Результаты осуществления государственного земельного надзора
Государственный земельный надзор на территории Челябинской области в 2013 году осуществляли 97 государственных инспекторов по использованию и охране земель (в 2012 году – 104 государственных инспектора, в 2011 г. – 114 государственных инспекторов).
В 2013 году на территории Челябинской области было проведено 8143 проверки соблюдения требований земельного законодательства, использования и охраны земель, что больше на 43 % по сравнению с 2012 годом (5718 проверок) и больше на 93 % по сравнению с 2011 годом (4233 проверки). Из общего количества проведенных проверок: 6371 - плановая проверка (2012 год – 3816, 2011 год - 2895), 1772 - внеплановые проверки (2012 год – 1902, 2011 год - 1338). (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Количество проверок соблюдения земельного законодательства |
Сравнительный анализ основных показателей по исполнению государственной функции по государственному земельному надзору
За 2011 - 2013 годы.
Наименование показателя | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Количество госземинспекторов | |||
Количество проверок: - плановых - внеплановых | |||
Количество земельных участков, на которых осуществлялись контрольные мероприятия | |||
Количество выявленных нарушений | |||
Количество выданных предписаний | |||
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности | |||
Количество устраненных нарушений | |||
Количество составленных протоколов | |||
Количество составленных протоколов по ст. 19.5 КоАП РФ | |||
Количество составленных протоколов по ст. 20.25 КоАП РФ | |||
Количество заявлений, направленных в органы прокуратуры на согласование внеплановых проверок: - согласованных - количество отказов в согласовании | |||
Сумма наложенных штрафов (тыс. руб.) | 1817,1 | 3163,2 | 3330,2 |
Сумма взысканных штрафов (тыс. руб.): - в добровольном порядке (тыс. руб.) - в принудительном (приставами) (тыс. руб.) | 2002,6 | 2494,1 | |
1831,3 | 2097,7 | 2302,3 | |
171,3 | 99,3 | 191,8 | |
Количество проверенных актов ОМС: - несоответствующие акты ОМС; - приведенные в соответствие акты ОМС | |||
Количество заключенных соглашений | (23 доп.соглашения) | ||
Количество отмененных постановлений о назначении административного наказания |
Из общего количества проведенных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 1679 проверок (1362 плановые проверки и 317 внеплановых проверок). На основании требований органов прокуратуры госземинспекторы приняли участие в 60 проверках в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве специалистов.
В результате проведенной работы на территории Челябинской области было выявлено 2960 нарушений, из них 2521 нарушение выявлено госземинспекторами, в том числе 796 нарушений допущено юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, в связи с наделением Росреестра полномочиями по привлечению к административной ответственности лиц за нарушения земельного законодательства по ст. 7.34 КоАП РФ в 2013 году за данное нарушение привлечено 2 юридических лица (за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками).
Из общего количества выявленных нарушений земельного законодательства 110 нарушений выявлено на землях сельскохозяйственного назначения (5,2 % от общего количества выявленных нарушений земельного законодательства), населенных пунктов - 1979 нарушений (94,1 % от общего количества выявленных нарушений земельного законодательства), 7 нарушений - на землях промышленности и др. специального назначения (0,3 % от количества выявленных нарушений земельного законодательства), на землях особо охраняемых территорий и объектов – 5 (0,1 % от количества выявленных нарушений земельного законодательства), на землях лесного фонда - 2 (0,1 % от количества выявленных нарушений земельного законодательства) (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Выявленные нарушения по категориям земель
Наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства являются:
- самовольное занятие земельного участка, использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ), – 1683 нарушения, что составляет 56,8 % от общего количества выявленных нарушений в целом по Челябинской области. Из них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями допущено 473 нарушения;
- использование не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ) - 90 нарушений или неиспользование земельного участка – 4 нарушения, что составляет 3,4 % от общего количества выявленных нарушений. Из них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями допущено 27 нарушений.
По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях в 2013 году Управлением к административной ответственности было привлечено 2086 нарушителей, из них 498 - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составляет 23,9 % от общего количества лиц, привлеченных к административной ответственности (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Сведения о привлечении к административной ответственности за 2013 год (по категориям лиц)
По результатам рассмотрения административных дел, возбужденных государственными инспекторами, органами прокуратуры, органами внутренних дел, к административной ответственности в 2013 году привлечено 2086 правонарушителей на сумму 3330,2 тыс. руб. (в 2012 году – 1872 нарушителя на сумму 3163,2 тыс. руб., в 2011 году – 978 нарушителей на сумму 1817,1 тыс. руб.), что на 12 % больше по сравнению с 2012 годом и на 113 % больше по сравнению с 2011 годом.
В 2013 году взыскано административных штрафов на сумму 2494,1 тыс. руб. (в 2012 году – 2197 тыс. руб., в 2011 году – 2002,6 тыс. руб.), что на 14 % больше по сравнению с 2012 годом и на 25 % больше по сравнению с 2011 годом. При этом уплачено правонарушителями добровольно в установленные законодательством сроки штрафов на общую сумму 2302,3 тыс. руб. (в 2012 году – 2097,7 тыс. руб., в 2011 году – 1831,3 тыс. руб.).
Взыскано в принудительном порядке службой судебных приставов-исполнителей штрафов на общую сумму 191,8 тыс. руб. (в 2012 году – 99,3 тыс. руб., в 2011 году – 171,3 тыс. руб.) (рис. 3.8).
Рис. 3.8. Динамика по сумме наложенных и взысканных административных штрафов за 2011-2013 годы |
В целях своевременного устранения нарушений земельного законодательства государственными инспекторами по использованию и охране земель за указанный период было выдано 1584 предписания об устранении нарушений земельного законодательства (в 2012 году - 1544 предписания, в 2011 году – 1276 предписаний), что больше на 3 % по сравнению с 2012 годом и больше на 25 % по сравнению с 2011 годом.
Из них по 921 предписанию нарушения были устранены (в 2012 году устранено 821 нарушение, в 2011 году устранено 595 нарушений), что больше на 13 % по сравнению с 2012 годом и больше на 55 % по сравнению с 2011 годом. За невыполнение предписаний об устранении нарушения было составлено 493 протокола об административном правонарушении по ч. 1 статьи 19.5 КоАП РФ (в 2012 году - 466 протоколов, в 2011 году – 413 протоколов) и направлено на рассмотрение мировым судьям, что больше на 6 % по сравнению с 2012 годом и больше на 20 % по сравнению с 2011 годом. Сравнительный анализ количества устраненных нарушений за период 2010 - 2012 годов свидетельствует о росте данного показателя.
В целях предотвращения правонарушений в земельном законодательстве Управлением ведется работа со средствами массовой информации по информированию физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2013 году Управлением было размещено 176 публикаций по вопросам осуществления государственного земельного надзора, было проведены 2 «горячие линии» по вопросам осуществления государственного земельного надзора. Кроме того, на сайте Управления ежемесячно размещается информация о результатах проведенных проверок.
В 2013 году отменено 11 постановлений о назначении административного наказания, вынесенных главными (их заместителями) государственными инспекторами по использованию и охране земель, из них 10 отменено судами, 1 – вышестоящим лицом (рис. 3.9)
Рис. 3.9. Динамика по количеству отмененных постановлений о назначении административного наказания за 2011-2013 годы |
Основными причинами отмены постановлений являются:
1) малозначительность совершенного деяния, объявлено устное замечание;
2) отсутствие состава и события административного правонарушения;
3) истечение срока давности привлечения к административной ответственности.