Российской Федерации.
I район-Рн =50 кг/м2;
II район Рн= 70 кг/м2;
III район Рн= 100 кг/м2;
IV район Рн= 150 кг/м2;
V район Рн= 200 кг/м2;
VI район Рн = 250 кг/м2.
Для кровли с уклоном больше 60 считается, что снег не задерживается крыши.
Для кровли с уклоном меньше 45° расчет ведется как для плоской крыши
Сбор нагрузок на кафе |
Рисунок 2.1.14- Схема здания |
Сбор нагрузок на покрытие |
Рисунок 2.1.15 - Состав покрытия кафе
Таблица 2.1.3 - Сбор нагрузок на 1 м2 покрытия
№ п/п | Элементы покрытия | Норм. нагрузка кг/м2 | К-т перегрузки | Расчет. нагрузка кг/м2 |
Гравийная защита | 1,1 | |||
З-х слоеный гидроизоляционный ковер | 1,1 | 16,5 | ||
Цементная стяжка | 1,2 | |||
Утеплитель-керамзит у=600 кг/м3 h= 100 мм 600x0,1=60 кг/м2 | 1,2 | |||
Пароизоляция | 1,2 | 4,8 | ||
Железобетонная пустотная плита | 1,2 | |||
Снеговая нагрузка | 1,4 |
Итого 679,3 |
Нагрузка от покрытия- 679,3 кг/м ;
Передаем нагрузку от покрытия на стены.
Пролет здания -12 метров;
На крайнею стенку передается нагрузка с расстоянием 12м/2=6 м;
P1=Nп L, (3)
где Р1 нагрузка от покрытия на крайнею стенку, (кг/м);
Nп-нагрузка от покрытия на 1 м2, (кг/м2 )- 679,3 кг/м2;
L- расстояние с которого передается нагрузка на крайнюю стенку, 12:2=6м.
P1=Nп L=679,3 кг/м2 х 6 м= 4075,8 кг/м
Определяем нагрузку от собственного веса кирпичной кладки.
Толщина кирпичной кладки - 510 мм;
Объем кирпичной кладки ɣ=1,8 т/м ;
Определяем объем кирпичной кладки:
Расчет ведется на 1 погонный метр стены:
V= b ×1м×h×1,2, (4)
Где V- объем кирпичной кладки рассчитываемого здания,(м3 );
b-ширина кирпичной кладки,(м) 0,51 м;
1м- погонный метр стены,(м);
h- высота здания, (м) 4,5 м;
1,2-коэффициент перегрузки.
V= b×1м× h×1,2=0,51м х 1м х 4,5м х 1,2=2,75м3
Определяем вес кирпичной кладки:
m= V ×ɣ, (5)
где m - вес, масса кирпичной кладки,(кг/м);
V- объем кирпичной кладки рассчитываемого здания, ( м3) - 2,75 м3; ɣ- объемный вес кирпичной кладки.
m= V×ɣ=1,8 т/м3 х 2,75 м3=5,04 кг/м
Сбор нагрузок на фундамент
Сборный ленточный фундамент состоящий из 2 рядов блоков и фундаментной подушки.
Сбор нагрузок ведется на 1 погонный метр
Вес фундаментного блока и фундаментной подушки принимаем по каталогу.
Вес фундаментной подушки по каталогу ФП-10-24- 1,38 т.
Определяем погонную нагрузку от фундаментной подушки:
Nфп=mфп ÷ l×1,2, (6)
где Nфп - погонная нагрузка от фундаментной подушки,(т/м);
mфп - вес, масса фундаментной подушки по каталогу,(т)-1,3 8 т;
1-длина фундаментной подушки,(м)-2,4 м;
1,2- коэффициент перегрузки.
Nфп= mфп ÷ l×1,2 = 1,38т. ÷ 2,4т. х 1,2 =0,69 т/м
Определяем погонную нагрузку от веса фундаментных блоков
Блоки размерами: 600x600x2400 мм;
Вес блока по каталогу ФБС-24-5= 1,63 т.
Nфп=mфп ÷ l×1,2 (7)
где Nфп - погонная нагрузка от фундаментного блока,(т/м);
mфб - вес, масса фундаментного блока по каталогу,(т)-1,63 т;
1-длина фундаментного блока,(м)-2,4 м;
1.2- коэффициент перегрузки.
Nфп= mфп ÷ l×1,2 = 1,63т. ÷ 2,4т. х 1,2 =0,82 т/м
Нагрузка от 2 рядов блоков
0,82 т/м х 2=1,64 т/м,
Полная нагрузка на фундамент складывается из нагрузок от покрытия, собственного веса стены, собственного веса фундаментных блоков и подушек:
N=P1+ m+ Nфб + Nфп, (8)
где N- Полная нагрузка на фундамент,(т/м);
P1- нагрузка от покрытия на крайнюю стенку, (кг/м)-4075,8 кг/м;
m - вес, масса кирпичной кладки,(кг/м)-5040 кг/м;
Nфп - погонная нагрузка от фундаментной подушки,(кг/м)-1640 кг/м;
Nфб - погонная нагрузка от фундаментного блока,(кг/м)- 690 кг/м.
