Сооружение земляного полотна
Краткая характеристика организации, профиль работ
Для Мостоотряда характерна типовая структура аппарата управления. Возглавляет организацию директор, который несет полную ответственность за всю деятельность организации. Директор непосредственно подчинены некоторые отделы аппарата: бухгалтерия, отдел кадров. Служба обеспечения, канцелярия. Юридический отдел главный инженер и др.
Виды работ дорожного рабочего
Сооружение земляного полотна
Земляное полотно является наиболее ответственной частью дороги, так как от него зависят прочность и качество дороги. Сооружение земляного полотна — сложная, многооперационная работа, которую выполняют в определенной последовательности различными дорожно-строительными машинами. Работы по сооружению земляного полотна разделяются на подготовительныеработы, основные и отделочные. Подготовительные работы включают расчистку полосы отвода от деревьев, пней, кустарника. Эти работы выполняют механизированными отрядами, состоящими из гусеничных тракторов, оборудованных бульдозерами, корчевателями, древовалами, кусторезами. Основные земляные работы — это возведение насыпей, разработка грунта в выемках и резервах, устройство водоотводных канав. Такие работы выполняют землеройно-транспортными маншнами: авто грейдерами, скреперами, бульдозерами. Отделочные работы - это планирование дна резерва, срезка ступенек на откосах и обеспечение в соответствии с техническими условиями поперечных уклонов элементов земляного полотна. При устройстве гравийных, щебеночных и грунтовых оснований дорожных покрытий используют автогрейдеры или бульдозеры и. наконец, при устройстве дорожных покрытий, обработанных и необработанных вяжущими, асфальтобетонных и цементно-бетонных применяют автогрейдеры, бульдозеры, автосамосвалы, асфальтоукладчики, гудронаторы, бетоноукладчики. Таким образом, земляное полотно возводят при совместной комбинированной работе различных землеройных и дорожных машин. При этом для каждого участка и вида работ важно правильно определить состав машин специализированного звена, а также ведущую машину, предназначенную для выполнения основных операций и влияющую на производительность всего звена. Большого роста выработки при возведении земляного полотна добиваются комплексные бригады за счет правильной
расстановки машин с учетом их конструктивных н технологических возможностей. Так, применяют способ раздельной отсыпки насыпи специализированными звеньями. Нижнюю часть насыпи возводят из боковых резервов грейдерными или бульдозерными звеньями, а верхнюю возводят скреперными звеньями. Это позволяет рационально использовать машины каждого типа в соответствии с их основным назначением. Бульдозерами грунт перемещают грунт не дальше 15 м. Автогрейдерами возводят насыпь высотой до 0,5 м,. а скреперами транспортируют и частично уплотняют грунт верхнего слоя насыпи. Комплексное механизированное строительство автомобильной дороги проводят поточным методом, при котором специализированные звенья машин последовательно выполняют работы, продвигаясь по трассе, причем за последними машинами комплекта остается готовая дорога. Сооружение земляного полотна поточным методом с помощью комплекта машин позволяет вести земляные работы непрерывно и равномерно. В процессе производства основных земляных работ насыпи и выемки получают грубое очертание - откосы их неровны, бровки извилисты, а в выемках остается недоработанный грунт. Для придания поперечному профилю проектной формы выполняются специальные отделочные и укрепительные работы. К отделочным работам относятся планировка поверхностей насыпей, выемок и резервов. К укрепительным работам - укрепление откосов насыпей, выемок и резервов; дна резервов и канав от размыва водой и выдувания ветром. Планировка земляного полотна и зачистка выемок до проектных отметок выполняется сразу после окончания основных работ специализированным звеном. Планировочные работы выполняются автогрейдерами, экскаваторами и бульдозерами с навесным оборудованием (откосники, уширители отвала, скребки, струги). Для доработки выемок и резервов применяются землеройные машины - бульдозеры, скреперы и экскаваторы-драглайны. Отделочные работы желательно выполнять при оптимальной влажности грунтов, что позволяет использовать срезаемый грунт для засыпки понижений, хорошего его уплотнения и облегчает работу машин. Планировка производится, начиная с наиболее низких участков (в продольном профиле), для обеспечения водоотвода в процессе производства работ. Автогрейдерами можно планировать откосы положе 1:3 при непосредственном движении по ним. Более крутые откосы планируются с помощью удлинителя ножа и путём выноса ножа. Планировка ведется в несколько проходок по захваткам. Расчётная длина захватки - 300 - 1 ООО м, зависит от грунтов и вида планировщика. При больших объёмах работ целесообразно применять системы автоматического управления отвалом («Профиль»-П, «Профиль»-30 и др.). Работа этих систем основана на функционировании электрических приводов от датчиков прикреплённых к отвалу и перемещающихся по натянутой копирной струне или получающих сигналы от лазерных датчиков. Планировка бывает грубой и окончательной.
