Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2 КоАП)
2.2.1. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе лицом, обязанным подать заявление о постановке на такой учет, за исключением физического лица — плательщика
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные отношения, позволяющие осуществлять учет и контроль лиц, обязанных уплачивать налоги в связи с осуществляемой ими деятельностью, кроме физических лиц — плательщиков.
Объективная сторона правонарушения выражается в деянии it форме действия — осуществление деятельности без постановки ил учет в налоговом органе, лицом, обязанным подать заявление о постановке на такой учет, за исключением физического лица — плательщика.
По общему правилу лицо не может приступать к соответствующей деятельности до постановки на учет в налоговом органе. При- таки состава правонарушения в виде уклонения от постановки на учет в высшей степени формализованы — установление факта осуществления деятельности без постановки на учет и есть уклонение от постановки на учет.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение трех рабочих дней со дня получения информационной карты от регистрирующего органа или заявления плательщика (иного обязанного лица) с приложением необходимых документов (сведений) о плательщике (ином обязанном лице) и объектах налогообложения, полученных налоговым органом. Юридически плательщик или иное обязанное лицо считаются состоящими на налоговом учете со дня принятия соответствующего решения налоговым органом с присвоением учетного номера плательщика.
Субъект правонарушения — должностное лицо юридического лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Ответственность состоит в наложении штрафа на должностное лицо юридического лица в размере пяти базовых величин за каждый полный или неполный месяц осуществления деятельности, но не более двадцати базовых величин, на юридическое лицо — в размере двадцати процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее семидесяти базовых величин.
Под доходами в ст. 13.2 понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая как выручка за вычетом документально подтвержденных материальных затрат, связанных с извлечением дохода и устанавливаемых для юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством (см. Примечание к статье).
2.3. Нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации (ст. 13.3 КоАП)
2.3.1. Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке не более одного рабочего дня либо не более пяти рабочих дней в случае неосуществления операций по счету (ч. 1 ст. 13.3)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять надлежащий учет и контроль плательщиков налогов.
Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии — в несоблюдении (пропуске, просрочке) плательщиком установленного налоговым законодательством срока информирования налогового органа об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке.
Сроки представления плательщиком такой информации установлены п. 1.9.1 ст. 22 НК. Плательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке (для белорусских организаций — о счетах в Республике Беларусь и за ее пределами, а для иностранных организаций — о счетах в Республике Беларусь (за исключением вкладных (депозитных) и (или) корреспондентских счетов, открытых Центральным (Национальным) банком иностранного государства и иностранным банком, включенным в международный справочник «Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information) и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в Республике Беларусь) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета.
Названное положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов.
В диспозиции нормы-запрета (ч. 1 ст. 13.3 КоАП) установлены кроме общего срока еще два вида дополнительных сроков: просрочка не более одного рабочего дня и не более пяти рабочих дней в случае неосуществления операций по счету.
Субъектом правонарушения является должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Ответственность состоит в наложении штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере пяти базовых величин.
2.3.2. Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке более пяти рабочих дней, а также от двух до пяти рабочих дней включительно, в период которой осуществлялись операции по счету, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица (ч. 2 ст. 13.3)
Непосредственным объектом правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять надлежащий учет и контроль плательщиков налогов.
Объективная сторона выражается в деянии (бездействии) — нарушении установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке более пяти рабочих дней, а также от двух до пяти рабочих дней включительно, и период которой осуществлялись операции по счету.
Субъект правонарушения — физическое лицо, в том числе должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Ответственность состоит в наложении штрафа на физическое лицо, включая должностное лицо юридического лица, в размере двух базовых величин за каждый полный месяц просрочки, но не более два-
дцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — десяти базовых величин с увеличением на две базовые величины за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — десяти базовых величин с увеличением на десять базовых величин за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не более семидесяти базовых величин.
2.4. Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета (ст. 13.5 КоАП)
2.4.1. Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) (ч. 1 ст. 13.5)
В соответствии со ст. 28 НК объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый кодекс, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.
Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.