N=P1+ m+ Nфб + Nфп =4075,8 кг/м+5040 кг/м+1640 кг/м+690 кг/м= 11445,8
кг/м=11,45 т/м.
2.2 Расчет фундамента
Расчет сборного ленточного фундамента
Для расчета глубины промерзания необходимо учитывать минимальную температуру, влажность грунта и толщину снежного покрова. При среднестатистических условиях глубину фундамента принято выбирать около 1,5 метра.
При расчете данного фундамента необходимо заранее узнать и подготовить некоторые данные. Основные параметры: высота заливки фундамента, ширина будущих стен, общая площадь и периметр всего помещения.
Все эти данные необходимы для определения объема. По объёму определяется количество необходимых блоков. Для определения объема необходимо перемножить периметр помещения, ширину стены и высоту.
Блоки, используемые при построении ленточного сборного фундамента, дополнительно между собой не укрепляются арматурой. Для более качественной связки блоков можно использоваться укладочную сетку с диаметром прута 3-5 мм. Таким же образом рассчитывается и количество необходимых блоков для внутренних стен.
Рисунок 2.2.1 Сборный ленточный фундамент из фундаментных блоков: 1 — горизонтальная гидроизоляция; 2 — отмостка; 3 — фундаментные блоки; 4 — фундаментная плита.
Алгоритм расчета сборных ленточных фундаментов
При расчете ленточного фундамента расчет ведется на 1 погонный метр длины, то есть необходимо определить ширину ленточного фундамента. Сечение арматуры в подошве фундамента подбирается по максимально изгибающегося момента в консольной части подошвы. Нагрузка применяется от расчетного давления грунта, без учета веса грунта на уступах.
а) Определяем требуемую площадь подошвы фундамента:
(9)
где Faтp- требуемая площадь подошвы фундамента, м2;
N-расчетная нагрузка, т;
Rrp-расчетное сопротивление грунта, т/м2 ;
ɣср-усредненный объемный вес фундамента и грунта на его уступах, т/м3;
Н-глубина заложения фундамента, м.
б) Так как длину подушки в расчетах мы принимаем 1 метр, то ширина равна:
(10)
в) Определяем фактическую площадь подошвы фундамента:
F=a×а,
г) Определяем давление под подошвой фундамента:
Pгр=N÷F (11)
где Ргр - давление под подошвой фундамента, т/м2;
N-расчетная нагрузка, т;
F-площадь подошвы фундамента, м2 .
д) Определяем максимальный изгибающий момент под подошвой фундамента:
Мmax=Pгр × a(a-b)2 ÷ 8, (12)
о-
где Mmax- максимальный изгибающий момент под подошвой фундамента, т×м;
Ргр- давление под подошвой фундамента, т/м2 ;
а-размер подошвы фундамента, м2;
b - размер сечения фундаментного блока, м2 .
е) Определяем требуемую площадь сечения арматуры фундамента:
Faтр= Mmax ÷ (Ra×h0×0,9), (13)
где Faтр - требуемая площадь сечения арматуры фундамента, см2;
Мmах- максимальный изгибающий момент под подошвой фундамента, т×м;
Ra- расчетное сопротивление арматуры, кг/м2;
h0- расчетная высота фундамента, см.
h0=h-защитный слой, (14)
где h- высота фундаментной подушки, см;
защитный слой - расстояние от грани арматуры до края бетона; в подошве фундамента защитный слой принимается 35 мм при наличии бетонной подготовки, и 70 мм без нее.
ж) Определяем количество стрежней в подошве фундамента:
n=а/шаг+1, (15)
где n- количество стрежней в подошве фундамента, штук;
а- ширина подошвы фундамента, м.
з) Определяем объем бетона:
Vб =(l b× h)-(0,1м× 0,2м× 1), (16)
где Vб- объем бетона, м3 ;
1- длина фундаментной подушки, м;
b- ширина фундаментной подушки, м;
h- высота фундаментной подушки, м;
0,1 м, 0,2 м- скосы фундаментной подушки, м.
и) Конструирование фундамента.
к) Заполнение спецификации арматуры на 1 элемент.
Расчет фундаментной подушки
Исходные данные объекта:
- стены кирпичные толщиной-0,51 м;
- грунт: супесь с расчетным сопротивлением- Rrp-25 т/м2 ;
- глубина заложения фундамента-1,5 м;
- расчетная постоянная нагрузка-11,45 т;
- марка бетона - М300- Rnp-135 кг/см2;
- арматура класса A300-Ra-2700 кг/см2.
а) Определяем требуемую площадь подошвы фундамента:
Faтр = N ÷ (Rгр-ɣср×h),
где Faтp- требуемая площадь подошвы фундамента, м2;
N-расчетная нагрузка, 11,45 т;
Rrp-расчетное сопротивление грунта, 25 т/м2;
ɣср -усредненный объемный вес фундамента и грунта на его уступах, 2 т/м
Н-глубина заложения фундамента, 1,5 м.