Грубая планировка производится перед выдержкой насыпи; окончательная - перед устройством покрытия. После планировки или окончания строительства искусственных сооружений выполняется крепление земляных откосов (укрепительные работы). Оно обеспечивает устойчивость, и надёжность всего земляного полотна. Уплотнение грунтов земляного полотна. Прочность и устойчивость земляного полотна обеспечиваются равномерным послойным уплотнением грунта различными машинами и механизмами. Для достижения требуемых норм плотности грунты должны иметь при уплотнении влажность от 0,9 Wo до Wflon. Отсыпку грунта в насыпь производят на всю ширину земляного полотна, включая откосы. В целях качественного уплотнения грунта и во избежание опрокидывания катка под откос допускается отсыпать слои на 0,3..0.5 м шире проектного очертания насыпи. Излишний грунт в дальнейшем используется для отсыпки обочин, устройства съездов и переездов. Каждый слой следует разравнивать, соблюдая поперечный уклон 20...40 %о, от оси к бровкам земляного полотна. Толщина слоев и количество проходов катка по одному следу зависят от вида грунта, требуемого коэффициента уплотнения, применяемых уплотняющих машин и ориентировочно назначаются по нормативам Фактически число проходов катка по одному следу определяется по результатам пробного уплотнения.
При возведении насыпи скреперами или с помощью транспортных средств достаточно 40...50 % проходов катка от рекомендуемых норм. При уплотнении грунтов следует соблюдать определенные правила. Укатку начинают вслед за отсыпкой и профилированием слоя грунта.
Грунт уплотняют равномерно по всей ширине насыпи с перекрытием сопредельных полос укатки на 20...30 см. При уплотнении верхних слоев насыпи высотой до 1,5 м первый и второй проходы катка выполняют на расстоянии 2 м от бровки, а затем, смещая проходы на 1/3 ширины катка в сторону бровки, постепенно уплотняют до бровки насыпи. Первые и последние два прохода катка при уплотнении насыпи выполняют со скоростью 1.5...2 км/ч, а остальные проходы - 4...8 км/ч.
Прекращают работу по отсыпке и уплотнению грунтов при интенсивном кратковременном дожде.
При уплотнении грунтов широко применяются самоходные и прицепные катки. Комплексное механизированное строительство автомобильной дороги проводят поточным методом, при котором специализированные звенья машин последовательно выполняют работы, продвигаясь по трассе, причем за последними машинами комплекта остается готовая дорога. Сооружение земляного полотна поточным методом с помощью комплекта машин позволяет вести земляные работы непрерывно и равномерно. В процессе производства основных земляных работ насыпи и выемки получают грубое очертание - откосы их неровны, бровки извилисты, а в выемках остается недоработанный грунт. Для придания поперечному профилю проектной формы выполняются специальные отделочные и укрепительные работы.
К отделочным относятся планировка поверхностей насыпей, Выемок и резервов. К укрепительным - укрепление откосов насыпей, выемок и резервов; дна резервов и канав от размыва водой и выдувания ветром. Планировка земляного полотна и зачистка выемок до проектных отметок выполняется сразу после окончания основных работ специализированным звеном. Планировочные работы выполняются автогрейдерами, экскаваторами и бульдозерами с навесным оборудованием (откосники, уширители отвала, скребки, струги). Для доработки выемок и резервов применяются землеройные машины - бульдозеры, скреперы и экскаваторы-драглайны. Отделочные работы желательно выполнять при оптимальной влажности грунтов, что позволяет использовать срезаемый грунт для засыпки понижений, хорошего его уплотнения и облегчает работу машин. Планировка производится, начиная с наиболее низких участков (в продольном профиле), для обеспечения водоотвода в процессе производства работ. Автогрейдерами можно планировать откосы положе 1:3 при непосредственном движении по ним. Более крутые откосы планируются с помощью удлинителя ножа и путём выноса ножа. Планировка ведется в несколько проходок по захваткам. Расчётная длина захватки - 300 - 1 ООО м, зависит от грунтов и вида планировщика. При больших объёмах работ целесообразно применять системы автоматического управления отвалом («Профиль»-П, «Профиль»-30 и др.). Работа этих систем основана на функционировании электрических приводов от датчиков прикреплённых к отвалу и перемещающихся по натянутой копирной струне или получающих сигналы от лазерных датчиков. Планировка бывает грубой и окончательной. Грубая - перед выдержкой насыпи; окончательная - перед устройством покрытия.