Отдельными видами объектов налогообложения являются: 1) товары (ст. 29 НК); 2) работы и услуги (ст. 30); 3) доходы (ст. 34); 4) дивиденды и проценты (ст. 35)7.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие осу-
[1] См. также: Пилипенко А А Финансовое право: учеб. пособие. Минск: Книжный дом, 2007. С. 278
шествить надлежащий (полный) и контролируемый учет плательщиками доходов и иных объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 22 НК и Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2001 г.8 на плательщиков налогов, сборов (пошлин), в том числе индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, приравненных к индивидуальным предпринимателям, в целях налогообложения возлагается обязанность вести в установленном законодательством порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, представлять м налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением, вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган но месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности; при проведении налоговых проверок представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы и сведения, необходимые для налогообложения.
Объективная сторона правонарушения может быть выражена н следующих по форме деяниях:
21) в нарушении плательщиком, иным обязанным лицом путем действия или бездействия правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета;
22) в отсутствии у налогового агента, т. е. неведении (бездействии) или ненадлежащем ведении (несовершении всех необходимых действий) налоговым агентом, учета начисленных и выплаченных плательщику доходов;
23) при этом если указанные деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату налогов, сборов (пошлин).
Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета доходов (расходов) и (или) иных объектов налогообложения может выражаться в различных деяниях (действиях или бездействии).
Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 63. 2/785.
Порядок ведения налогового учета и, соответственно, правила учета доходов (расходов) и (или) иных объектов налогообложения определяются Инструкцией о порядке ведения налогового учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16 декабря 2003 г. № 173/1 149.
В соответствии со ст. 62 НК налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам. сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения, осуществления налогового контроля и должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об объектах налогообложения, показателях, участвующих в определении налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, а также о размерах такой базы и исчисленных за налоговый и (или) отчетный период суммах налоговых платежей.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Налоговый учет ведется плательщиками (иными обязанными лицами) в соответствии с налоговым законодательством посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета и получения иной информации об объектах налогообложения и элементах налогового учета, ее систематизации и накопления в целях определения размера налоговой базы.
Расчетными корректировками признаются увеличение, уменьшение и (или) иное изменение в данные бухгалтерского учета, производимые плательщиками (иными обязанными лицами) в рамках ведения налогового учета для получения информации об объектах налогообложения и определения их стоимостных, физических или иных характеристик.
9Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 8. 8/10407.
Основаниями для проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета являются нормы актов налогового законодательства, которыми установлены объект налогообложения, и порядок определения налоговой базы по конкретному налоговому платежу, и (или) порядок исчисления налоговых платежей.
Расчетные корректировки к данным бухгалтерского учета проводится в случае, если такие данные содержат недостаточную либо излишнюю информацию об объектах налогообложения и элементах налогового учета.
Если данные бухгалтерского учета об имуществе плательщиков (иных обязанных лиц), их обязательствах и хозяйственных операциях, признаваемых объектами налогообложения либо достоверными показателями определения размера налоговой базы, соответствуют составу и характеристикам информации об объектах налогообложения и элементах налогового учета, такие данные бухгалтерского учета принимаются в качестве налогового учета без расчетных корректировок.
Элементами налогового учета признаются имеющие соответствующие характеристики показатели, учитываемые либо исключаемые при определении размера налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, в том числе доходы и расходы плательщиков.
Для целей налогового учета доходы плательщиков подразделяются:
1.на доходы (выручку) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (так называемые доходы от реализации);
2.на доходы от внереализационных операций (так называемые внереализационные доходы). Внереализационными доходами признаются доходы, поступившие плательщику от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), включая иные ценности, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности.
Доходы от реализации и внереализационные доходы в соответвии с налоговым законодательством должны быть отнесены либо и доходам от источников в Республике Беларусь, либо к доходам от источников за пределами Республики Беларусь.
Расходы плательщиков подразделяются:
1.на расходы по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (расходы по реализации)10;
2.на внереализационные расходы, т. е. затраты (расходы, потери, убытки) от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Все доходы и расходы плательщиков в соответствии с установленным порядком налогового учета должны быть разнесены по видам налогов и отчетным периодам в порядке, установленном налоговым законодательством.
Следует учитывать, что состав расходов и доходов исчерпывающе определяется законодательством.