б) Так как длину подушки в расчетах мы принимаем 1 метр,то ширина равна:
Принимаем ширину подушки 800 мм марка подушки -ФП-8.
в) Определяем фактическую площадь подошвы фундамента:
F=а × а - 0,8м × 1м = 0,8 м2
г) Определяем давление под подошвой фундамента:
где Ргр - давление под подошвой фундамента, т/м2;
N-расчетная нагрузка, 11,45 т;
F-площадь подошвы фундамента, 0,8 м2.
д) Определяем максимальный изгибающий момент под подошвой фундамента:
где Мmах - максимальный изгибающий момент под подошвой фундамента, т×м;
Ргр- давление под подошвой фундамента, 14,31 т/м2;
а-размер подошвы фундамента, 0,8 м2;
b- размер сечения фундаментного блока, 0,6 м2 .
е) Определяем требуемую площадь сечения арматуры фундамента:
где Faтp- требуемая площадь сечения арматуры фундамента, см2;
Мmах- максимальный изгибающий момент под подошвой фундамента, 0,03 т×м;
Ra- расчетное сопротивление арматуры, 2700 кг/м2;
h0- расчетная высота фундамента, см;
Защитный слой принимаем 70 мм.
ж) Определяем количество стрежней в подошве фундамента:
Задаемся шагом арматуры-200 мм.
n=а/шаг+1
где n- количество стрежней в подошве фундамента (штук);
а- ширина подошвы фундамента (м)-0,8м.
n=0,8 м÷0,2 м+1= 5 штук
принимаем 5¢6 АЗ 00
Faтp=0,19 см2;
Fa=l,42 см2.
з) Определяем объем бетона:
Рисунок 2.1.16 - Конструирование фундаментной подушки ФП-8-24
Таблица 2.2.4 - Спецификация арматуры на 1 элемент
2.3 Расчет сборной многопустотной плиты
Конструктивные особенности плит
По типу сечения плиты бывают: сплошные, с пустотами, ребристые.
По характеру опирания: однопролетные, многопролетные.
По способу изготовления: монолитные, сборные.
Армируются плиты в соответствии с эпюрой изгибания моментов:
/////// L ////////
ЭМ
Mmax
Толщина плит принимается от 60 до 400мм кратной 10 мм.
Армируются плиты чаще всего сборными сетками, которые укладываются в нижней натянутой зоне. Рабочая арматура идет вдоль пролета класса АII; АIII ø 8-16 мм(по расчету с шагом 100; 150;200 мм)
Вспомогательная (поперечная) ставится для объединения рабочей арматуры
ø 6-10 мм АI с шагом 250-300мм.
Если плита опирается по контуру, то рабочая арматура ставится в двух
направлениях. В многопролетных плитах над опорой ставится дополнительные сетки на одну четверть пролета.
/////// /////// ////////
Алгоритм расчета многопустотной плиты перекрытия
а) Выбор конструктивной схемы:
Расчетные значения изгибающего момента М определяется как свободно- шарнирно-опирающийся однопролетной плите.
Расчетный пролет L принимается равному расстоянию между осями опор.
За вычетом половины ширины опоры:
L=l-(0,13/2) 2,
Данная пустотная плита, в расчетах приводится к эквивалентному тавровому сечению, при этом нижняя полка находится в растянутой зоне, в расчетных не учитывается (т.е. не принимает работу бетона в растянутой зоне).
Расчетная ширина ребра тавра принимается равной суммарной шириной ребра. Ширина ребра определяется как сумма растяжений между пустотами.
Вычерчиваем расчетную схему плиты покрытия и строим эпюру изгибающих моментов по которой определяется максимальный изгибающий момент.
Максимальный изгибающий момент возникает в середине пролета.
При расчете балок таврового сечения могут встретиться 2-х случаях:
а) нейтральная ось проходит в полке тавра;
б) нейтральная ось проходит в ребре тавра.
Для определения положения нейтральной оси определяем момент который может воспринять полка тавра и сравниваем с внешним изгибающим моментом:
а) Определение внешнего изгибающегося момента:
(17)
где Мmах-максимальный изгибающий момент, т×м;
q-нагрузка на покрытие, т/м2;
1-расчетная длина, м.
б) Определение момента который может воспринять полка тавра:
(18)
где Мп-момент который может воспринять полка тавра, т×м;
Rпp- расчетное сопротивление бетона, кг/см2;
bn-ширина полки, см;
hn-высота полки, см;
h-высота балки, см;
ho- рабочая высота балки, см.
ho= h-защитный слой бетона,
где h- высота фундаментной подушки, см;
защитный слой - расстояние от грани арматуры до края бетона.
