Проектирование земляного полотна высокой насыпи (глубокой выемки)
Индивидуальный поперечный профиль земляного полотна, согласно СНиП 2.05-02-85* [1], проектируется при высоте насыпи или глубине выемки более 12 м.
Основные рекомендации по проектированию откоса сводятся к следующему [2]:
1. Крутизна откоса, характеризуемая коэффициентом заложения откоса m,должна увеличиваться сверху вниз от значения m = 1,5 с шагом 0,25 через каждые 6 м (рис. 1, а).
2. Бермы шириной 2–3 м с уклоном 20–30 ‰ устраивают, начиная с нижнего откоса, через каждые 6 м (рис. 1,б).
3. Откосы выемок глубиной более 12 м проектируют аналогично откосам высоких насыпей. Однако ввиду большей устойчивости откосов, устраиваемых в грунтах естественного сложения, бермы устраивают значительно реже.
Рис. 1. Откосы переменной крутизны:
а – с переменной крутизной откосов(без берм);
б – с бермами; 1 – берма
Расчетные характеристики грунта насыпи (табл. 1) следует принять по табл. 1, прил. 1.
Таблица 1
Наименование показателя | Обозначение | Единица измерения | Величина |
Проектная высота насыпи по оси дороги | Hнас | м | |
Грунт насыпи | |||
Плотность грунта для возведения насыпи | γ0 | кН/м3 | |
Сцепление | С | кПа | |
Угол внутреннего трения | φ | град |
Разрушение земляного полотна, как правило, начинается с обрушения откоса, которое происходит по поверхностям скольжения, близким к круглоцилиндрическим.
Устойчивость земляного полотна оценивается в условиях плоской задачи, то есть рассматривается массив грунта, расчлененный плоскостями, перпендикулярными оси дороги, протяженностью 1м.
Обрушение откосов происходит под влиянием внешних нагрузок (автомобилей и др.) и собственного веса грунтового массива.
По ГОСТ [3] в качестве нагрузки от автотранспорта принимают нагрузку НК, которая представляет одиночную четырехосную тележку с нагрузкой на каждую ось 18 К в кН (рис. 2).
Рис. 2. Схема нормативной нагрузки для расчета устойчивости земляного полотна
Для расчета земляного полотна автомобильных дорог всех категорий класс нагрузки К = 8,3.
При расчете устойчивости откосов насыпи временная нагрузка от транспорта приводится к эквивалентному слою грунта земляного полотна.
Толщину эквивалентного слоя грунта вычисляют по формуле
0276S10-02858
где D = 3,6 м – база нормативной нагрузки НК, м;
c = 2,7– колея нормативной нагрузки НК, м;
– плотность влажного грунта, кН/м3.
Эквивалентный слой грунта располагается на всей ширине земляного полотна (рис. 3).