Геодезический контроль исполнительные съемки
7.1 Основные положения
Геодезический контроль осуществляется за всеми видами дорожных работ. Геодезический контроль при реконструкции, капитальном и среднем ремонтах производится также в целях достижения полного соответствия выполненных работ проекту, СНиП и настоящей инструкции. Он обеспечивает высокое качество и наиболее высокие технико-экономические показатели ремонтно-строительных работ.
В процессе промежуточных приемок законченных строительством участков или скрытых работ ведут контрольные замеры и устанавливают соответствие выполненных работ проекту при надлежащем качестве.
При строительстве дороги геодезическому контролю подлежат: расположение земляного полотна в плане (выборочным промером его отдельных участков и углов с контрольной разбивкой ряда кривых); продольный профиль трассы (нивелированием на всех переломах продольного профиля и на участках с затруднительным водоотводом); поперечные профили (нивелированием по поперечникам с контролем высот оси полотна, бровок и кромок проезжей части, обочин, дна канав и резервов, крутизны откосов); ширина земляного полотна и проезжей части; размеры кюветов и берм; ровность поверхности покрытия обочин и откосов.
Расположение и размеры выстроенных насыпей и выемок должны определяться как при строительстве, так и после их отделки, уже без разрыхленного грунта.
Размеры резервов боковых, водоотводных и нагорных канав контролируют в местах изменения их ширины, направлений и длины. Проверяют продольные и поперечные уклоны их дна, обеспечивающие нормальный сток воды без застоя.
Промежуточная приемка скрытых работ выполняется по окончании устройств следующих элементов: дренажных систем, вплоть до их выходных отверстий; планировки корыта или земляного полотна с присыпными обочинами; уплотнения дополнительного слоя основания перед укладкой его основного слоя; поверхности основания перед укладкой покрытия. Приемка выключается в примерах ширины, глубины, уклонов и проверке расположения элементов.
7.2 Геодезический контроль за работами
Геодезический контроль каждого элемента сооружения осуществляют как при строительстве (в период работы строительных машин), так и после его окончания.
Контроль за работой механизмов ведется: с помощью геодезических приборов, визирные оси, световые лучи или конирные устройства которых установлены параллельно заданной поверхности; или визирками, две из которых устанавливаются на точках, забитых под заданную высоту расположения рабочего органа машины на строящемся участке, а третья - контрольная - движется в створе с другими по поверхности, оставленной строительной машиной на участке выполненных работ. По величине устанавливаемых рейкой колебаний поверхности законченных работ относительно высоты енотового луча или визирной оси прибора или по величинам колебаний верха двигающейся третьей визирки над двумя другими, расположенными и заданной плоскости, судят о соответствии выполненных работ заданному проектному положению (рисунок 7.1). По ним же оценивают и качество выполненных работ.
В процессе строительных и монтажных работ контроль ведут с помощью оптических или лазерных геодезических приборов. В этих случаях визирная ось или лазерный луч прибора устанавливаются параллельно заданному направлению с возвышением над ним на высоту установки прибора, а затем по рейке или линейке с учетом высоты прибора устанавливают уклонение фактического положения выстроенного или смонтированного элемента конструкции относительно заданного положения.
Ровность поверхности дорожных покрытий и их оснований контролируется трехметровой рейкой. Измерение просветов под ребром рейки производится в трех отпорах на пикете. Рейку прикладывают к поверхности в трех местах: на оси и на расстоянии 1 м от каждой кромки проезжей части, а для многополосной дороги - посередине каждой полосы. Просветы под рейкой измеряют в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от каждого конца, и далее внутрь по рейке при том же интервале в 0,5 м.
Продольный профиль выстроенной дороги контролируют нивелированием, а поперечный тем же нивелированием или шаблоном с уровнем. Определение размеров отдельных элементов профиля ведут рулеткой.
Контроль прямолинейности уложенного трубопровода, водостока или дренажа ведется с использованием зеркал или лазерных геодезических приборов.
Перед засыпкой траншеи проверяют правильность укладки труб и их уклон, соответствие дна колодцев и дна лотков труб запроектированным отметкам.
Рисунок 7.1 - Схема к геодезическому контролю за работой механизмов
Соблюдение проектных отметок контролируют от реперов способами геометрического или тригонометрического нивелирования.
Зона варьирования расположения осей и взаиморасположения новых элементов ограничивается строительным допуском.
7.3 Исполнительные съемки
В заключительной стадии строительства или монтажа сооружений выполняются исполнительные съемки, определяющие фактическое положение сооружения и его элементов относительно проектного, а с помощью измерений контролируют форму и размеры законченных строительством частей сооружения и устанавливают степень их несоответствия запроектированным.
При производстве исполнительных съемок контролируют координаты расположения трассы и осей искусственных сооружений и выборочно устанавливают несоответствие фактического продольного и поперечного профилей выстроенного сооружения и его частей запроектированным.
Для проверки отдельных конструктивных элементов сооружения, которые в процессе строительства перекрываются другими, выполняют промежуточные проверки с соответствующими инженерно-геодезическими работами и исполнительными съемками. Акты на приемку скрытых работ прилагаются вместе с необходимыми ведомостями и чертежами (планы, профили и др.) к документам исполнительных съемок.
Исполнительные съемки ведут теми же методами, что и топографические. На основе выполненных геодезических работ и съемок устанавливаются все отклонения выстроенного сооружения от проекта и намечаются пути их устранения или принимается решение о продолжении последующих строительных работ.
При исполнительной съемке выстроенной дороги устанавливают фактическое положение оси и бровок земляного полотна, кромок оснований и покрытий, границы выемок, насыпей, резервов и кавальеров, мест примыканий и пересечений дорог, всей сети водоотвода и его элементов, искусственных сооружений и обустройств относительно запроектированных.
Контроль осуществляется измерением превышений, расстояний и углов относительно контрольных линий и точек с занесением всех результатов в специальные ведомости.
Съемку осей и поперечников ведут прокладкой теодолитных и нивелирных ходов между ближайшими точками опорной сети или съемкой отдельных точек с контрольных опорных точек и реперов, разместившихся вдоль строящегося сооружения за пределами строительных работ.
Исполнительная съемка и геодезический контроль должны иметь более высокую точность, чем точность производства работ при строительстве сооружений.
При окончательной приемке сооружения в эксплуатацию предъявляется вся необходимая для этого документация (акты на разбивку осей сооружения и создание опорной сети строительства с закреплением ее точек; схемы и исполнительные чертежи конструктивных частей, оснований и фундаментов, послойных размеров оснований и покрытий дорожного полотна, заложений откосов, уклонов и размеров канав и резервов; исполнительные нивелировки и съемки отдельных участков, элементов, монтажных горизонтов или этапов строительства сооружения).
Все запланированные при строительстве отступления и изменения проекта должны быть еще перед разбивкой сооружения внесены в рабочие чертежи строительства и подписаны ответственными лицами за производство работ и главным инженером строительства.
При перетрассировке, или изменений размеров отдельных объектов и элементов строящегося сооружения, или при их капитальном ремонте в процессе строительства на них должны быть представлены надлежащие документы.