в) Сравниваем момент в полке тавра и внешний изгибающий момент:
(19)
г) Определяем коэффициент А:
(20)
где А - коэффициент;
М-внешний изгибающий момент, т×м;
Rnp- расчетное сопротивление бетона, кг/см2;
ho-рабочая высота балки, см;
b-ширина ребра, см.
д) Зная коэффициент А по таблице определяем коэффициент у.
е) Определяем требуемую площадь сечения арматуры:
(21)
Где Faтр – требуемая площадь сечения арматуры, см2;
М - внешний изгибающий момент, т×м;
Ra - расчетное сопротивление арматуры, кг/см2;
ho- рабочая высота балки, см;
у –коэффициент.
ж) Подбираем диаметр и количество стержней:
Зная Fатр - определяем по таблице Fa так чтобы Fa ≥Fатр
Распределяем рабочие стержни, конструктивно исходя из условий:
з) В верхней зоне ставят монтажную арматуру. В нижней растянутой зоне ставится сетка.
и) Конструирование плиты покрытия.
к) Заполнение спецификации арматуры на 1 элемент.
Расчет многопустотной плиты покрытия
Длина плиты -12 м, ширина плиты — 1,5 м, толщина плиты -0,3 м.
Рисунок 2.3.17- Плита покрытия
а) Выбор конструктивной схемы:
Расчетные значения изгибающего момента М определяется как свободно- шарнирно-опирающийся однопролетной плите.
Расчетный пролет L принимается равным расстоянию между осями опор-6,6 метров.
За вычетом половины ширины опоры:
L=12-(0,13/2) х 2=11,87 метров
Данная пустотная плита в расчетах приводится к эквивалентному тавровому сечению, при этом нижняя полка находится в растянутой зоне в расчетных не учитывается (т.е. не принимает работу бетона в растянутой зоне).
Расчетная ширина ребра тавра принимается равной суммарной шириной ребра:
Рисунок 2.3.18 - Расчетная ширина ребра тавра
Ширина ребра определяется как сумма растяжений между пустотами:
b=25 x 5+50 x 2=225 мм
Ширина ребра определяется как сумма растяжений между пустотами bп=1490 мм; hn= 30 мм; h= 300 мм.
Таблица 2.3.5 -Сбор нагрузок на плиту покрытия
№ п/п | Элементы покрытия | Норм. нагрузка кг/м2 | К-т перегрузки | Расчет. нагрузка кг/м |
Гравийная защита | 1,1 | |||
З-х слойный гидроизоляционный ковер | 1,1 | 16,5 | ||
Цементная стяжка | 1,2 | |||
о Утеплитель-керамзит у=600 кг/м h=100 мм 600x0,1=60 кг/м2 | 1,2 | |||
Пароизоляция | 1,2 | 4,8 | ||
Железобетонная пустотная плита | 1,2 | |||
Снеговая нагрузка | 1,4 |
Итого 679,3 |
Вычерчиваем расчетную схему плиты покрытия и строим эпюру изгибающих моментов по которой определяется максимальный изгибающий момент. Максимальный изгибающий момент возникает в середине пролета:
Рисунок 2.3.17 - Максимальный изгибающий момент возникает в середине пролета |
Расчетные данные:
- Для изготовления сборной пустотной плиты покрытия принимаем марку бетона - М300;
- Rnp=135 кг/см2;
- Рабочую арматуру принимаем класса –А300;
- Расчетное сопротивление арматуры Rа=2700 кг/см2;
- Поперечная арматура принимаем класса -А240;
- Расчетное сопротивление арматуры Ra=2100 кг/см2;
При расчете балок таврового сечения могут встретится 2 случаях:
а) нейтральная ось проходит в полке тавра;
б) нейтральная ось проходит в ребре тавра.
Для определения положения нейтральной оси определяем момент который может воспринять полка тавра и сравниваем с внешним изгибающим моментом.
а) Определение внешнего изгибающегося момента:
где Мmах-максимальный изгибающий момент, т×м;
q-нагрузка на перекрытие, 0,68т/м2;
1-расчетная длина, 11,47 м.
б) Определение момента который может воспринять полка тавра:
где Мп - момент который может воспринять полка тавра, т×м;
Rnp- расчетное сопротивление бетона, 132 кг/см2;
bn-ширина полки - 149 см;
hn-высота полки - 3 см;
h-высота балки 27,5 см;
h0 - рабочая высота балки, см
ho= h-защитный слой бетона,
где h-высота балки, мм;
защитный слой бетона-15 мм.
h0= h-защитный слой бетона=300 мм-15 мм=275 мм=27,5 см
т×м
б) Сравниваем момент в полке тавра и внешний изгибающий момент
следовательно нейтральная ось проходит в полке тавра и сечение рассчитывается как прямоугольное с размерами 1490x300 мм.
Рисунок 2.3.18 - Сечение тавра
в) Определяем коэффициент А:
где А- коэффициент;
М-внешний изгибающий момент-11,97 т×м;
Rnp- расчетное сопротивление бетона -135 кг/см2;
ho-рабочая высота балки-27,5 см;
b-ширина ребра -149 см.