После планировки или окончания строительства искусственных сооружений выполняется крепление земляных откосов (укрепительные работы). Оно обеспечивает устойчивость, и надёжность всего земляного полотна. Уплотнение грунтов земляного полотна. Прочность и устойчивость земляного полотна обеспечиваются равномерным послойным уплотнением грунта различными машинами и механизмами. Для достижения требуемых норм плотности грунты должны иметь при уплотнении влажность от 0,9 Wo до Wflon. Отсыпку грунта в насыпь производят на всю ширину земляного полотна, включая откосы. В целях качественного уплотнения грунта и во избежание опрокидывания катка под откос допускается отсыпать слои на 0,3..0.5 м шире проектного очертания насыпи. Излишний грунт в дальнейшем используется для отсыпки обочин, устройства съездов и переездов. Каждый слой следует разравнивать, соблюдая поперечный уклон 20...40 %о от оси к бровкам земляного полотна. Толщина слоев и количество проходов катка по одному следу зависят от вида грунта, требуемого коэффициента уплотнения, применяемых уплотняющих машин и ориентировочно назначаются по табл. 38. Фактически число проходов катка по одному следу определяется по результатам пробного уплотнения.
При возведении насыпи скреперами или с помощью транспортных средств достаточно 40...50 % проходов катка от рекомендуемых норм. При уплотнении грунтов следует соблюдать определенные правила.
Укатку начинают вслед за отсыпкой и профилированием слоя грунта. Грунт уплотняется равномерно по всей ширине насыпи с перекрытием сопредельных полос укатки на 20...30 см. Первый и второй проходы катка выполняют на расстоянии 2 м от бровки при уплотнении верхних слоев насыпи высотой до 1,5 м, а затем, смещая проходы на 1/3 ширины катка в сторону бровки, постепенно уплотняют до бровки насыпи. Первые и последние два прохода катка при уплотнении насыпи выполняют со скоростью 1.5...2 км/ч, а остальные проходы - 4...8 км/ч.
Прекращают работу по отсыпке и уплотнению грунтов при интенсивном кратковременном дожде.
При уплотнении грунтов широко применяются самоходные и прицепные катки. Катки самоходные пневмоколесные применяют для уплотнения всех видов грунтов. Толщину уплотняемого слоя принимают равной : 0,2.-0,25 м при массе катков до 15 т, и - 0,3...0,4 м - до 25 т. Самоходные и прицепные кулачковые катки используют для уплотнения связных и малосвязных грунтов слоями 0,20...0,30 м. Комбинированные катки, как правило, применяют на окончательной стадии уплотнения фунтов слоями 0,15...0,25 м. Плиты (вибрационные, пневматические) и электрические трамбовки (массой от 20 до 800 кг) используют для уплотнения грунтов в стесненных условиях и при малых объемах работ. Для уплотнения насыпей из песчаных грунтов, устраиваемых на болоте, применяют подвесные глубинные вибраторы. При возведении насыпей из отходов промышленности уплотнение следует выполнять тяжелыми виброкатками или трамбующими машинами. Наилучшее сочетание средств уплотнения связных грунтов при больших объемах сосредоточенных работ: 2...3 самоходных кулачковых и 1...2 самоходных пневмоколесных катков.Минимальный фронт работы катков - 100 м. Рациональная величина захвата для уплотнения грунтов: кулачковых катков -150...300 м; пневмоколесных катков - до 200 м; вибрационных катков - 200...250 м; трамбующих машин - до 50 м. Самоходные катки, как правило, работают челночным способом. Плотность грунта следует контролировать на каждом технологическом слое насыпи по оси земляного полотна и на расстоянии 1,5...2,0 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м - и в промежутках между ними. Плотность грунта контролируется на каждой сменной захватке, но не реже чем через 50 м при высоте насыпи более 3,0 м. Контроль плотности верхнего слоя насыпи следует осуществлять не реже чем через 50 м. Плотность грунта проверяется на глубине 1/3 толщины уплотненного слоя, но не менее 8 см. Плотность грунта в полевых условиях проверяется плотномерами ЦСЛ «Ленавтодор», Д-51А, прибором инженера Ковалева и радиометрическими приборами - pppa.ru. Приборами ЦСЛ «Ленавтодор» и Д-51А должны уметь пользоваться мастера, прорабы и мотористы катков. Окончательное заключение по уплотнению грунтов и их естественной, относительной и оптимальной влажности составляет лаборатория предприятия. Наиболее перспективны в применении электронные приборы - плотномеры, устанавливаемые на катке и позволяющие мотористу следить за результатами уплотнения прямо на приборной панели.Такой прибор состоит из аксельрометра. устанавливаемого на вальце катка, процессора и шкалы -указателя плотности, расположенной на панели приборов.