Информация об объектах налогообложения и элементах налогового учета подлежит систематизации и накоплению в расчете налоговой базы и (или) регистрах налогового учета, которые являются сводными формами отражения такой информации за налоговый и (или) отчетный период, сгруппированной в соответствии с требованиями налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Регистры налогового учета ведутся плательщиками и иными обязанными лицами в виде специальных форм на бумажных и (или) электронных носителях.
Неоговоренные исправления в регистрах налогового учета не допускаются. Исправление ошибок в регистрах налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление.
10Расходами по реализации признаются затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, представляющие собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации этой (этих) продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее (их) производство и реализацию.
Размер налоговой базы по каждому налоговому платежу определяется в соответствии с налоговым законодательством.
Определение размера налоговой базы производится в расчете налоговой базы, составляемом плательщиками (иными обязанными лицами) за налоговый и (или) отчетный период, к которому в соответствии с налоговым законодательством относятся соответствующие объекты налогообложения, элементы налогового учета.
Определение налоговой базы плательщиками (иными обязанными лицами) производится отдельно по каждому из налоговых платежей, по которым в соответствии с налоговым законодательством у них возникло налоговое обязательство.
Формы налоговых расчетов, виды регистров налогового учета, порядок их ведения и представления налоговым органам определяются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и нормативных правовых актах о порядке исчисления и уплаты в бюджет соответствующих налоговых платежей.
Правила ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями изложены в Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г. № 50/45".
Индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, по которым в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»12 они уплачивают единый налог, обязаны вести учет:
1.начисленных и выплаченных доходов физическим лицам из числа членов семьи, привлекаемым по трудовым или гражданско- правовым договорам;
2.исчисленных и перечисленных в бюджет, в Фонд социальной шииты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь сумм соответствующих налогов, сборов (пошлин),
11 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 92. 8/ 14546.
12 Гам же. 2005. № 103. 1/6561.
обязательных страховых взносов, исчисляемых предпринимателем с доходов указанных физических лиц.
Предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, обязаны вести учет движения товаров в учетной книге, форма и порядок ведения которой определяются постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. № 51 / 49 «Об утверждении формы книги учета движения товаров и Инструкции о порядке ведения книги учета движения товаров»13.
Предприниматели, ввозящие с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь сырье и материалы, основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, ведут учет указанных товаров соответственно в книгах учета сырья и материалов, основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств.
Несоблюдение или невыполнение плательщиком, иным обязанным лицом изложенных правил (порядка, требований, обязанностей) ведения учета объектов налогообложения и составляет суть рассматриваемого деяния-нарушения.
Отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов может заключаться в том, что такой учет вовсе не ведется либо ведется, но не в полном для налогообложения объеме или в ненадлежащем порядке.
В соответствии с п. 3.2 и 3.3 ч. 3 ст. 23 НК налоговые агенты по каждому плательщику обязаны вести учет:
1.начисленных и выплаченных плательщику доходов;
2.удержанных у плательщика налогов, сборов (пошлин) и их перечисления в бюджет;
3.а также представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин).
Субъектом правонарушения является индивидуальный предприниматель, должностное лицо юридического лица.
13 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 70. 8/12491.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной м форме умысла или неосторожности.
Ответственность состоит в наложении штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух до десяти базовых величин, на юридическое лицо — от пяти до пятидесяти базовых величин.
2.4.2. Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), в том числе совершенные должностным лицом юридического лица (ч. 2 ст. 13.5)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять надлежащий (полный) и контролируемый учет плательщиками доходов и иных объектов налогообложения.
Объективная сторона выражается в деянии (действии или бездействии):
1. в нарушении плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других цементов налогового учета;
2. в отсутствии у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов.
При этом необходимо иметь в виду, что эти деяния повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), в том числе совершенные должностным лицом юридического лица.
Субъект правонарушения — физическое лицо, в том числе должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Ответственность состоит в наложении штрафа на физическое лицо, в том числе должностное лицо юридического лица, в размере от двух до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от трех до двадцати базовых величин, на юридическое лицо — от десяти до восьмидесяти базовых величин.