г) Зная коэффициент А по таблице определяем коэффициент у:
А=0,07;
y=0,96.
д) Определяем требуемую площадь сечения арматуры:
где Faтр - требуемая площадь сечения арматуры, см2;
М-внешний изгибающий момент-11,97 т×м;
Rа-расчетное сопротивление арматуры -2700 кг/см2; hO-рабочая высота балки - 27,5 см; у -коэффициент.
е) Подбираем диаметр и количество стержней: Зная Faтр определяем по таблице Fa так чтобы:
принимаем 6 о 20 А300
Распределяем рабочие стержни по 2 в крайних ребрах и 2 в середине ребра поперечную арматуру ставим конструктивно исходя из условий:
ж) В верхней зоне ставится монтажная арматура 0 10 А300
з) В нижней растянутой зоне ставится сетка диаметром 8 А240 с шагом 200
мм.
Рисунок 2.3.19 - Конструирование плиты перекрытия ПК 12-1,5 м
Таблица 2.3.6 - Спецификация арматуры на 1 элемент
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Разработка технологической карты.
Основным документом на строительной площадке для производства любых работ, является технологическая карта. Она является составляющей проекта производства работ и ее состав определяется в соответствии со СНиП 3.0101-85 «Организация строительного производства». Технологическая карта должна содержать следующие разделы: область применения, организация и технология строительного производства; калькуляция затрат труда и машинного времени и заработной платы; график производства работ; требования к качеству и приемке работ; материально-технические ресурсы; мероприятия по ТБ; ТЭП.
В пояснительной части к графику приводятся расчеты продолжительности производства работ и описание графика, в котором выделяются особенности выполнения и увязки основных, подготовительных и сопутствующих работ. Порядок разработки технологической карты не регламентируется нормативной литературой. Он в каждом случае индивидуален и очень трудоемок, поскольку в процессе разработки технологической карты после выполнения нескольких этапов, при изменении хотя бы одного технологического параметра приходится возвращаться к первым расчетам и вносить коррективы.
Однако на основании существующего опыта проектирования были определены общие принципы по разработке технологической документации, не зависящие от вида строительной деятельности, особенностей зданий и сооружений, состава технологических процессов и операций.
На первоначальном этапе необходимо внимательно проанализировать исходные данные. Указать особенности возводимого здания и местные условия, влияющих на технологию производства работ.
Определение номенклатуры объема и трудоемкости работ.
Объемы работ по монтажу конструкций подсчитываются на основании рабочих чертежей объекта по единицам измерений, принятых в соответствующих параграфах ЕНиР и СНиП. На здание или сооружение составляется одна ведомость объемов работ.
Определение трудоемкости и затрат машинного времени производится по ЕНиР.
График производства работ состоит из 2 частей: описательной части (разрабатывается на основе ведомостей объемов работ и калькуляции трудозатрат) и, графической части (может быть представлена в виде циклограммы или линейного графика).
Основная задача при разработке графика производства работ – это определение продолжительности выполнения различных работ, последовательности их выполнения и взаимной увязки работ по захватам и во времени.
Определение трудоемкости и затрат машинного времени производится по ЕНиР. Результаты расчетов рекомендуется свести в табличную форму.
Для определения полной трудоемкости и необходимого срока производства работ к трудоемкости, определенной для монтажных процессов, добавляется трудоемкость следующих работ: обустройство конструкций до монтажа, укрупнение и усиление, монтаж и демонтаж крана, окончательное закрепление конструкций с помощью сварки и замоноличивание стыков.
Затраты труда на эти работы подсчитываются по соответствующим разделам ЕНиР. При заполнении таблиц в них не должно оставаться пустых ячеек.
Описание технологий производства работ.
Элементы и конструкции доставляют на строительную площадку с заводов – изготовителей и производственных предприятий автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Широкое применение находят бортовые автомобили, автомашины с прицепами, полуприцепы-роспуски, специальные машины для перевозки ферм, панелей блоков. Автомобильный транспорт эффективен при дальности перевозки не более 200 км. Однако при этом затруднена доставка на строительную площадку крупногабаритных конструкций, и появляется необходимость в укрупнительной сборке конструкций у мест монтажа.
В пределах строительной площадки (от приобъектного склада к месту установки) конструкции подаются подъемно-транспортными механизмами.
Конструкции до отгрузки должны иметь максимальную строительную готовность, а монтажная площадка и объект – готовность мест установки, технических средств и подъездов к ним. Во время транспортирования конструкция должна быть надежно закреплена, а ее положение максимально приближенно к проектному, чтобы возникающие в процессе перевозки транспортные усилия не привели бы к разгруженности конструкции или ее частей.
Существуют следующие схемы подачи конструкций с транспортного средства:
а) маятниковая, без отцепки тягачей;
б) челночная;
в) получелночная;
г) комбинированная.
Доставка выполняется, что в горизонтальном, что и вертикальном положении. При перевозке необходимо соблюдать следующие правила:
а) исключить возможность перенапряжения и повреждения элементов;
б) не перевозить элементы, прочность ниже 70 % проектной прочности;
в) соблюдать правила, установленные по высоте и длине.
