Определение осадки насыпи на слабом основании
Для прогноза конечной величины используют схему одномерного компрессионного сжатия.
При расчете осадки насыпи в качестве транспортной нагрузки принимают нагрузку АК, представляющую одну двуосную тележку с нагрузкой на ось 10 К, кН по ГОСТ [3] (рис. 4).
Рис. 4. Схема нормативной нагрузки АК для расчета дорожной одежды и земляного полотна на слабых грунтах
Нагрузка от транспортных средств приводится к эквивалентному слою грунта земляного полотна по формуле
,
где – ширина земляного полотна поверху, м;
– плотность влажного грунта насыпи, кН/м3;
n – количество полос движения;
d = 2,5 м – расстояние между осями колесной тележки нагрузки АК;
К – тип колесной нагрузки:
для дорог I-II категорий – К = 11,5;
дорог III– IV категорий – К = 10;
V категории – К = 6.
При отсутствии данных компрессионных испытаний грунтов, для ориентировочных прогнозов конечная осадка рассчитывается с использованием модуля деформации слабого грунта.
С учетом отличия свойств грунта насыпи в естественном и водонасыщенном состоянии формула для определения осадки имеет вид:
где
Zгв – уровень грунтовых вод, отсчитываемый от поверхности земли;
– плотность грунта насыпи в естественном состоянии и с учётом взвешивающего действия воды
= (D – Dв)(1– n),
гдеD, Dв – соответственноплотность частиц грунта и воды;
n – пористость грунта насыпи в долях единицы.