В горизонтальном положении перевозят колонны, балки, плиты перекрытия, балконные плиты, лестничные марши и площадки.
В вертикальном положении или наклонном – балки, стеновые панели и перегородки.
Складирование строительных конструкций.
Положение должно быть близким к проектному:
а) панели в кассетах, балки на пирамиды, колонны, ригели, плиты в штабелях высотой до 2,5 метров на прокладных, расположенных вертикально, петлями вверх, маркировкой в сторону проходов;
б) ширина прохода не менее 0,7 м. Поперечные проходы должны располагаться через 2 ряда, продольные через 25 метров.
Подготовительные работы.
Подготовка конструкций к монтажу:
а) необходимо проверить марки каждого элемента, наличие рисок;
б) осмотром проверить отсутствие трещин, сколов, искривлений. Осмотреть исправность анкерных болтов и петель.
в) очистить конструкции от грязи, мусора, наледи и т. п., а закладные детали – от ржавчины;
г) с помощью металлического метра или рулетки проверить размеры конструкций и деталей, нанести недостающие риски. На бетонные поверхности риски наносят мягким черным карандашом, на металлические закладные детали – зубилом и молотком;
д) осмотреть и очистить места опирания элементов, проверить надежность стыков ранее установленных конструкций.
Предварительная раскладка строительных конструкций.
Раскладка осуществляется с транспортного средства непосредственно у места монтажа каждой конструкции в зоне действия крана. Раскладка конструкций может быть раздельной, групповой.
Раздельная предусматривает складирование конструкций только 1 типа, групповая – нескольких (по наименованию и назначению). В данном проекте раскладка групповая.
Раскладку необходимо выполнять так, чтобы исключить появление остаточных деформаций, застоев воды, загрязнения стыковочных устройств и создать удобные условия для производства такелажных и подготовительных работ. При этом следует продумать наиболее рационально раскладку. Основным условием раскладки конструкции должно быть обеспечение минимального цикла работы монтажного крана.
Монтажные работы.
Это совокупность производственных операций по установке в проектное положение и соединение в одно целое заранее изготовленных элементов, узлов, конструкций.
К недостаткам монтажа относят:
а) невысокие архитектурные и эстетические возможности.
б) высокая зависимость от баз стройиндустрии.
в) большое количество использованных машин и механизмов.
К достоинствам:
а) при монтаже максимально решено основные требования индустриализации строительного производства – максимальная заводская готовность изделий;
б) высокая скорость возведения зданий и сооружений.
Методы монтажа конструкций, элементов, зданий.
а) по степени укрупнения конструкций перед установкой:
1) поэлементный монтаж отдельными элементами;
2) блочный монтаж блоками из нескольких элементов;
3) монтаж укрупненными модулями.
б) по направлению монтажа:
1) наращивание;
2) подращивание;
3) надвижка;
4) поворот;
5) сложное перемещение;
6) вертикальный подъем.
в) по последовательности установки конструкций:
1) раздельный (дифференцированный) монтаж;
2) комплексный (сосредоточенный);
3) комбинированный (смешанный).
г) по виду монтажных поддерживающих устройств:
1) на сплошных подмостях;
2) полунавесная сборка;
3) навесная сборка.
д) по способу установки на опоры:
1) свободный метод;
2) ограниченно свободный метод с применением приспособлений, облегчающих наводку элемента;
3) принудительный (трафаретный) метод;
4) безвыверочный монтаж.
Технология монтажа плиты покрытия
Сборные железобетонные конструкции изготавливают в заводских условиях иготовом виде доставляют на строительную площадку, где из них при помощи кранов монтируют здание или сооружение.
Сборные железобетонные конструкции монтируют двумя способами:
1) «С колес» монтируемые элементы в этом случае доставляют в соответствии с графиком монтажа по часовому графику, непосредственно с транспортных средств их с помощь кранов устанавливают на предназначенном месте;
2) С приобъектных складов. Изготовленные на заводе детали конструкции доставляют на строительную площадку и размещают в зоне действия монтажных кранов в определенном порядке, который устанавливается стройгенпланом.
Перекрытия по своей значимости, сложности конструктивного решения и стоимости являются не менее важным элементом, чем стены. Междуэтажные перекрытия, как правило, разделяют помещения смежных этажей с одинаковой температурой воздуха, поэтому специальная теплоизоляция их не требуется. В то же время через междуэтажные перекрытия могут передаваться ударные (от ходьбы, перемещения мебели) и воздушные колебания (речь, пение, музыка) шумы. Следовательно междуэтажные перекрытия должны иметь надлежащую звукоизоляцию. Чердачные перекрытия отделяющие отапливаемые помещения от холодного чердака, должны иметь необходимую теплоизоляцию. Она обычно является и достаточной звукоизоляцией от уличных шумов. Нижние перекрытия, отделяющие первый этаж от холодного подполья, также должны обладать достаточной теплоизоляцией.
Перекрытия в санитарных узлах (уборные, ванные, душевые) в мокрых помещениях бань и прачечных должны быть еще и водонепроницаемыми, а перекрытия над некоторыми помещениями – газонепроницаемыми (например, над котельными).
До начала монтажа устанавливают соответствие марок плит перекрытий проектным, правильность их геометрической формы и размеров, наличие монтажных петель, качество бетона. Размеры плит сверяют с размером в натуре и определяют величину опирания плит перекрытий. Для монтажа перекрытий применяют четырехветвевые стропы. При монтаже плит самое главное добиться горизонтального потолка, поэтому до начала монтажа проверяют горизонтальность и вертикальность стен нивелиром или правилом и уровнем.
Горизонтальность стен получаю за счет расстилания раствора нужной толщины. Этот слой должен набрать прочность до 50%. Затем расстилают цементный раствор 2-3 мм перед укладкой плиты монтаж начинают с крайних плит звено «4». Такелажник стропует плиты четырехветвевым стропом.
Два монтажника находятся в начале на подмостях, затем на перекрытии. Они принимают данную плиту, разворачивают ее и устанавливают в проектное
положение. До снятия строп проверяют горизонтальность плиты. Небольшие
отклонения устраняют ломиками. Передвижение плиты перпендикулярно к стене запрещается (ломом). После укладки нескольких плит проверяют горизонтальность потолка. После выверки всех плит выполняют постоянное крепление с помощью сварки со стенами и между собой. Со стенами плиты соединяют анкерами: один конец закладывают в кладку, другой приваривают к монтажным петлям. Швы между плитами закладывают цементным раствором. Пустоты в плитах на глубину опирания заделывают специальными пробками или кирпичами, промазывая раствором.
Опирание плит должно быть не менее 1 кирпича.
3.2 Выбор машин и механизмов.
Выбор экскаватора для производства земляных работ.
Для выбора ковша экскаватора, используем таблицу из справочника. Где выбираем рекомендуемый объем ковша(q) в зависимости от группы грунта, в нашем случае II гр., в зависимости от глубины котлована, в нашем случае – 1,5 м и в зависимости от объема котлована, в нашем случае –2677,5 м3, соответственно рекомендуемый объем ковша 0,63 м3.
На основании выбранной емкости выбираем два экскаватора марок ЭО-3221 (0,63 м3) и 4112А (0,65 м3) сравниваем их характеристики и выбираем подходящий.
а) Определяем техническую производительность экскаваторов:
1) экскаватор ЭО-3221:
Пт=q nт кр,
где Пт- техническая производительность, м3/ч;
q-геометрическая вместимость ковша- 0, 63 м3;
nт- наибольшие возможное число циклов в минуту при данных условиях работы, с.
nт= ,
где т - продолжительность рабочего цикла-16,5 с.
nт= = =3,6 с
кр= ,
где кр- коэффициент влияния грунта;
кн -коэффициент наполнения;
кр -коэффициент разрыхления.
Для суглинка принимаем: кн=1,2, кр=1,2.
кр= = =1
Пт=q nт кр=0,63м3 х 3,6с х 1=2,26 м3/ч
2) экскаватор ЭО-4112А:
Пт=q nт кр,
где Пт- техническая производительность, м3/ч;
q-геометрическая вместимость ковша- 0, 65 м3;
nт- наибольшие возможное число циклов в минуту при данных условиях работы, с.
nт= ,
где т- продолжительность рабочего цикла-18 с.
nт= = =3,3 с
кр= ,
где кр- коэффициент влияния грунта;
кн -коэффициент наполнения;
кр -коэффициент разрыхления.
Для суглинка принимаем: кн=1,2, кр=1,2.
кр= = =1
Пт=q nт кр=0,65м3 х 3,3с х 1=2,16 м3/ч
б) Определяем эксплуатационная производительность:
1) экскаватор ЭО-3221:
Пэ=Пт кв км
где Пэ -эксплуатационная производительность, м3/ч;
Пт- техническая производительность- 2,26 м3/ч;
кв- коэффициент, учитывающий использования экскаватора по времени- 0,8;
км- коэффициент, учитывающий квалификацию машиниста-0,86.
Пэ= Пт кв км=2,26 м3/ч х 0,8 х 0,86=1,55 м3/ч
2) экскаватор ЭО-4243Д:
Пэ=Пт кв км
где Пэ -эксплуатационная производительность, м3/ч;
Пт- техническая производительность- 2,16 м3/ч;
кв- коэффициент, учитывающий использования экскаватора по времени- 0,8;
км- коэффициент, учитывающий квалификацию машиниста-0,86.
Пэ= Пт кв км=2,16 м3/ч х 0,8 х 0,86=1,48 м3/ч
Вывод: Для работы на объекте выбираем ЭО-3137, потому что по технической производительности и по эксплуатационной производительности, более лучше, чем ЭО-4243Д.
Выбор монтажного крана.
Размеры здания: 24 х21,2х4,3 м(h)
Конструкция: плита перекрытия, 12,х1.5 м- 5,7т. (к крюку крана крепится траверсой 661 кг, расчетная высота-2,6 м, грузоподъемностью-10 т).
а) Грузоподъемность крана:
Q=q1+qт
где Q- грузоподъемность крана;
q1- вес конструкции;
qт-вес траверсы.
Q= q1+qт=5700кг+661кг= 6341кг=6,4 т
б) высота подъема стрелы:
h=hзд+hпол
где h- высота подъема, м;
hзд- высота здания- 4,3 м;
hпол- расчетная высота траверсы-2,6 м.
h= hзд+hпол=4,3 м+2,6 м=6,9 м
в) вылет стрелы:
L=Lo+a
где L- вылет стрелы,м;
Lo- ширина здания - 21, м;
а- принимается от 0,5…1,0 м.
L=Lo+a=21 м+1м=14,5м
Q= 6,36 т;
H=6,9 м;
L= 22 м.
Таблица 3.1.3.8– Техническая характеристика крана КС-3425.
Марка машины | Грузоподъемность, т | Высота подъема, м | Вылет стрелы, м |
КС-5471 |
Выбираем кран на авто шасси КС-5471.
Выбор автотранспорта
При выборе автотранспорта необходимо соблюдать условие: емкость кузова машины должна быть кратной емкости целого числа ковшей экскаватора и должны вмещать не менее 3 ковшей
а) выбираем число автомобилей:
1) определяем число ковшей:
m= кe ,
где m- число ковшей;
Q1- емкость кузова автомашины,м3.
Q1= ,
где V1- объем кузова-6,5 м3;
кр- коэффициент разрыхления-1,2.
Q1= = =5,4 м3
q- геометрическая вместимость ковша-0,63 м3,
кe- коэффициент наполнения ковша-0,8.
m= кe= =10,8
2) определяем грузоподъемность машины:
Pмр≥Q2 ,
где Pмр- грузоподъемность машины, т;
Q2-объем грунта погруженного в автомашину;
- вес 1 м3 грунта -1,75
Q2=m Be q,
где m- число ковшей-10,8;
Be- коэффициент-0,8;
q- геометрическая вместимость ковша-0,63 м3.
Q2= m Be q=10,8 х 0,8 х 0,63 м3=5,44
Pмр≥Q2
=11 т≥9,52 т
3) определяем число автомобилей:
N= ,
где N- число автомобилей,
Тц- продолжительность одного цикла работы, мин;
Тпогр- продолжительность погрузки самосвала или автомашины, мин.
N= = =1,9 машины
а) Определяем продолжительность погрузки самосвала или автомашины:
Тпогр=t1+t2
где t1-время постановки машины под погрузку(принимается 1 мин);
t2- время стоянки автомашины под погрузку.
Тпогр= t1+t2=1+10,63 мин=11,63 мин
б) Определяем продолжительность одного цикла работы:
Tц=t1+t2+t3+t4+t5+t6 ,
где t3-время хода автомашины под погрузку (мин);
t4-время погрузки автомашины (принимается 1 мин);
t5- время затраченное на перестановку автомашины под разгрузку (принимается 1 мин);
t6-время хода автомашины от места погрузки к месту работы экскаватора(мин);
t7- время на передвижку автомашины в процессе погрузки (принимается 1-2 мин).
Тц= t1+t2+t3+t4+t5+t6=1мин+10,63мин+0,8мин+1мин+1мин+0,8мин=15,23 мин
в) Определяем время стоянки автомашины под погрузку:
t2= +t7 ,
где t2- время стоянки автомашины под погрузку, мин;
Q2-объем грунта погруженного в автомашину-5,44 м3;
q- геометрическая вместимость ковша-0,63 м3;
t7- время на передвижку автомашины в процессе погрузки (принимается 1-2 мин).
t2= +t7= +2 мин=10,63 мин
г) Определяем время хода автомашины под погрузку:
t3=t6=60 ,
где L- дальность перевозок один конец -0,25 км;
Vcp-средняя скорость автотранспорта -18-36 км/час.
t3=t6=60 =0,8 мин
Выбираем автомобиль КрАЗ -256В в составе 2 машин.
Таблица 3.1.3.9- Характеристика автомашины.
Марка машины | Грузоподъемность, т | Вместимость кузова, м3 | Масса автомобиля без груза, т |
КрАЗ -256В | 11 т | 6,5 | 6,6 |
3.3 Контроль качества и приемка работ.
Рабочие и бригадир осуществляют текущий самоконтроль качества в процессе выполнения СМР. Производитель работ и мастер непосредственно отвечают за производственный контроль качества строительства (входной, операционный и приемочный контроль). Кроме этого, привлекаются геодезические службы и строительные лаборатории.
В строительстве принят многоступенчатый контроль качества СМР, как непосредственно исполнителями работ, так и ведомственными и государственными службами.